Открытый урок по литературе для 10 класса. Тема :Жизненный и творческий путь Льва Николаевича Толстого. История создания романа «Война и мир». Характеристика эпохи. Система образов.
Открытый урок №1 по литературе для 10 класса
учителя русского языка и литературы Юсуповой Эдие Ридвановны
Тема урока: Жизненный и творческий путь Льва Николаевича Толстого. История создания романа «Война и мир». Характеристика эпохи. Система образов.
Тип урока: комбинированный: урок художественного восприятия произведения.
Задачи (с позиции УДД и требований ФГОС)
Цель урока: ознакомить учащихся с жизнью и мировоззрением Л.Н.Толстого; вызвать интерес к личности и творчеству автора; совершенствовать умение составлять тезисы; дать определение понятия «роман-эпопея», выявить его характерные признаки.
Предметные: ознакомить с творческой историей романа «Война и мир»; воспитывать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни.
Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
Межпредметные связи: русская литература, русская история.
Ресурсы урока: учебник, текст романа «Война и мир», РМ для работы в группах, литературоведческий словарь.
Ход урока
I.Организационный этап
II. Постановка целей и задач урока.
III.Работа над темой урока
1.Проверка домашнего задания (фронтально).
2.Втупительное слово учителя.
-В начале XX. века Л.Н.Толстого называли «учителем в жизни и искусстве». В последующие десятилетия вплоть до наших дней наследие гениального художника слова продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет в нем ответ на свои вопросы и не просто разъяснит себе непонятное, а «подчинится» редкостно живым толстовским героям, воспринимая их как реальных людей. В этом и заключается феномен писателя. Мудрость постижения им человека, эпохи, страны, всего сущего приходит в близких каждому из нас переживаниях. Стремление к нравственному совершенствованию, проповедь любви к ближнему, добро, поиски смысла жизни – ведущие идейные мотивы творчества писателя. Они представляют истинный путь, дорогу к разумному, доброму, вечному.
3.Слушание «литературных визиток» о жизни и творчестве Л.Н.Толстого ( Учащиеся составляют подробный план ).
4. Слово учителя
(Учащиеся составляют тезисы)
- «Во всем мне хочется дойти до самой сути » Этими словами Б.Пастернака мы начинаем изучение романа «Вона и мир», потому что именно до самой сути хотел добраться Л.Н.Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющие интерес писателя к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда в середине 50-ых гг. стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.
Проблемы середины века: судьба народа, вопрос об отмене крепостного права –реформы 60-ых гг.; постепенных уход дворянства с «арены» борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения; вопрос о патриотизме, связанных с поражением в Крымской войне; вопрос об освобождении женщины, ее образовании, женской эмансипации.
5.Работа по выявлению специфики жанра романа-эпопеи
Работа со словарем литературоведческих терминов над понятием роман-эпопея .( в парах).
Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».
Черты эпопеи в романе «Вона и мир»:
Картины русской истории ( Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение)
События общественной и политической жизни( масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).
Отношения помещиков и крестьян (преобразования Петра, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).
Изображение различных слоев населения ( поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).
Описание бытовых сцен крестьянской жизни ( балы, великосветские приемы, охота, посещение театра и др.)
Разнообразие человеческих характеров.
Большая протяженность времени ( 15 лет).
Широкий охват пространства ( Петербург, Москва, Поместья Лысые горы и Отрадное, Смоленск, Бородино).
Вывод: Чтобы воплотить замысел, Толстому потребовалось создать новый жанр и только роман-эпопея соответствовал всем авторским условиям.
6.Обобщающая беседа по определению авторского своебразия романа
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
«Пресс»:анализ содержания статьи Л.Н.Толстого « В чем моя вера?» ( в группах ).
(РМ один на группу).
Ответьте письменно на вопрос: Какие принципы Л.Н.Толстого вы принимаете, а какие отрицаете? Почему?
Принципы религиозно-технического учения Л.Н.Тостого:
Не противься злу насилием.
Не прелюбодействуй и соблюдай чистоту семейной жизни.
Не клянись и не присягай никому не в чем.
Не мсти и не оправдывай чувство мести тем, что тебя обидели, учись терпеть обиды.
Помни -все люди братья. Учись и во врагах видеть доброе.
V. Домашнее задание.
Творческое задание(по вариантам.
1 Вариант.
Подготовиться к исследовательской работе «Путь духовных исканий Андрея, Пьера Безухова»: отметить в тексте романа цитаты, внутренние монологи героев..
2 Вариант.
Раскрыть сущность нравственной красоты человека на примере образов Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Прочитать соответствующие главы романа и дать краткую характеристику героинь романа по плану:1)портрет;2)поступки;3)отношение к семье и детям;4)отношение автора к героиням;5)ваше отношение к героиням.
15