Конспект занятия кружка Школа вежливых наук на тему Вежливые слова. Просьба.
Конспект занятия кружка «Школа вежливых наук» на тему: "Вежливые слова. Просьба"
Описание работы: занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность "волшебных слов", детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо; дети узнают и систематизируют знания о различии просьбы и приказа.
Автор: Столбова Наталья Борисовна (3 класс) 2016-2017 уч.годТип занятия: комбинированный.
Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель: научить употреблять различные средства выражения вежливости;
познакомить с этикетными выражениями просьбы;
научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.Формирование УУД:Личностные УУД: 1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;2) формирование мотивации к обучению и познанию;3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;4) формирование уважительного отношения к иному мнению;Регулятивные УУД:1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;Познавательные УУД:1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей;2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;Коммуникативные УУД:1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;3) формирования умения слушать и вступать в диалог.Оборудование: компьютер, проектор, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия)
Ход занятия
Учитель: Ребята, сегодня на занятии я хочу вам рассказать о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации:1) Денис сказал:– Никита, дай ручку, и побыстрее. 2) Саша попросил:– Никита, дай мне, пожалуйста, ручку, а то моя не пишет.Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая)Как вы думаете, кому Никита даст ручку? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём пойдет разговор на занятии.Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый человек? Кого мы так называем?
Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный
Учитель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде)
Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.Учитель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? (жесты, мимика, вежливые слова) Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.
Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «…» (Привет!)А его сосед ушастыйОтвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)К Осьминожке КамбалаВ понедельник заплыла,А во вторник на прощаньеЕй сказала: «…» (До свиданья!)Неуклюжий песик КостикМышке наступил на хвостик.Поругались бы они,Но сказал он «…» (Извини!)Трясогузка с бережкаУронила червяка,И за угощенье рыбаЕй пробулькала: «…» (Спасибо!)Чудно пел среди ветвейГолосистый соловей,И ему на всю дубравуВоробьи кричали: «…» (Браво!)Толстая корова ЛулаЕла сено и чихнула.Чтобы не чихала снова,Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)
Учитель: Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.
Валентина Осеева "Волшебное слово"
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.(Слайд 1)
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:– С тобой что-то случилось?– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...– Еще бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.– Убежишь?– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!– Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...Павлик засопел от обиды.– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!»Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.– Что же, не берет тебя брат?– А почему вы все спрашиваете?Старик разгладил длинную бороду:– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...Павлик раскрыл рот.– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза...– А какое слово?Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.– Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зеленые, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймет волшебное слово!..»Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:– Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...(Слайд 2)
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:– Ка-кую тебе?– Мне синюю, – робко сказал Павлик.Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:– Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.– Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.(Слайд 3)
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:– Возьми меня, пожалуйста.За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.– Пожалуйста, – повторил Павлик.Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!«Помогло! Опять помогло!»Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.(Слайд 4)
Учитель: Почему Павлику хотел убежать из дома? Чем он был расстроен?Какое волшебное слово старик сказал Павлику? Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом)Как помогло Павлику волшебное слово?Почему Павлик захотел вернуться к старику?Учитель: Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. А что такое просьба?
Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.
Учитель: Ребята, как можно выразить просьбу? (жесты, мимика, слова) Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить. (перед занятием учитель предупреждает двух ребят)Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.Учитель: С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами. Учитель: А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами.Учитель: Ребята, обратите внимание на наш словарик вежливости(слайд 5) «Словарики вежливых слов». Прочитайте вежливые слова про себя. Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика.
Учитель: Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов.( Варианты ребят)Учитель: Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план. (на доске)
План1. Обращение.2. Просьба помочь.3. Благодарность.
Учитель: В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно должно быть в просьбе? (волшебное слово) И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека. Учитель: Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её про себя, а затем озвучит её. Кто будет готов – поднимет руку. У вас есть 1 минута.Учитель: Молодцы. А теперь послушайте отрывок, и определите, из какой он сказки.
Тогда девочка сказала ему строго:-Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
Учитель: Из какой сказки этот отрывок? Это отрывок из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». (Слайд 6)Определите, просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино. Так что же использовала Мальвина, обращаясь к Буратино? (приказ) Какие она использовала слова? Чем отличается приказ от просьбы?На( слайд7) выводятся различия просьбы и приказа
Учитель: Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе?(Нет)Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.)Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.)Учитель: А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить? Исправьте слова Мальвины. Учитель: Сейчас разыграем сценку. В сценке Мальвина будет использовать просьбу, а не приказ, а Буратино выполнит просьбу Мальвины.(дети делятся на группы, совещаются. Каждая группа проигрывает свой вариант ответа)Учитель: Увидеть разницу между просьбой и приказом поможет нам отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая». (просмотр отрывка)
Учитель: Кто произносил приказ? А кто просьбу?Учитель: Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись.Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и , как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор.Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом.Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате?Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. 1. Что нового вы узнали на занятии?2. Как правильно составить просьбу?3. Назовите вежливые слова.