Рабочая программа по внеурочной деятельности Школа вежливых наук 1-2 класс










Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Школа вежливых наук».
духовно - нравственное направление
1 - 2 класс.


Учитель Рыкова Ольга Анатольевна








р.п.Городище
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Курс «Школа вежливых наук» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1,2 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Основная задача данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как.
Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений; развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.); расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.
Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.
Основные задачи:
сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;
научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;
сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.
дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Данный курс предназначен для учащихся 1 классов, которые только приступили к изучению русского языка. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
Личностные результаты –общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;
Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка, умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.
В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.
Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаковосимволических средств;
умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.
В ценностно-ориентационной сфере.
представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
развитие чувства прекрасного;
умение следовать плану в своём учебном труде.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 67 часов.

Содержание предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и
культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей,
формирование личности.
Основные разделы программы:
1 класс «Азбука общения» 2 класс «Что такое хорошо и, что такое плохо»
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они
поступали
по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты нравственного развития и воспитания учащихся:
обогащение личного опыта общения детей;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к
старшим, заботливое отношение к младшим;
анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других
людей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе
общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Портрет ученика
Обобщенный результат внеурочной деятельности начальной школы как итог реализации программы «Школа вежливых наук» фиксируется в портрете ее ученика:
умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в обсуждении, поддержать разговор;
обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказать свою мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Используемая литература:
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1988;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Минскин Е.М. «От игры к знаниям», М., 2000;
Волина В.В. «Учимся играя», М., 2006;
За основу взята программа Макаренко Марины Александровны учителя начальных классов. Мною внесены дополнения и изменения, некоторые темы удалены или заменены другими.

1 класс.
«Азбука общения»

Тематическое планирование

№ п/п
Тема занятия
Содержание
Дата проведения

1
Чем мы будем заниматься.
Знакомство с понятием «этикет».


2
Твоё имя. Будем общаться.
Как люди общаются между собой.


3
Волшебница речь. Чудесные превращения слов.
Слова, которые имеют боль шое значение в жизни людей. Значимость буквы в слове.


4
Обращение
Слова обращения к разным людям на разных уровнях.


5
Приветствие. Ответы на приветствие.
Учимся здороваться с разными людьми. Слова приветствия. Как нужно отвечать на приветствие.


6
Слова прощания.
Различные формы прощания, в зависимости от ситуации.


7
Звонок по телефону.
Правила начала разговора по телефону. Разговор по телефону.


8
Звонок по телефону.
Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми.


9
Слова извинения.
Употребление различных форм выражения извинения.


10
Я знакомлю разных людей. Я знакомлюсь сам.
Правила этикета при знаком стве со старшими, ровесни ками. Что нужно говорить, когда представляешься сам.


11
Быть внимательным к окружающим. Уметь слушать собеседника
Развитие умения слушать, разыграть ситуацию общения.


12
Приглашение и ответ на него.
Составление приглашений на разные мероприятия и вари анты ответов на приглашение


13
Письменное приглаше ние. Приглашение по телефону.
Составление письменного пригла шения. Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону.


14
Просьба, предложение. Скрытая просьба.
Варианты вежливого выражения просьбы.


15
Согласие в ответ на просьбу, приглашение.
Слова и выражения согласия.


16
Отказ в ответ на просьбу, предложение,приглашение.
Слова и выражения вежливого отказа.


17
Неопределённый ответ на просьбу, предложение, приглашение.
Ролевые игры, «маленький классный театр».


18
Поздравление и пожелание.
Составление поздравлений с пожеланиями разным людям.


19
Извинение и ответ на него.
Учимся извиняться и отвечать на извинение. Слова извинения.


20
Комплимент и ответ на него.
Знакомство с понятием «комп лимент». Конкурс на лучший комплимент.


21
Жалоба и утешение.
Когда и как можно пожало ваться. Слова утешения.


22
Благодарность и ответ на неё.
За что нужно благодарить. Слова благодарности, выражение просьбы.


23
Как вести себя во время разговора.
Правила вежливого поведения во время разговора.


24.
Мимика и жесты.
Выражение чувств и настро ения с помощью мимики и жестов.


25
Давайте договоримся.
Знакомство со считалками.


26
Прощание, пожелание при прощании.
Как надо прощаться. Слова прощания и пожеланий.


27
Выражение собственной точки зрения. Согласие – несогласие – частичное согласие.
Слова и выражения согласия, несогласия, частичного сог ласия с мнением собеседника


28
Что лучше и что хуже языка.
Слово веселит, огорчает, утешает.


29
Бойся обидеть человека!
Умение услышать и понять человека.


30
День рождения.
Подготовка. Приглашение, программа праздника.


