«Оценка учебной и внеучебной нагрузки учащихся в течение учебного дня и недели» Шоенова Дари
«Оценка учебной и внеучебной нагрузки учащихся в течение учебного дня и недели»
Шоенова Дари, ученица 10А класса РБНЛИ№1, научный руководитель: Алексеева Ирина Михайловна учитель биологии РБНЛ-И№1
«Все высшие способности – воображение, творчество, соображение - уступают место каким-то полуживотным способностям подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием страха, напряжения памяти и внимания» Л.Н.Толстой
Введение.
Здоровье школьника, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной мере определяется внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для учеников основной средой является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Поэтому, особое значение имеет рациональная организация процесса образования. Несомненное значение имеет правильно составленное расписание учебных занятий и гигиенически оптимальная организация труда и отдыха, чередующая уроки и перемены недели учебы и каникул. Актуальность моего исследования в том, что до настоящего времени наблюдается неблагоприятное воздействие нерациональной учебной и внеучебной деятельности на здоровье детей.
Цель моей работы: оценить общую учебную и внеучебную нагрузку учащихся РБНЛ-И №1 и школы № 32 г. Улан-Удэ и сравнить полученные данные с санитарно - гигиеническими нормами.
Исходя из цели, поставлены задачи:
Определить динамику недельной учебной нагрузки (количество уроков, дополнительных занятий, индивидуальных занятий в неделю.)
Определить недельную внеучебную нагрузку.
Определить продолжительность отдыха учащихся (внеучебные занятия, прогулка и сон).
Выяснить рациональность расписания уроков с учетом трудности предметов.
I. Основная часть.
1. Методика работы. Использовались анкеты №1 и№2, разработанные М. Безруких (Приложение №1-4), в которых оценивается общая учебная (школьная и внешкольная нагрузка) и режим дня. В анкетировании участвовали учащиеся 10 класса (50 человек) двух школ №32 и РБНЛ-И №1.
В течение недели они каждый день записывали количество уроков, дополнительных и индивидуальных занятий, выполнение домашних заданий. Каждый день фиксировали количество часов на сон, уроки, занятия по интересам, отдых, прогулки на свежем воздухе. Оценка расписания проводилась по шкале трудности предметов, разработанной И.Г.Сивковым (Табл. 3). (СанПиНы 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»). Все данные сопоставлялись с нормативами и требованиями СанПиН (Приложение №6)
2.Общая учебная (школьная и внешкольная) нагрузка
Показателями эффективной организации учебного процесса и в то же время факторами риска являются:
рациональность организации процесса;
общая учебная нагрузка, чрезмерная нагрузка;
внеучебная нагрузка или перегрузки;
организация режима дня, учебных и внеучебных занятий;
Гигиенические условия организации учебного процесса содержатся в Санитарных правилах и нормах и должны соблюдаться каждым образовательным учреждением. Соблюдение гигиенических требований к состоянию, содержанию и оснащению школы - очень важный фактор, он оказывает серьезное влияние на функциональное состояние ученика, его работоспособность, здоровье. Даже такая на первый взгляд мелочь, как проветривание помещений на перемене, важна и необходима, т.к. объем кислорода в классной комнате за урок резко снижается, а углекислый газ накапливается. Занятия в непроветренном помещении ухудшают кровоснабжение мозга, снижает работоспособность, утомление организма в таких условиях возникает быстрее. Не менее важна хорошая освещенность класса, рабочего места каждого ученика. Недостаточное освещение не только очень быстро вызывает резкое зрительное утомление, но и существенно снижает общую работоспособность. В последние годы мало внимания уделяется подбору школьной мебели, соответствующей росту детей.
Несоблюдение гигиенических норм даже при рациональной организации учебного процесса снижает его эффективность и качество обучения.
Средняя суммарная дневная нагрузка определяется делением суммы нагрузки у всех учащихся на количество учащихся.
Получив данные о ежедневной учебной нагрузке в течение недели, можно определить недельную учебную нагрузку (в школе и дома.) Данные о недельной учебной нагрузке можно сопоставить с нормативами, регламентированными СанПиНами. Для такого сравнения мы приводим данные максимально допустимой (недельной) нагрузки. Сюда следует включать не только уроки, но и дополнительные, и факультативные занятия, и время на приготовление домашних заданий. Выяснилось, что недельная нагрузка учеников составляет 60-68 часов при норме 57 (36 – уроки, 21 –домашние задания), а если сравнивать с продолжительностью рабочего дня взрослых - превышение нагрузки в неделю, например, у учащихся РБНЛ-И
№1 составляет 26 часов.
