Конспект музыкального занятия для старшей группы:
РОССИЯ. ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ 2013 ст. гр. "Ягодка", "Сказка". Муз. Рук. Привольнова Е. А.
ВЕД. - Поговорим мы с вами, ребята о нашем родном крае, о нашей Родине. Имя ее, конечно, все вы знаете. Давайте произнесем его хором:
ВСЕ - Россия, Русь!
ВЕД. - Дети, а что такое Родина?
1 реб. - Родина, это страна, где мы родились и живем.
2 реб. - Родина, это место, где живут мои близкие (мама, папа, бабушка, дедушка).
3 реб. - Родина - это место, где стоит наш детский сад.
4 реб. - Родина - это место, по которому люди скучают, находясь в чужом краю.
Если мы посмотрим изображения русских пейзажей, мы увидим поля, холмы, тихие спокойные реки, высокие небеса.
СЛАЙДЫ ПРИРОДЫ.
Русская природа исполнена спокойствия и тишины. В душе человека, смотрящего на русские просторы, рождается радость, восторг, благодарность Богу за то, что мы в таких краях живем.
ДЕТИ ВСТАЮТ В ПОЛУКРУГ, ВЫХОДЯТ 3 РЕБЕНКА:
1 - Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем.
И березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем.
2 - Что мы Родиной зовем? Поле, с тонким колоском,
Наши праздники и песни, теплый вечер за окном.
3 - Что мы Родиной зовем? Все, что в сердце бережем.
И под небом синим-синим, флаг России над Кремлем!
ПЕСНЯ "БЕЛЫЙ, СИНИЙ, КРАСНЫЙ". СЕЛИ
ВЕД. - Мы с вами, ребята, - люди русские. Русские - племя славянское. И язык, который мы с вами учим, - славянский. 24 мая наша страна отмечает Праздник славянской письменности и культуры. В 1992 году в Москве был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год мы славим Кирилла и Мефодия. Чем же они заслужили такую честь? Почему уже 2 тысячелетия помнят о них народы?
Грамота пришла на Русь с принятием христианской веры. Азбука славянская зовется кириллица, по имени святого равноапостольного Кирилла, составившего эту азбуку, создавшего для славянских народов письменность. Святого Кирилла и его брата Мефодия зовут учителями славян. А хотите увидеть, как эта история началась? ДЕТИ - Да!
ЗВУЧИТ БОЛГАРСКАЯ МУЗЫКА. ДЕЖУРНЫЕ СТАВЯТ СТОЛ И СТУЛ.
ВЕД. - Мы с вами оказались в Византии, 9 век (появляются К. и М.), а это старший брат Мефодий и младший брат Кирилл.
К. - Наконец-то и я в школу пошел. Мефодий, а почему учитель все время говорит по-гречески, как наш отец? Я слышал, он в лавке прекрасно разговаривал по-славянски, как наша мама.
М. - Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания - все от греков.
К. - А почему у славян нет своих книг?
М. - Потому что писать на славянском языке нельзя.
К. - Как это? Вот я возьму и напишу: Д - О - М.
М. - А " Я ЖИВУ В ДОМЕ" уже не напишешь, потому что нет такой буквы "Ж". И "Я", тоже нет.
К. - Так я придумаю!
М. - А знаешь, наш учитель не устает повторять: " Только культурные языки достойны чернил и бумаги, это латынь и греческий. Все другие языки варварские и грубые и писать на них нельзя".
К. - Нет можно! наша мама славянка. Вот вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать и не хуже, чем греки. И у славян будут свои книги. А греческие книги мы переведем на славянский язык. Ты мне поможешь, Мефодий?
М. - Конечно, я буду помогать тебе. Пусть будут у славян свои книги.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА. К. М. УХОДЯТ ПЕРЕОДЕВАТЬСЯ. ДЕЖУРНЫЕ УБИРАЮТ СТОЛ И СТУЛ.
ВЕД. - Так и случилось. Придумали братья азбуку для славян и перевели с ее помощью греческие книги на славянский язык. Издавна на Руси, чтобы книгу сохранить, обложку для нее делали из досок. Доски обтягивали кожей; закрывая книгу, обложку стягивали металлическими застежками. Такая книга долго могла послужить. А прочитать такую книгу "от доски, до доски" значит прочитать от начала до конца, от первой деревянной створки обложки до последней. Книги на Руси всегда очень ценились.
