Педагогический опыт по организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку.
Рахманина Н.И.Организация самостоятельной работы студентов специальности «Иностранный язык»
Самостоятельная работа по овладению иностранным языком играет одну из ведущих ролей в процессе обучения, как говорят «иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться».
Важной чертой самостоятельной работы является её продуктивность. Если студенты осознают, что работа продуктивна они будут её выполнять систематически, если же они понимают, что их усилия не имеют практически ценного результата, то, соответственно и заниматься такой работой они не будут.
Значительным аспектом организации самостоятельной работы по овладению иностранным языком является наличие стойкого познавательного интереса и позиции деловой активности личности. Студент должен быть способен к инициации учебной деятельности, владеть стратегиями целеполагания, уметь принимать самостоятельные независимые решения и быть ответственным за результат данной деятельности.
Группа студентов, о которой идёт речь, обучается на 4 курсе. В течение всех предшествующих лет формы самостоятельной работы и виды заданий менялись. Начиная от самостоятельного чтения и пересказа адаптированных текстов на первом курсе, подготовке сообщений и выполнению творческих заданий на втором и третьем курсах до привлечения в самостоятельную работу информационно-коммуникационных технологий на четвертом курсе.
В течение семестра осуществлялся анализ различных сайтов сети «Интернет», предоставляющих возможность для общения с представителями англоязычных стран. Было рассмотрено определенное количество сайтов и, в итоге, выбор был остановлен на сайте penpallplanete@yandex.com.
В качестве задания для самостоятельной работы у студентов было: «Найти друга по переписке из англоязычной страны». Все студенты активно начали поиск друзей по переписке. Естественно то, что не у всех плодотворная переписка началась сразу. У многих первая попытка знакомства закончилась не совпадением интересов и окончанием общения. Затем последовали новые поиски.
Раньше других устойчивый контакт удалось установить трем студенткам: Локтевой Ксении, которая начала общаться с преподавателем филологии одного из британских колледжей; Слядневой Оксане, завязавшей переписку со студентом одного из британских колледжей; Жихаревой Екатерине, нашедшей друга по переписке в лице служащего, одного из британских офисов.
Девушки выходят на связь со своими друзьями практически каждый вечер, а затем на уроке делают краткий отчет и сообщают одногруппникам интересные факты о культуре, стиле общения, языковых аспектах.
Если на уроке в ходе беседы или при чтении встречается какое-то интересное слово, выражение, описание культурной традиции, то девушки делают пометки. Затем они выясняют это у их друзей по переписке. Таким образом, на уроке появляется возможность проанализировать и сопоставить так ли в реальности обстоит дело с тем или иным фактом, отраженном в учебной литературе (ginger-ale).
Так сложилось, что у Ксении появилась возможность самостоятельно углубить знания в классическом варианте английского языка под руководством профессионального преподавателя, который исправляет её ошибки и даёт необходимые пояснения. Оксана получила возможность углубить знания разговорного варианта британского английского. Екатерина имеет возможность глубже изучить в различных аспектах деловой английский.
На первом этапе девушки общались со своими друзьями по переписке письменно на сайте, затем они обменялись адресами, и стали писать более подробные письма через электронную почту. В настоящее время все они общаются с их зарубежными друзьями по скайпу и таким образом практикуют еще и устную речь.
По утверждению самих девушек такое дополнение к классно-урочной системе изучения языка интересно, полезно и плодотворно.
Следует отметить, что с точки зрения компетентностного подхода к обучению будущих педагогов, подобная организация самостоятельной работы также является плодотворной. В процессе такой организации работы по изучению иностранного языка у студентов появляется возможность дополнительного развития коммуникативной, языковой, лингвистической, лингвострановедческой, культуроведческой и ИКТ компетенций.
Вообще вопросы организации самостоятельной работы часто являются объектом обсуждения на педагогических советах, где появляется возможность обмена идеями и опытом. В последнее время эта проблема получила новое рассмотрение в связи с выходом студентов заочного отделения в плоскость дистанционного обучения. Многие методы и приемы организации самостоятельной работы могут быть рекомендованы им для дистанционного обучения. Также как и многие задания для самостоятельной работы могут быть адаптированы для системы дистанционного обучения.