Разработка урока по предмету Самопознание на тему: « Жизнерадостность и оптимизм»

Жизнерадостность и оптимизм.
Цель: расширить представления о таких качества, как оптимизм и пессимизм.
Задачи:
1. Вспомнить, что эмоции человека могут положительно или отрицательно влиять на его жизненные установки. Объяснить, что оптимизм связан с положительными эмоциями, а пессимизм – с отрицательными. Заострить внимание на том, что оптимисты и пессимисты переживают неприятные моменты жизни по-разному. раскрыть значение понятий «оптимист», «пессимист»;
2. Развивать умение анализировать чувства и поступки;
3. Воспитывать позитивное отношение к жизни.
Ресурсы: музыка ,иллюстрации героев мультфильмов, карточки слов, видео запись фильма»Ох и Ах», аудио запись «Песня Буратино».
Цитата урока. С. Смайлс
Весёлый человек создаёт себе весёлый мир,
мрачный человек создаёт себе мир мрачный.
1. Орг.момент. Позитивный настрой
Давайте начнём наше общение с радостных приветствий:
Лучистое солнце не делится на части
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.
Подумайте, чтобы вы могли подарить своим друзьям? (по кругу дети дарят словесные пожелания)
Пусть эти словесные подарки радуют нас с вами.
2. Минутка тишины. Проверка чувств, что ребята испытали, что им понравилось, что запомнилось, что или кого представляли рядом, что почувствовали и т.д.

Для продолжения нашего разговора я предлагаю представить всё то, о чём я буду говорить. Сядьте поудобнее, закройте глаза и мысленно представьте цветы (незабудки, лилии, тюльпаны, ромашки) из которых мысленно можно составить букет в подарок родным и близким людям. Из каких цветов букет и кому он предназначен? Как пахнет каждый цветок? Рассмотрите цветы! Каждый цветок обозначает те духовные ценности, которые живут в каждом из нас. Полюбуйтесь разноцветьем вашего букета!
Удалось ли вам представить букет цветов. А мне бы хотелось, чтобы в вашей душе расцвело ещё одно качество. А какое мы сейчас должны узнать.
3. Просмотр мультфильма «Ах и Ох»
Опишите, каким вы себе представляете главных героев.
Ах весёлый, жизнерадостный, бодрый, энергичный, аккуратный, никогда не унывает, во всём видит только хорошее.
Ох грустный, вялый неуклюжий, недовольный, неаккуратный.
Кто из героев вам больше нравится?
С каким из героев вам хотелось бы дружить?
Мне нравится человек похожий на Ах, потому что такой человек старается во всём видеть хорошее, он никогда не унывает, весёлый, жизнерадостный. В трудную минуту он сам не упадёт духом и поддержит других людей, посоветует, подбодрит. У таких людей много друзей.
Какой вывод можно сделать?
- Поднимите руки, кто себя считает оптимистом? А пессимистом?
4. Беседа.
1. Творческое задание.
Откройте сои тетради по самопознанию на стр. 41. Посмотрите на рисунках изображены персонажи мультфильма «Ох и Ах». Внимательно рассмотрите рисунки и определите кто из них оптимист, а кто пессимист? Почему вы так решили? Раскрасьте одного персонажа чёрным карандашом, а другого – цветными карандашами. Какая картинка вам больше нравится? Почему?
Представьте себе, что весь мир был бы раскрашен в черные и серые тона, понравилось бы людям жить в таком мире? Почему?
Мир многогранен, многоцветен,
Порою добр, жесток подчас,
Он щедр и скуп, богат и беден:
Вглядись в него – он весь для нас!
В. Алтырцев
Давайте посмотрим какие качества у каждого из героев? (на доске ОХ и Ах). Все качества перепутались, давайте распределим каждое качество своему герою.
Как называют людей которые обладают таким качествами в жизни? (Оптимист)
Прочитайте значение слова.
Оптимизм – бодрое, жизнерадостное мироощущение, при котором человек видит во всём только светлые стороны; верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.