Сравнивая данные об учебной нагрузке в школе полученные по каждому ученику, классам, школе с нормативами, я определила количество учащихся, имеющих дневной и недельный объем школьной нагрузки, соответствующий нормативам. В среднем, учащиеся школы №32 имеют нагрузку приблизительно соответствующую норме - 60 часов.
Полученные в ходе моего анализа данные позволяют сравнивать разные виды нагрузок, проследить: насколько меняется школьная нагрузка обычного класса (не профильного) от нагрузки лицейского (профильного класса) - если учащиеся школы №32 тратят 17 часов на домашнее задание, то ученики РБНЛ-И №1 – 24 часа. Среди предметов, на выполнение которых тратится основное время – алгебра, английский, физика, литература.
При анализе учебной нагрузки по дням недели выяснилось, что суточное превышение нормы составляет от 1 до 4 часов в лицее, а в школе № 32 до 1 часа, хотя в целом наблюдается снижение нагрузки от понедельника до субботы. (Приложение №1-2)
3.Оценка внеучебной деятельности.
Однако, любая нагрузка должна составлять только часть дня любого ребенка. Дети не должны проводить весь день за партой и письменным столом, забывая об отдыхе, занятиях по интересам, чтении, прогулках. Анализ режима дня для школьников показывает, что большая часть из них практически не бывает на воздухе, недостаточно спит, почти не занимается спортом, а каждый четвертый старшеклассник проводит за компьютером по 4-6 часов в неделю. Для анализа общего режима дня и внеучебных занятий используется анкета№2.(Приложение №3)
Продолжительность сна - важный показатель рациональной организации режима. Полноценный сон позволяет ребенку снять утомление, восстановиться. Сокращение ночного сна на 1-1,5 часа резко снижает работоспособность. Среди детей, выдерживающих нормативы ночного сна и пребывания на воздухе, меньше болеющих, меньше детей с хроническими заболеваниями и расстройствами нервно-психической сферы. По диаграмме можно выяснить, что учащиеся лицея недосыпают 1,86 часа, а школы - 1,3 часа. (Приложение №4-5)
Продолжительность сна учащихся
возраст
класс
ночной
Дневной
17
10(шк.№32)
7,7
-
17
10(лицей№1)
7,14
-
16-18
10( норма)
9-8,5
-
Возрастные нормативы продолжительности прогулок на воздухе (в астрономических часах)
Возраст (лет)
класс
Прогулка
11-18
6-11
2,5
На прогулки ученикам лицея остается 0,9 часа, что ниже на 1,6 часа, школы (2,42) часа, что соответствует норме.
Анкета №2 позволяет выявить предпочтения школьников при выборе занятий по интересам, понять, как распределяется время в течение каждого дня. В сочетании с анализом учебной нагрузки это дает общую картину распределения времени на учебу и отдых, показывает, насколько рационально это распределение. Важно понять, не “съедает” ли учебная нагрузка все свободное время, когда школьники готовят уроки, не жертвует ли они отдыхом. Не менее важно знать, как используется свободное время школьников
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. Продолжительность отдыха учащихся в течение суток
4. Гигиеническая оценка расписания.
Я попробовала проанализировать, как распределяется учебная нагрузка в 10 химико - биологическом классе при 6-ти дневной учебной неделе в моей школе, учитывая все остальные параметры рациональной организации учебного процесса. Исходя из того что существует шкала трудности предметов для старших классов (по И.Г. Сивкову) определила количество баллов на каждый день недели.
Шкала трудности предметов для старших классов (по И. Г. Сивкову)
№п/п
предмет
Балл
1
Математика, русский язык
11
2
Иностранный язык
10
3
°Физика, химия
9
4
История
8
5
Родной язык, литература (информатика)
7
6
Естествознание, география, ОБЖ
6
7
Физкультура
5
8
Труд
4
9
Черчение
3
10
Рисование
2
11
Пение
1
Выяснилось, что наиболее трудный для вхождения в учебу понедельник имеет самое большое количество баллов - 53 , а в четверг, когда происходит спад работоспособности, тоже увеличен суммарный объем нагрузки - 52 балла, когда как во вторник и среду - дни наибольшей продуктивности –баллы ниже. На диаграмме показано рациональное расписание уроков (как норматив) где кривая с одним подъемом – во вторник и далее идет снижение.
Также в расписании надо учитывать, как происходит падение активности в течение дня. Например, к четвертому уроку работоспособность падает, на пятом возрастает, на шестом падает снова. Поэтому наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими. Нельзя ставить два или три трудных урока подряд (физику, математику, иностранный язык) - лучше их чередовать с менее трудными (история, география). В расписании можно увидеть как распределены предметы по дням недели и насколько рационально оно составлено.
