Открытый урок по самопознанию на тему Голос совести
Общая средняя школа №17 имени Лермонтова
города Шымкента
Республика Казахстан
Открытый урок по самопознанию
Тема: Голос совести
йПровела: Сыромятникова Татьяна Борисовна – учитель самопознания осш №17 имени Лермонтова
Урок самопознания
Тема: Голос совести.
Цели урока: ознакомление учащихся с нравственно-духовными категориями «совесть», «честность»; формирование у детей понимания, что совесть и честность важны каждому из них для хорошего поведения и человеческих взаимоотношений.
Методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, ролевая игра.
Ресурсы: учебник, тетради.
Ход урока
1. Круг радости
Здравствуйте, дорогие ребята! Предлагаю всем встать в круг .— Постарайтесь поздороваться так, чтобы от вашего взгляда всем вашим друзьям-одноклассникам и мне стало тепло и приятно на сердце. Как это можно сделать?
Учитель и дети становятся в круг. Учитель предлагает всем мальчикам и девочкам поздороваться друг с другом способом, принятым в различных странах мира. При этом учитель называет страну и форму приветствия. Дети выполняют действия, названные учителем:
в Казахстане принято пожимать друг другу руки;
в Италии – горячо обниматься.
в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
в Зимбабве – трутся спинами;
в Македонии – здороваются локтями;
в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром и т.д2. Обратимся к учебнику.
Эту игру придумали девчонки. Они копали в укромном уголке двора маленькие ямки. Складывали в них конфетные бумажки, пуговицы, бусинки, закрывали осколком стела и заравнивали землёй. Называлась эта игра – «секрет». Надо было спрятать свой секрет так, что никто его не нашёл. Глядя на девчонок, занялись секретами и мы. Но мы складывали в ямку вещи посерьёзнее.
В наш с Валеркой «секрет» я положил перочинный ножик с перламутровой ручкой. Тогда Валерка сбегал домой и принёс свою самую ценную вещь – компас на цепочке. Ни у кого в нашем дворе не было такой замечательной вещи.
Компас напоминал карманные часы. Круглый, потрёшь о штаны – блестит!
Валерка говорил, что он серебряный.
Но разве в этом дело? Мы глаз не могли оторвать от его дрожащей, нервной стрелки. Своим синим концом она упрямо показывала на соседний двор, то есть на север. А в полной темноте стрелка и цифры таинственно светились.
Все завидовали Валерке и даже подлизывались к нему, чтобы разрешил подержать компас в руках.
Мы выбрали для нашего «секрета» самое надёжное место. И каждый раз замирали – цел ли?
Однажды мне приснился страшный сон – кто-то нашёл наш «секрет». Я лежал с открытыми глазами и видел пустую ямку. Я тихонько оделся и выскользнул из квартиры. Во дворе никого не было. Даже дворник дядя Петя ещё не встал. Слышно было, как он кашлял в своей пристройке.
Я кинулся в газонные кусты и разгрёб землю. Фу ты! – всё на месте. Я уже засыпал «секрет», как вдруг меня стукнуло: ведь этот компас – замечательный компас! – может быть моим. Моим! И я взял его. Засыпал ямку, расправил траву и – домой. Залез с головой под одеяло – вот он в моих руках. Загадочно светятся его фосфорические цифры, дрожит кончик стрелки.
И вдруг я покрылся потом. Не от того, что под ватным одеялом было душно. Ножик! Ножик остался в «секрете». Валерка сразу догадается, что это я взял компас. И я бросаюсь во двор. И беру свой ножик.
Валерка до слёз расстроился, увидев, пустую коробку, в которой лежало наше сокровище. Я тоже принялся охать и даже хватался за голову «от горя». Я думал, что со временем перестану покрываться этими омерзительными мурашками. Но они появлялись каждый раз, как только я притрагивался к компасу. Или даже к своему ножичку. Несколько раз я пытался признаться Валерке и даже начинал: «Ты знаешь…». Но закончить не хватало сил. Я не находил себе места. Мне было противно смотреть на себя в зеркало. И вот однажды утром я сказал себе: «Сегодня ты обо всем расскажешь Валерке!» И сделал это. Я подошёл к нему и сказал: «Можешь меня ударить. Это я взял твой компас». До сих пор помню, как посмотрел на меня Валерка.
История с компасом меня многому научила. Я стал чаще задумываться над своим поведением. Ведь чтобы сделать что-нибудь плохое, времени много не надо. Нескольких секунд хватит. Ты даже толком не поймёшь, что сделал и зачем. Но потом-то времени предостаточно, чтобы уразуметь, что ты натворил.
Что чувствовал мальчик после кражи компаса?
Что он должен был сделать сразу же, как только ему захотелось взять чужую вещь?
Как называется чувство, которое мучило мальчика? ( СОВЕСТЬ)
Дети! Запомните:
«… От того, как ты отнесешься к своему проступку, найдёшь ли силы, чтобы раскаяться, или промолчишь, — и будет зависеть, как твои дела пойдут дальше, что из тебя получится.