31
Правила поведения в кино, театре. Библиотеке. музее
Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворений по теме.


32
Поздравление с праздником
Будь внимателен к близким и окружающим


33
Весёлая контрольная работа.
Определить, что в высказываниях неправильно .



2 класс
«Что такое хорошо и, что такое плохо»
Основные направления нравственного развития

№ п/п
Направления
Ценности

1.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; спра ведливость; милосердие; честь; достоинство; сво бода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере.

2.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Уважение к труду; творчество и созидание; стрем ление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость

3.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни
Уважение родителей; забота о старших и младших здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологи

4.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (эколо гическое воспитание)
Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

5.
Воспитание ценностного отношения к прекрасном, формирование пред ставлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие


Тематическое планирование

п/п
Тема
Кол-во часов
Тео-
рия
Прак-
тика
Содержание

1
Какой я ученик?
2
1
1
1ч. Беседа ( осознание себя как личности, видение положительных и отрицательных черт характера),
1ч. Творческая работа«Какой я ученик?»

2
Поговорим о доброте
2
1
1
1ч. Чтение и обсуждение рассказов В.Су хомлинского «Как белочка дятла спасла»
1ч. Истории о доброте: «Две козы» и «Два барана».

3
Поговорим о справедливости
2
1
1
1ч. Сказка «Мужик и медведь» рассказ Ф.Кривина«Можно ли обижать больших?»
1ч. В. Осеева «Вырванный лист». Инсценирование А. Барто « Я лишний»

4
Что такое вежливость?
2
1
1
1ч. Чтение и обсуждение рассказа Ю.Ермо лаева «Проговорился».
1ч. Инсценировка стихов А. Л. Барто, С. Михалкова «Лапуся»

5
Поговорим о дружбе
2
1
1
1ч. Рассказы И. Туричина, В. Осеевой «Долг», басни «Чиж и голубь», «Муравей и голубка».
1ч. Составление и обсуждение правил дружбы в парах.

6
Поговорим о честности
2
1
1
1ч. Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Мальчик и волк», В. Драгун ского «Тайное становится явным».
1ч. Командное проигрывание ситуаций, инсценировка В. Галявкина «Флюс». Практическая работа «Составление правил порядочного поведения»

7
Трудолюбивый человек – какой он?
2
1
1
1ч. Чтение сербской сказки «Кто не работа ет, тот не ест», С.Маршака «Кот и лодыри»
1ч. Анализ пословиц о труде, обыгрывание стихотворения И. Токмаковой «Букварик»

8
Правила личной гигиены
2
1
1
1ч. Стихотворения Л. Яхнина «Очень правдивая история».
1ч. Творческое задание «Портреты чистю ли и грязнули». Тест на аккуратность.

9
Поговорим о бережливости
2
1
1
1ч. Стихотворение А. Барто «Про Никитина Ваню».
1ч. Составление правил бережливого чело века. Колективное задание «Как беречь время»

10
О заботливом отношении к людям
2
1
1
1ч. Рассказ В. Осеевой «Просто старушка». Чтение и обсуждение сказки «Старый дед и внучек».
1ч. Обсуждение стихотворения А.Барто«За щитник», рассказ Ю.Ермолова «Силач». Выработка правил заботливого отношения к людям.

11
О жадности
2
1
1
1ч. Чтение и обсуждение сказки.
1ч. Творческое задание «Ассоциации»

12
Крепкая дружба (с элементами соревнования)
2
1
1
1ч. Чтение и обсуждение рассказа В, Осеевой «До первого дождя», А. Раскина «Как папа с девочкой дружил».
1ч. Инсценирование сказки «Лиса и журавль», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса»

13
Поговорим о маме
2
1
1
1ч. Чтение рассказа Б. Еме льянова «Ма мины руки», сти хотворения Г. Глушнева «Мама пришла»,М.Егорова «маме»
1ч. Творческое задание «Моя мама»

14
Давай, не ссориться
2
1
1
1ч. Рассказ Драгунского«Удивительный день»
1ч. Тренинг «Учимся разрешать спор». Сос тавление правил разрешения конфликта.

15
Забота о братьях наших меньших
2
1
1
1ч. Вступительная беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили».
1ч. Викторина, рисунки детей. Информация для размышления.

16
Правила поведения в школе

2
1
1
1ч. Повторение правил поведения в школе, в общественных местах, на улице.
1ч. Викторина «Правила поведения в школе».

17
Правила поведения в общественных местах
1

1
Викторина «Правила поведения в общественных местах».

18
Правила поведения на улице
1

1
Инсценирование ситуаций по теме «Правила поведения на улице» и их обсуждение.


15