Расписание уроков 10 класса химико-биологического профиля
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
1
география
(6)
история
(8)
биология.
(6)
география
(6)
биология
(6)
англ. яз
(10)
2
русс. яз
(11)
обществознание
(8)
англ. яз
(10)
история
(8)
биология
(6)
ОБЖ
(6)
3
литература
(7)
родная лит - ра
(7)
химия
(9)
химия
(9)
обществознание
(8)
физ - ра
(5)
4
алгебра
(11)
алгебра
(11)
химия
(9)
лит - ра
(7)
англ. яз
(10)
физ - ра
(5)
5
алгебра
(11)
информатика
(7)
физ-ра
(5)
алгебра
(11)
алгебра
(11)
физика
(9)
6
родная
лит-ра (7)
физика
(9)
химия
(9)
алгебра
(11)
53
50
48
52
41
35
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 2 Оценка трудности предметов в течение недели по И.Г. Сивкову (1975).
II. Выводы и практические рекомендации:
Наблюдается превышение недельной нагрузки учащихся РБНЛ-И №1.
Установлено нерациональное распределение предметов по трудности в расписании.
Выявлена оптимальная динамика часов учебной нагрузки в течение недели.
Выявлено сокращение продолжительности сна и отдыха учащихся.
Организуя учебу, надо учитывать:
-объем учебной нагрузки: количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
-нагрузку от дополнительных занятий в школе: факультативов,. индивидуальных занятий по выбору и т.п.(их частота, продолжительность, виды и формы работы);
- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п.(их частота, продолжительность, виды и формы работы).
Начало урока, недели, четверти, года должно быть облегченным, так как учебная продуктивность в это время снижена. По завершении периода «вхождения» к учащимся можно предъявить более высокие требования. В это время рекомендуется излагать новый и сложный материал, проводить контрольные работы и др. В середине учебной недели (вторник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу и др. По окончании периода высокой работоспособности рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других предметов, обеспечивающих смену деятельности.
III. Заключение
“Надо составлять расписание уроков, удобное для детей, а не для учителей!” - этот тезис должен стать девизом для администрации школы. Как на протяжении школьного дня и недели меняется способность детей к учению? Это надо учитывать, распределяя занятия. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и степень подвижности детей во время разных уроков.
Исследование общешкольной нагрузки проведено на примере двух выпускных классов, в течение недели 2 четверти. Как меняется нагрузка в течение четвертей, учебного года, в разных классах можно узнать, проведя новые исследования в будущем.
III. Список литературы.
Вайнер Э.Н.. Как сохранить здоровье учеников. М.: Чистые пруды, 2006.
Смирнов Н. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья.- М.: Чистые пруды, 2005.
Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника. – Педагогика.1986.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие педагогические технологии в работе учителя. -М.:Аркти,2003.
М.Безруких. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса.- М.: Просвещение, 2005.
Приложение №1
Анкета №1
Общая учебная (школьная и внешкольная) нагрузка
Класс _10 «г»
Школа_№32
Возраст _15-17
Виды учебной нагрузки/уроки
Пн.
Вт.
Ср.
Чт.
Пт.
Сб.
Вс.
1. уроки в школе, кол-во
6
5
6
6
6
6
_
2.дополнительные занятия, кол-во
0,3
0,2
0,2
0,45
0,4
0,15
_
3.факультативы, кол-во
0,2
0,05
0,15
0,05
0,6
0,25
_
4.Индивидуальные дополнительные занятия, кол-во
0,05
0,05
0,1
_
0,1
_
0,05
5.занятия на продленном дне кол-во
_
_
_
_
_
_
_
6.выполнение домашних заданий
2,15
2
2,5
1,9
3
2
2,4
7.какие предметы потребовали большего времени
Алгебра,
Физика
Физика
Литература
Английский,
физика
алгебра
геометрия
биология
8.общая учебная нагрузка по дням недели
8,7
7,4
7,9
8,85
10,1
8,55
2,45
Пример: общеобразовательной школы №32 10 класса
Приложение№2
Анкета №1
Общая учебная (школьная и внешкольная) нагрузка
Класс _10 «ф – м», 10 «х – б», 10 «с – г»,
Школа _РБНЛ–И №1
Возраст_15-17
Виды учебной нагрузки/уроки
Пн.
Вт.
Ср.
Чт.
Пт.
Сб.
Вс.