… Это очень трудные слова: «Простите меня. Я виноват!». Но эти слова – чудесное лекарство. После них становится спокойно, хорошо и легче на душе.
Мой дорогой друг! Нашёл ли ты в себе силы, чтобы хоть раз произнести, сказать эти волшебные слова: «Простите меня. Я виноват!»
Какое чудесное лекарство предлагает автор?
3. Поговорим
Дети! Мне хотелось бы акцентировать ваше внимание на слове «совесть».
Вы знаете, что обозначает это слово? (Ответы детей).
Действительно, совесть – это чувство ответственности человека за своё поведение перед людьми. Верно, когда мы поступаем неправильно или совершаем нехороший поступок, нам становится очень неспокойно на душе, в сердце. Не надо скрывать своих ошибок, а нужно чистосердечно признаться в них. И тогда совесть будет спокойная, она не будет тревожить и беспокоить человека.
Для чего человеку нужна совесть?
Согласны ли вы с утверждением , что совесть не может ошибаться? Порассуждайте. (Ответы детей).
Совесть – самый строгий судья для человека, потому что, например, мама, папа и учитель, если и накажут нас, потом непременно простят. Совесть всегда предупреждает человека, что так говорить либо поступать нельзя. Совесть – это наш внутренний голос, который обязательно нужно слушать и слышать
Какие слова являются лекарством для совести? (Ответы детей).
Надо просто каждому из нас, если мы совершаем неправильные действия, не скрывать своих ошибок и недочётов. Самое главное, нужно нам осознать свои ошибки. Вспомнить чудесное лекарство из рассказа «Компас» и сказать: «Простите меня. Я виноват!» Покаяние приносит человеку, его душе умиротворение, покой.
- Человек , который живёт по совести , он какой ?
4. Беседа.
1. А что, по-твоему, честность?
2.Как вы думаете, понятие совесть и честность связаны? Почему?
3.Как ты думаешь, для чего человеку нужна совесть?
4.Всегда ли нужно поступать честно? А когда?
5.На твой взгляд, легко ли быть честным человеком?
6.Какого человека считают честным?
Как вы считаете, кому легче живется? Почему? (ответы детей) *Сложение пословицы из слов: “В ком стыд, в том и совесть” Как вы понимаете пословицу?*Чего по-вашему стоит стыдиться в жизни?
(Карточки с вопросом и ответами)
1- физических недостатков;
2- неблагополучных поступков;
3- поношенной, но аккуратной одежды;
4- невежества;
5- своей внешности;
6-бездушного отношения к окружающим.
Итог: Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело. Чтобы научиться хорошо
решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Если да, то каким образом?
Эта работа ума и сердца. Происходит в деятельности, в поступках, в размышлении о своем поведении.
5.Разыгрывание ситуаций
Класс делится на малые группы. Учитель раздает задания на карточках. Затем предлагает их обсудить, обыграть и сделать финальную сцену.
1. «Раушан взяла у Анели «Тетрис», чтобы поиграть, и не возвращает его».
Как нужно поступить героям?
Какие чувства они вызывают у вас?
А что бы вы предприняли? (Ответы детей).
2. «Алмазбек и Танирхан пошли в кино. Они задержались до вечера, играя в парке в футбол. Идут поздно вечером домой и договариваются, кто и что скажет своим родителям».
Порассуждайте, что скажут и как поступят герои?
Как бы поступили вы?
На ваш взгляд, как отнесутся родители к оправданиям своих детей?
Что вы чувствуете по отношению к героям? (Ответы детей).
3. «Аймурат не захотел идти в школу. Он пошел в компьютерный клуб. На следующий день его в школе спросили: «Почему тебя не было на уроках?». Аймурат ответил: «Я болел», – и покраснел, но учитель и ученики почувствовали, что это неправда».
Какие чувства у вас вызывает герой?
А почему он покраснел?
Как вы думаете, он был честен?
А были ли вы в такой ситуации? (Ответы детей).
6. Обращение
“Друзья! Давайте жить по – совести”
Ученик 1
Жить по совести легко!
Просто нужно уметь творить добро!
Можно песни петь и танцевать.
А можно, каждый вечер перед сном,
Бабушке своей сказку почитать.
Ученик 2
Совесть нельзя в магазине купить.
В лесу невозможно найти.
С совестью просто нужно дружить,
Верить в добро и любить!
Сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова
Дорога добра
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Идти за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом, 2 раза
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра!
7. Работа в тетрадях.
Круг «От сердца к сердцу». «Свободный микрофон»
Ребята! Представьте себе, что кому-то из вас, единственному на Земле, стало известно о том, что через пять минут на Планете произойдет страшная катастрофа… Перед вами микрофон, через который можно связаться сразу со всем человечеством! Что бы вы сказали миру? В чём бы вы хотели повиниться ? (Ответы детей.)
Для учителя: не важно, если не всем детям удалось высказаться. Важно, что все они проговорили свой вариант обращения к людям – молча. Не рекомендуется оценивать слова и действия детей. Главное, интерес, мысли и слова, индивидуальное проявление личности младшего школьника. (Желательно, чтобы звучала спокойная, приятная музыка)