Педсовет Достоин быть учителем тот, кто стремится к новому, сберегая старое




Педагогический совет «Достоин быть учителем тот, кто стремится к новому, сберегая старое»
« Современный учитель: социальный запрос»
Цель: определение социального запроса современной школы на учителя

АНКЕТА
Что было положительного в школе в годы вашего ученичества?
Какого учителя вы ждёте в своей школе?
Нужен ли учитель мужчина в школе?

----------------------------------------------------------------------
Современная педагогика опирается на опыт, идеи, теории прошлых лет.
Современное понимание психологии личности основано на идеях культурно-исторической школы (культурно-деятельностной) Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева. Развитие психологии было бы невозможно без работ П.Я.Галперина, Д.Б.Эльконина. Их идеи развивает А.Г.Асмолов («Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека»). Его идеи о смыслах, многомерности, как сущностной характеристики личности, о значимости эмоциональной стороны в образовательном процессе. Через образы он доступно излагает теоретические вопросы психологии («страх перед открытой дверью» - страх перед необходимостью находить нестандартные решений проблем в постоянно меняющихся условиях.
Идеи Выготского о ведущей роли обучения в развитии, теория развития ребенка Идеи об ориентации на завтрашний день ребенка, о развитии через сотрудничество сильных и слабых учеников – сегодня актуальны. Основы личностно-ориентированного, ситемно-деятлеьностного подхода, которые развивали Леонтьев, Галперин,Эльконин, Давыдов, разработали технологию развивающего обучения.
Сухомлинский, педагогика сотрудничества
Вальдорфская школа. (Австрия, Вена – видеть математику в танце, рукоделии, музыке, цветах.) 1919 год первые школы.Рудольф Штайнер (1907 «Образование ребенка». Технология педагогических мастерских (Иванов, Щетинин – идея погружения), Тубельского, Казарновского (студии- театрализованные постановки классических пьес – «Евгений Онегин»: современное прочтение»).
Проблемное обучение Махмутов Мирза Исмаилович («Теория и практика проблемного обучения», 1972 г., становится особенно актуальной в связи с введением ФГОС, требующего развития критического мышления и умения учащихся действовать в нестандартных ситуациях, способствует формированию универсальнх учебных действий.
Технология игрового обучения: Коменский, Руссо, Толстой, Песталоцци, Ушинский, Макаренко, Блонский. Их идеи развили Ярошенко, Репкин, Никитин, Шмаков.

Современные развивающие технологии основаны на технологиях ранних. Кейс-метод («кейс-стади») – использует идеи различных технологий. Современный учитель имеет возможность сочетать элементы различных технологий. Так, на уроках истории темы существенно отличаются содержанием (экономика, политика, культура, события военной истории).
Мой опыт педагогической деятельности начался с идей педагогики сотрудничества, многие идеи новаторские и сегодня не устарели. Ш. А.Амонашвили (гуманитарно-личностная технология «Школа жизни», Е.Н.Ильин (преподавание литературы как искусства и человекоормирующего предмета) В.Ф.Шаталов – система обучения с помощью опорных сигналов.
. Занков писал о том, что задача учителя помочь духовному развитию ребенка, не «формировать» личность, а помочь, опираясь на ум, волю, чувства ребенка. Интеллектуальное, нравственное, эмоциональное развитие взаимосвязаны. Целостная картина мира создается через науку, литературу и искусство.
Современных учеников не представить без айфонов, айпадов, андроидов. Как использовать на уроке? Пример. В 11 классе на уроке обществознания «Влияние средств массовой информации, на общественную жизнь» анализируем подачу новостей различными новостными агентствами: каков порядок подачи новостей, какие темы предпочитают агенства, каков порядок их подачи?
Общение через Интернет.

Анализ своего опыта.
Современный учитель стремится использовать как проверенные временем прежние идеи и ищет новые приемы, формы. Их сочетание может дать неплохие результаты.
Нестандартное начало урока - нетрадиционная формулировка темы урока, создающая определенную интригу, интерес, мотивацию. В моих руках необычный предмет. Что это? Как он связан с темой урока? (Цветок).
Темы- загадки («Фнкск мрплвтл»,» девиз-Alea jacta est!» - «Жребий брошен!», высказывания-. «Historia est magistra vitae» («История – учительница жизни»). Возможно название урока на английском языке («Гражданская война в США», 8 класс) «If a slavery is not evil, there is not any evil in the world» (A.Lincoln) .
На уроке нет мелочей. Учитель должен учитывать всё: настроение детей, особенности класса, даже погоду (можно вставить в рассказ фразу: на уроке истории в 5 классе: «Египтяне никогда не видели снега – белого, холодного, который тает на ладони», 6 классе: «Хлодвиг сидел в своем замке перед камином, прислушиваясь к шуму дождя за стеной»)
Возможно на уроках физики, химии, математики использовать поэзию, музыку, живопись? Луи де Броль и Н. Бор утверждали, что искусство приводит ученого к принципиально новому знанию. Искусство совершенно необходимая для самой научной деятельности, даёт возможность тренировать способности рождать фантазии, находить новые связи и ассоциации”. Как иначе можно объяснить увлечение Дж. Максвелла поэзией, неиссякаемую тягу С. И. Вавилова к гётевскому “Фаусту”, любовь А. Эйнштейна к Моцарту и его знаменитое высказывание: “Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс”. Химия и поэзия? Арбузов играл на скрипке, Камай, его ученик тоже увлекался музыкой, литературой, искусством. «Поэзия идёт впереди науки». Химику нужен Гомер.
Урок обществознания «Рыночная экономика».Казалось бы скучная тема. Но послушаем Александра Сергеевича:
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живёт, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.