1. уроки в школе, кол-во
6
6
6
5
5
4
_
2.дополнительные занятия, кол-во
1,1
0,6
0,5
0,7
0,15
0,15
0,2
3.факультативы, кол-во
0,4
0,3
0,7
0,6
0,2
0,1
_
4.Индивидуальные дополнительные занятия, кол-во
0,9
0,3
0,4
0,2
0,05
0,1
0,4
5.занятия на продленном дне кол-во
_
_
_
0,06
_
_
_
6.выполнение домашних заданий
5
4
3,5
3
3
2
4
7.какие предметы потребовали большего времени
алгебра
физика
геометрия
алгебра
история
алгебра
_
8.общая учебная нагрузка по дням недели
13,4
11,2
11,1
9,5
8,4
6,35
4,6
Пример: профильного 10 класса РБНЛ-И№1
Приложение№3
Общая учебная нагрузка
Приложение№4
Максимально допустимая недельная учебная нагрузка (гигиенические требования)
Классы
При 6-дневной неделе
При 5-дневной неделе
10-11
36
33
Продолжительность учебных и домашних занятий (в астрономических часах)
возраст
класс
Учебные занятия
Домашние задания
15-17
9-11
5-6
До 4часов
Приложение №5
Анкета №2
Режим школьника
Школа _№32 Класс_10 «г», возраст_15-17
Элементы режима
Пн.
Вт.
Ср.
Чт.
Пт.
Сб.
Вс.
Среднее время
1. Сон
7
7
8
7
8
8
9
7,7
2. Занятия в школе
6
5
6
6
6
6
---
5,8
3.Приготовление уроков
2,15
2
2
5
1,9
3
2,4
2,6
4.музыка
---
0,15
---
0,15
---
---
---
0,04
5.Иностранный язык
---
---
---
1
1
---
---
0,3
6.Живопись
---
---
---
---
---
---
---
---
7.чтение
0,1
0,15
2
3
015
0,5
0,2
0,9
8.Спорт
2
0,05
---
0,05
2
---
0,01
0,6
9.Компьютер
1
---
0,04
1
0,01
---
3
0,7
10.TV
2
2
1,5
1,5
1,5
1
4
2
11.Работа по дому
---
---
0,15
---
0,01
---
1
0,2
12.Прогулки
2
2
1,5
1,5
2
0,3
4
2
13.С/Х труд
---
---
---
---
---
---
---
---
Приложение №6
Анкета №2
Режим школьника
Школа _РБНЛ-И№1
Класс _10 «ф – м», 10 «х – б», 10 «с – г»; возраст_15-17
Элементы режима
Пн.
Вт.
Ср.
Чт.
Пт.
Сб.
Вс.
Среднее время
1. Сон
6,5
6,5
7
7
6,5
6,5
10
7,14
2. Занятия в школе
6
5
7
7
6
6
---
6,2
3.Приготовление уроков
4
3
2
4
3
4
1
3
4.Музыка
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
---
0,.19
5.Иностранный язык
1
0,1
0,02
1
0,02
0,01
---
0,3
6.Живопись
---
---
---
---
---
---
---
---
7.Чтение
1
1,2
2
0,5
1
1
4
1,5
8.Спорт
---
0,2
0,2
1
0,2
1
---
3,4
9.Компьютер
1
---
---
---
1
---
3
0,7
10.TV
---
---
0,4
---
---
0,5
3
0,5
11.Работа по дому(интернату)
0,15
0,15
0,15
0,15
1
0,15
2
0,5
12.Прогулки
1
0,15
0,15
0,15
0,15
0,15
2
0,5
13.С/Х труд
0,2
0,15
0,15
---
0,3
0,1
0,01
0,13
Приложение №7
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ *
Школа №32
РБНЛ-И №1
Элементы режима
Среднее время (M±m)
Среднее время (M±m)
Сон
7,7±0,29
7,14±0,48
Музыка
0,04±0,03
0,017±0,00
Иностранный язык
0,3±0,18
0,3±0,18
Живопись
0
0
Чтение
1,1±0,43
1,5±0,45
Спорт
0,6±0,36
3,4±0,17
Компьютер
0,7±0,42
0,7±0,42
TV
2±0,37
0,6±0,42
Работа по дому
0,2±0,14
0,5±0,27
Прогулки
2±0,42
0,5±0,27
С/Х труд
0
0,13±0,04
* Примечание. Статистический анализ проведен с помощью пакета анализа данных программы «Microsoft Excel 2003». M – среднее значение, m – стандартная ошибка M.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Root Entry РБНЛ-и у_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"n
·
·Arial Cyr1"n
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1}Arial Cyr=
·
·
·
·Темный вертикальныйШирокий диагональный 2Arial Cyr 10 класс_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"№
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·10 класс