Как называется то качество человека, которым обладал «Ох»? (Пессимист)
Прочитайте значение слова.
Пессимизм – мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее и во всём склонен видеть унылое, плохое.
Кто сможет сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия?
Оптимист и пессимист.
К концу урока мы должны ответить на вопрос: Кем в жизни быть лучше оптимистом или пессимистом?
2. Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы.
Подсолнечник во время грозы.
Тяжёлые черные тучи закрыли солнце. Темно, хмуро стало в поле. Лес стоит чёрный, молчаливый, будто ждёт чего-то настороженно. Жёлтое пшеничное поле посерело. Встревоженный жаворонок упал с неба в ниву и умолк.
Только поле цветущих подсолнечников горит - пламенеет. От них будто свет льётся, и над землёй не так сумрачно. Пылает солнечный огонь в цветках, напоминает, что за тучами солнце. Разорвут молнии тучу, выглянет голубое небо. Снова радостно засмеётся поле.
Вопросы по тексту:
1. Каков смысл рассказа? Почему подсолнечник не поддался общему настроению? На что он надеялся?
2. Как называют человека, который радостно воспринимает жизнь?
3. Встречали ли вы в жизни оптимистов? Нравилось вам с ними общаться? Что вы чувствовали после общения с ними? Делают ли оптимисты жизнь светлее и счастливее для окружающих?
4. Как называют противоположное восприятие мира? Как называют человека, который видит только чёрные стороны жизни? Как общение с подобными людьми влияет на наше настроение?
- Почему люди по-разному воспринимают один и тот же мир? Как воспринимаете мир вы? Влияет ли возраст человека на его восприятие мира? Почему вы так считаете?
- А как вы думаете можно по внешнему виду, определить какой это человек, оптимист или пессимист? (Ответы детей).
- Давайте проверим!
5. Работа с иллюстрациями героев.
(на доске изображение Буратино, Пьеро )
Кого из героев вы можете назвать оптимистом, а кого пессимистом и почему?
6. Творческое задание.
Вам дается возможность побывать в роль оптимиста и пессимиста. Продолжить одну и ту же мысль с позиции оптимиста и пессимиста. (Деление на команды, Пьеро и Буратино, Ох И Ах).
Оптимист
1. Мне нравится учится в школе потому что
2. Когда с неба падают капли дождя
Пессимист
1. Мне не нравится учится в школе потому что
2. Когда с неба падают капли дождя
Вывод: Ну что же, молодцы, вы справились с ролью оптимиста и с ролью пессимиста.
7. Инсценирование «Опять двойка». Картина Федора Решетникова "Опять "двойка"
Кого из ребят можно назвать оптимистом, а кого пессимистом? Почему?
8. Заключительная минута тишины. (урок заканчивается минутой тишины, учитель не подводит итог урока, ребенок должен сам сделать вывод)
Сегодня мы много ситуаций мы рассмотрели на уроке. Сможем ли мы ответить на вопрос нашего урока:
Кем в жизни лучше быть оптимистом или пессимистом?
Скажите, а ваше мнение не изменилось, кем лучше быть, оптимистом или пессимистом? Почему?
Мне бы хотелось, чтобы в вашем букете появился еще один цветок: Оптимизм.
Объявите войну скуке у себя дома. Пусть каждый день будет хоть самый маленький, но праздник. Прежде всего, улыбайтесь, дарите улыбку людям – широко, весело, от всей души. Уверенно вперёд всегда смотреть!
Не всё, бывает, сразу получается. Но всё получится.
Расправьте плечи. Дышите глубже. Попробуйте спеть куплет от какой-нибудь весёлой песни.
Завершается урок «Песня Буратино».
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение.
Задание:
Нарисуйте два замка – замок Оптимизма и замок Пессимизма. Какие существа – качества будут жить в каждом из замков? В каком из замков вы хотели бы поселиться? Сочините сказочную историю о жителях этих замков.