ВИДЕО – КНИГИ.
И у нас есть одна такая старинная книга, хотите в нее заглянуть? ДЕТИ – Да! (ВЫНЕСТИ КНИГУ С ПОДСТАВКОЙ) У каждой буквы есть свое значение. (ЛИСТАЕТ СТР., ДЕТИ ПРОИЗНОСЯТ БУКВЫ).
А – Аз, то есть –я; Б – Буки – буква; Г – Глаголь, говорить; В – Веди – ведать или знать; Д – добро; З – земля, Л – Люди; М – мысли; П – покой…
Язык наш славен и велик! Храни родную речь!
Язык любви сердца целит, тебе его беречь.
ВЫХОДЯТ 6 МАЛЬЧИКОВ:
1 – Буква к букве будет слово, слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна, музыкой звучит она.
2 – Так восславим буквы эти! Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит наш славянский алфавит!
3 – Мы Отчизне верно служим, я – один из сыновей.
И расту, чтоб был я нужен, дорог Родине своей.
4 – Ждет тебя за труд награда – цель прекрасная в дали,
Но оглядываться надо на пути, что мы прошли.
5 – Ничего нет лучше, краше милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших. На героев прошлых дней!
6 – Вспоминай их добрым словом, слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне! Слава русской старине!
ВЕД. – Скажите, ребята, вы любите родной язык? ДЕТИ – Да! А Родину свою вы любите? ДЕТИ – Да! А праздники наши вы любите? ДЕТИ – Да! Хотите мы свами сегодня проведем праздник так, как в стародавние времена праздновали ваши прабабушки и прадедушки? ДЕТИ – Да! Я думаю, это будет не трудно: вот и костюмы на вас русские народные, а чтобы попасть в старину, давайте вспомним пословицы и поговорки.
1 – Родина любимая - что мать родимая!
2 – Век живи – век учись.
3 – Ученье – путь к уменью.
4 – Встречают по одежке, а провожают по уму.
5 – Делу время, а потехе час.
ВЕД. – Верно, пора и отдохнуть. Собирайся народ, кто играть идет.
ДЕТИ ВСТАЮТ В КРУГ. ИГРА «ЦАРЕВИЧ - КОРОЛЕВИЧ». 3 раза. СЕЛИ МАЛЬЧИКИ. ДЕВОЧКИ ПОЮТ:
По зеленой по траве(2 раза). Гуси ходят босиком, босиком (2 раза)
Отчего же я хожу (2 раза). По траве да в башмачках, в башмачках (2 раза)
Ну-ка сяду да сниму (2раза). Не мешайте башмачки, башмачки (2раза)
По родной земле ходить (2 раза). По траве да по прохладушеке (2раза). СНИМАЮТ ОБУВЬ, САДЯТСЯ
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ НОМЕР « КОРОБЕЙНИКИ». ВЫХОДЯТ 2 МАЛЬЧИКА:
1 – Погляди честной народ,
2 – В гости ярмарка идет.
В КОНЦЕ ВЫХОДЯТ 2 мальчика с платками:
1 – А вот платки посадские, почти царские.
2 – Налетай, торопись, да плати, не скупись.
6 ДЕВОЧЕК БЕРТ ПЛАТКИ. ТАНЕЦ «КАК ПО МОРЮ».
СТИХИ: 1, 2 мальчик: Побегу в луга я, там среди травы,
Отыщу скорее белые цветы.
Милая ромашка, дай же мне ответ.
Любит дорогая, а быть может, нет?
Вот держу ромашку, лепестков не рву.
Лучше сам узнаю, к милой побегу.
ТАНЕЦ «РОМАШКИ» 2 ПАРЫ
Здесь теплое поле, наполнено рожью.
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда, золотокрылые Ангелы Божьи,
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины – кроме России,
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом! (Петр Синявский)
ВЫХОДИТ ДЕВОЧКА – Жура-жура-журавель, облетал он сто земель,
Облетал, обходил, крылья ноги натрудил.
Мы спросили журавля: « Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
ВСЕ – «Лучше нет родного края!»
ТАНЕЦ «БЕРЕЗЫ ШУМЯТ». СЕЛИ
ВИДЕО. СТИХ МУЗ. РУК.