Элегантное гениальное облачение теории стоимости Адама Смита в онегинскую строфу может поменять отношение детей к, казалось бы, скучной науке экономике. Можно поработать со стихами: давайте обсудим, опираясь на знания, почему это невыгодно с точки зрения рыночной экономики земли отдавать в залог?

Ряд тем по истории (как и под другим предметам) может изучаться в виде межпредметных проектов. История и литература («Пугачевский бунт в произведениях Пушкина». 1.На основе сравнительного анализа повести «Капитанская дочка» и работы «История Пугачева», раскрыть связь творчества А.С.Пушкина с историческим исследованием. Учитель: В.О.Ключевский в речи 6 июня 1880 года по случаю открытия памятника Пушкину сказал: «Пушкин был историком там, где не думал быть им «Капитанская дочка была написана между делом, среди его работ над пугачевщиной, но в ней больше истории, чем в «Истории пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману». Нет ли в этих словах противоречия?
Художнику удается то, что не по силам порой ученому – передать дух исторической эпохи, потоки времени, создать эмоциональный объёмный образ эпохи. Помню, во время встречи с Даниилом Граниным, он сказал: ничего выше в российской прозе не написано и увлекательный сюжет и язык. «Идеальная иерархия слов» (по выражению Толстого).
«Стояло тёплое осеннее утро. За селом Богдашкино в низинах и оврагах стелился сизый туман. На равнине, раскинувшейся между оврагами сквозь причудливые клубившиеся облака тумана, вдруг проявились смутные очертания древнего города. Высокая дубовая стена с башнями; на валу – изготовившиеся к бою лучники, от посада к мосту, перекинутому через глубокий ров, бежали ремесленники, спешно покинув свои мастерские с дымившими горнами. Слышался бешеный лай собак и испуганное карканье ворон, беспорядочной стаей удалявшихся к темнеющему вдали лесу. На валу раздавались отрывистые команды начальника стражи, а из-за стен доносились женские причитания и отчаянный плач детей По противоположному склону оврага двигался к городу табун коней. Всадников в тумане не было видно Когда мы подошли к городу, туман уже рассеялся, дым осел по низинам, и пробившиеся сквозь белесую пелену яркие лучи рыжего солнца высвечивали пустынную серую равнину. Мы не успели рассмотреть город вблизи, не успели пройти по его улицам, вглядеться в лица его жителей, спросить, что происходит Город исчез, и даже название его осталось неизвестным»
Строки из сочинения ученицы, вошедшие в наш учебник по истории Тетюш. (Глава «Булгарские города и селения». Разве здесь нет истории? Разве не пронизана душа автора переживаниями исторического события? И эти строки не ценнее, чем высокие баллы за ЕГЭ?
Применение межпредметных связей, что соответствует современной тенденции развития наук - на стыке разных областей знаний. Это способствует формированию универсальных, метапредметных учебных действий. История, искусство, геометрия – изучение темы «Искусство эпохи Возрождения» (Загадки Джоконды), «Искусство Древней Руси» (Геометрические пропорции на древнерусских иконах).Использование «Золотого сечения» на картине Рембрандта.

Приём «Урок с открытым финалом» - как развивались бы события, если бы Пушкин выжил после роковой дуэли? (Т.Толстая «Сюжет»). Вы сможете удержаться и не прочитать этот рассказ? А какова судьба Карла VII, Жана графа Дюнуа- соратника Жанны д,Арк, Пьера Кошона, который допрашивал Жанну. Как менялась во Франции оценка подвига Жанны?

Девиз конкурса: учить и учиться. К хорошему уроку учитель готовится всю жизнь. «Личность воспитывается личностью». (Сухомлинский). «Для ребенка учитель много важнее предмета». Универсальный учитель (литература, музыка, шахматы, творчество). Учитель должен быть интересен детям. Учиться всю жизнь. Встречи с Д.Граниным, Д.Лоуэнгфнльдом (США),Е.Евтушенко, З.Прилепиным. Переписка с Марутой-Краснопольским (США). Надо публиковаться, участвовать в конференциях, фестивалях, профессиональных конкурсах.
Задания, требующие морально-этической оценки. (Могут подсказать ученики). В романе Пауло Коэльо-«Алхимик». («Каждая возможность изменить себя - это возможность изменить весь мир! ») приводится притча (переходим к этапу рефлексии). Однажды Пречистая Дева, держа на руках младенца Христа, решила спуститься на землю и посетить некую монашескую обитель. Исполненные гордости монахи выстроились в ряд: каждый по очереди выходил к Богоматери и показывал в ее честь свое искусство: один читал стихи собственного сочинения, другой демонстрировал глубокие познания Библии, третий перечислил имена всех святых. И так братия в меру сил своих и дарований чествовала Деву и младенца Иисуса.
А последним оказался смиренный и убогий монашек, который не мог даже затвердить наизусть текстов Священного Писания. Родители его были люди необразованные, выступали в цирке, и сына они научили только жонглировать шариками и прочим фокусам.
Когда дошел черед до него, монахи хотели прекратить церемонию, ибо бедный жонглер ничего не мог сказать Пречистой Деве, а вот опозорить обитель - вполне. Но он всей душой чувствовал настоятельную необходимость передать Деве и Младенцу какую то частицу себя. И вот, смущаясь под укоризненными взглядами братии, он достал из кармана несколько апельсинов и принялся подбрасывать их и ловить, то есть делать то единственное, что умел, - жонглировать.
И только в эту минуту на устах Христа появилась улыбка, и он захлопал в ладоши. И только бедному жонглеру протянула Пречистая Дева своего сына, доверив подержать его на руках.
В чем, по-вашему, смысл этой притчи? Какая связь с темой? (Отдавать частицу себя, быть собой, быть искренним, открытым, а не делать вид, не казаться.


15