Разработка индивидуальной адаптированной программы по математике 3 класс для учащегося с ОВЗ
Пояснительная записка
Адаптированная индивидуальная образовательная программа по математике для обучающегося с ОВЗ рассчитана на обучение Ф И (ЗПР,билингвизм), испытывающего стойкие трудности в обучении.
При освоении вариант 7.1. АООП НОО ФИ обучается по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы, и специальную поддержку освоения АООП НОО. Заключение и рекомендации специалистов
В 2015-2016 учебном году организовать обучение ФИ по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Заключение ГПМПК г.Астрахани. №______________ ОТ _________________
Адаптированная образовательная программа разработана на основании: Адаптированная образовательная программа разработана на основании:
1. Конституция РФ; Конвенции о правах ребенка, Федеральный закон № 273 -ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка", Конвенции модернизации российского образования на период до 2020 года.
2 .Приказа Министерства образования и науки от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» разработан в соответствии: с ч.6 ст.11 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (педсовет №3 от 10.01.2015 г.)
4. Учебного плана МБОУ г. Астрахани СОШ №74 имен Г Тукая» на 2015-2016уч.год.
5. Примерной программы по математике и авторской программы «Математика 1-4 класса» В.Н.Рудницкая ( Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф.)
6.«Положение о текущем контроле и нормах оценки знаний, умений, навыков учащихся с ОВЗ» МБОУ г. Астрахани «СОШ №74 им Г. Тукая» (педсовет №3 от 10.01.2015 г.)
7. Решения МО учителей начальных классов (МО № 2 от 05.11.2015 г.)
Предметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач
; 4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Личностные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО : 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочныхисточниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
Итоговая аттестация на ступени начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом.
Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
Устный ответ«5» - обучающийся дает развернутые и правильные ответы на поставленные вопросы;
правильно и достаточно быстро производит арифметические вычисления;
в процессе решения арифметических задач правильно анализирует данные условия задачи, самостоятельно составляет план решения, при выполнении решения поясняет свои действия, достаточно подробно формулирует ответ на вопрос задачи;
в ходе выполнения практических заданий по измерению и черчению правильно использует измерительные и чертежные инструменты, выполняет практические работы аккуратно и точно;
«4» - допускает в устном ответе незначительные неточности в формулировках и использовании лексики;
в процессе вычислений допускает отдельные несущественные ошибки и сам их исправляет;
в ходе решения арифметических задач дает краткие, иногда недостаточно точные пояснения при правильном решении задачи;
допускает некоторые неточности в процессе практической деятельности по измерению и черчению (при определении оценки за выполнение практических заданий необходимо учитывать особенности развития ручной моторики учащихся);
способен исправить допущенные неточности при незначительной помощи учителя.
«З» - обучающийся допускает грубые ошибки при выполнении арифметических действий, однако может исправить их с помощью учителя;
правильно выполняет решение задачи только с помощью учителя.
«2» - обучающийся затрудняется в ответах на большую часть поставленных вопросов, не может правильно решить задачу, делает грубые ошибки в вычислениях и не исправляет их даже после помощи учителя.
Устный счёт«5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок.
Вычислительные навыки
«5» - без ошибок.
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.
«3» - 2-3 грубые ошибки и 1-2 негрубые ошибки.
«2» - 4 и более грубых ошибок.
Решение задач
«5» - правильно выбраны действия, нет вычислительных ошибок.
«4» - 1-2 вычислительные ошибки, исправил самостоятельно.
«3» - неверно выбрано 1 действие и допущены и исправлены самостоятельно вычислительные ошибки,
«2» - неверно выбраны 2 и более действий, самостоятельно исправить её не может. Если задачи не решены.
Комбинированная работа
Контрольная работа по математике в специальных (коррекционных) классах VII вида проводится на двух уроках. Задания для контрольной работы на первом уроке содержит задачи и геометрический материал. Задание второго урока состоят из примеров, уравнений, заданий на сравнение.
Объём работы составляет: 2 задания на первом уроке, 3-4 задания на втором уроке. Негрубыми ошибками в работе считаются:
замена знаков, не влияющая на логику выполнения задания;
единичное отсутствие наименований;
отсутствие пояснений в задаче, неполный ответ;
незначительные расхождения при измерении;
замена цифр с последующим верным решением задания;
отсутствие проверки в уравнениях;
«5» - все задания выполнены без ошибок.
«4» - 1-3 вычислительные ошибки в примерах и задачах или выполнено 75% работы.
«3» - задача решена и есть 3-4 вычислительные ошибки, или выполнено 50% работы.
«2» - во всех заданиях есть ошибки или выполнено меньше 50%.
Информационно-техническое обеспечение:
компьютер, мультимедиа проектор, колонки, экран, образовательные ресурсы сети Интернет, видеофильмы, иллюстрированные материалы.
Учебно-методические разработки, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах:
http://www.it-n.ru/ http://festival.1september.ru/
http://www.nachalka.com/http://www.4stupeni.ru/http://www.uroki.net/docnach.htmhttp://www.pedsovet.su/load/100http://www.openclass.ru/node/324http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a
http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/literatnach/nachlitplanir/-----3--q-q.htmlСборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
Рудницкая В.Н. Математика: 3 класс: методика обучения / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – 2 –е изд., перераб.- М.: Вентана – Граф, 2009 – 224 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана – Граф, 2008 – 304с.:– (Оценка знаний)
Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика в начальной школе: Устные вычисления – М.: Вентана – Граф, 2009 – 200с.
Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. и др. Проверочные тестовые работы по математике./ Дидактические материалы. 2 –е изд., перераб.- М.: Вентана – Граф, 2009 – 224 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
.