Доклад на тему:Организация самостоятельной работы над ошибками на уроках русского языка в школе VIII вида.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (В ШКОЛЕ VIII ВИДА)
Одним из принципов коррекционно-развивающего обучения является индивидуально-дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся. Это касается и организации работы над ошибками учащихся на уроке и во время выполнения домашней работы.
Наивно полагать, что работа над ошибками может ограничиться только исправлением в тетради допущенной ребенком ошибки и предложением ему выполнить работу над ошибками по памятке. Он никогда ее не выполнит без предварительной инструкции учителя и соответствующей подготовки.
Эффективная работа над ошибками – процесс сложный, кропотливый, длительный, который требует от учителя титанических (без преувеличения) усилий и целенаправленных действий. И, конечно же, это дело не одного дня, а нескольких месяцев, и даже лет. Начинается этот процесс в начальной школе, и проводить его должны в системе и учитель, и ученик: нет системы - нет результата.
К сожалению, приходится констатировать, что, перейдя из начальной школы в среднее звено, многие учащиеся не умеют самостоятельно, в системе выполнять работу над ошибками в силу нескольких причин, а именно:
- нарушения процессов анализа и синтеза;
- неумения работать по заданному алгоритму работы над ошибками;
– а главное, это отсутствие индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся при работе над ошибками;
- недочеты при организации данного вида деятельности или вообще полное его отсутствие (и такое тоже бывает, например, надомное обучение).
В своем выступлении я остановлюсь на нескольких ключевых моментах в организации работы над ошибками на уроке и во время выполнения домашней работы, постараюсь дать рекомендации с учетом выявленных уже в среднем звене недочетов, поскольку мы говорим о едином коррекционном пространстве, а значит, о единстве наших конечных целей.
По внутриклассной дифференциации по уровню обученности все учащиеся делятся на четыре группы:
I-II группа – учащиеся, усваивающие программу успешно;
III группа – учащиеся, нуждающиеся в индивидуально-дифференцированном подходе в обучении;
IV группа – учащиеся, обучающиеся по индивидуальной программе. В соответствии с этой дифференциацией мы и будем организовывать работу над ошибками на разных ее этапах, например, после написанного детьми контрольного диктанта.
1 этап работы над ошибками – назовем его «развитие орфографической зоркости» учащихся, умение увидеть допущенную ошибку самостоятельно. С учетом внутриклассной дифференциации учитель предлагает ребенку самому найти допущенную им ошибку:
I-II группа учащихся – на полях страницы в тетради учителем ставится палочка-знак допущенной учащимся в данной строке ошибки, ребенок должен найти слово, в котором допущена ошибка, исправить ошибку самостоятельно;
III группа учащихся – на полях страницы в тетради учителем ставится палочка-знак допущенной учащимся ошибки и одновременно подчеркивается слово, в котором допущена ошибка; ребенок должен найти в слове допущенную им ошибку, исправить ее самостоятельно;
IV группа учащихся – учитель исправляет ошибку сам, а ребенок должен обратить внимание на сам факт допущенной им ошибки, т.е. увидеть ее. И, конечно же, необходимо дать возможность учащемуся VI группы тоже развивать орфографическую зоркость: предложите ему найти ошибку в слове или допущенные им ошибки, например, сравнивая написанное им упражнение с текстом, по которому он работал в учебнике (при этом ошибки в тетради не исправляются учителем). Найдет 2-3 ошибки – это уже маленькая, но «победа».
Учитывайте всегда уровень подготовки детей: если класс слабый, задание, предусмотренное для IV группы, дается учащимся III группы, а задание III группы – учащимся I-II группы.
Слова, в которых были допущены ошибки, записываются в столбик в тетрадь: по ним будет делаться работа над ошибками.
2 этап работы над ошибками - назовем его «развитие умения определять тип ошибки»:
I-II группа учащихся определяет тип ошибки по перечню орфограмм, имеющемуся перед ними (дисграфическая, орфографическая, пунктуационная, выясняют, в какой части слова находится орфограмма и т.д.);
III группа учащихся определяет тип ошибки по таблицам различных орфограмм, которые даны на доске (жи-ши, разделительный мягкий знак, безударная гласная в слове, замена одной буквы другой и т.д.) Внимание: на доске таблицы только с орфограммами, на правописание которых учащиеся допустили ошибки! (если класс слабый, задание III группы дается и учащихся I-II группы);
VI группа учащихся не может самостоятельно определить тип ошибки. Данные виды работ не имеют смысла, если учителем не применяется в системе такой вид работы, как комментируемое письмо. К сожалению, значимость комментируемого письма несправедливо умаляется многими учителями младших классов: они используют данный вид работы на уроке редко, а, если и используют его, то делают это неправильно: ограничиваются даже не слоговой, а диктовкой по словам. Между тем, комментируемое письмо должно присутствовать на каждом уроке русского языка (письма), так как развивает в ребенке способность контролировать, анализировать написанное, увидеть в слове изученную орфограмму, вспомнить правило ее правописания, т.е. по сути, предотвратить возможную ошибку. Недочеты в данном виде работы видим мы, учителя русского языка: к нам приходят дети из начального звена, и мы их начинаем заново учить правильному комментируемому письму. Начинаем с «красной строки», большой буквы в начале предложения, точки в конце предложения и т.д. и каждый урок отвечаем вместе с учащимися на вопрос: «Почему так надо писать?» Комментируемое письмо, как вид работы, я использую на каждом уроке, не исключая уроки развития письменной связной и устной речи. Так вырабатывается орфографическая зоркость у учащихся, тренируется память, зрительное и слуховое восприятие, развивается речь: происходит каждодневное повторение правописания различных орфограмм.
3 этап работы над ошибками – это собственно сама работа над ошибками:
I, II, III группа учащихся выделяет орфограмму, на правописание которой они допустили ошибку (делают это они по образцу-таблице, имеющейся у них перед глазами), подбирают, если это необходимо, проверочные слова. Учитель контролирует выполняемую ими работу.
IV группа учащихся делает работу над ошибками по ранее заготовленному учителем образцу (при помощи и комментарии учителя).
4 этап работы над ошибками – это работа по развитию умений и навыков в правописании орфограмм, на которые были допущены учащимися ошибки. Учитель перед уроком работы над ошибками всегда делает анализ контрольного диктанта, любой проверочной или просто письменной работы на уроках, выявляет типичные ошибки, встречающиеся в работах учащихся, и на основе анализа подбирает виды практических работ на закрепление правописания той или иной орфограммы. Нет смысла говорить о них более подробно: каждый педагог имеет их в своей педагогической копилке множество, а как он ими распорядится, зависит только от мастерства учителя.
Будьте упорны! Пусть вас не смущает, что нет сиюминутного результата, а столько сил потрачено! Я не устаю каждый день, проверяя тетради, писать перед домашней работой образец работы над ошибками по той или иной орфограмме каждому учащемуся. И, поверьте, это дает свои результаты: дети знают, что учитель проверит, выполнена ли ими работа над ошибками качественно, точно и аккуратно, и приучаются постепенно перед домашним заданием ее выполнять.
Я хочу напомнить услышанную всеми нами вчера на МО притчу об учителе и ученике «Вставай и поднимайся». Если каждый из нас будет каждый день повторять эти слова, то, наверное, у нас будет пусть небольшая, но положительная динамика в работе над ошибками.