Программа внеучебной деятельности по биологии и географии
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ара-Илинская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании методического объединения
26 августа 2014 года
Согласована с заместителем директора по учебной работе
________/Перфильева И.Н./
Утверждаю директор школы
_______/Селиванова З.Р./
Рабочая образовательная программа по внеучебной деятельности
«Школа юного исследователя»
Ступень: 2
Рабочая образовательная программа по внеучебной деятельности адресована учащимся 5-7 класса
Учитель: Перфильева Инна Николаевна
Срок реализации программы 1 год
с.Ара-Иля
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь ученику и подготовить его, завтрашнего гражданина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.
Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет внеурочная деятельность, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.
Занятия в Школе юного исследователя помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам .
Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской и проектной деятельности.
Цель:
Создание условий для развития научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, развитие индивидуальности, творческого потенциала каждого ученика
Задачи:
Познавательные:
Расширить знания учащихся по биологии и экологии;
Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
Развить умение проектирования своей деятельности;
Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
Научить оформлять результаты своей работы.
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, внимания;
Развивать умение оценивать состояние местных экосистем;
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
Продолжить развивать творческие способности.
Воспитательные:
Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
Совершенствовать навыки коллективной работы;
Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
Усиление контактов школьников с природой.
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
Образовательный компонент программы составлен с учетом формирования универсальных учебных действий. В ходе выполнения и представления своей работы учащиеся имеют возможность овладеть рядом необходимых компетентностей:
Ценностно-смысловые. В ходе выполнения работы учащимся приходится сталкиваться с проблемами окружающей их природной и социальной среды, делать выбор, формировать к ним собственное отношение
Учебно-познавательные. По выбранной самим учащимся теме приходится проходить через все этапы исследовательских операций. Через собственный опыт присваивать эти навыки методом совершения ошибок и их исправления.
Информационные. Первая глава исследовательской работы требует серьёзной работы с разными источниками информации.
Коммуникативные. Добывание, обсуждение, представление исследовательской работы диктует выработку навыков общения.
Личностного самосовершенствования. Для того, чтобы выполнить исследовательскую работу в установленные сроки, приходится приобретать навыки саморегулирования и рефлексии.
Требования к результатам усвоения:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений ( доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.,); эстетического отношения к живым объектам.
Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками реализации программы являются дети 5-9 класса (11 – 15 лет) общеобразовательной школы, родители (лица, их заменяющие), руководитель. Набор обучающихся свободный по выбору.
Количество обучающихся в коллективе: 15 человек.
Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать с докладами, сообщениями. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Программа «Школа юного исследователя» рассчитана на 1 год обучения (35 часов). Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинетов-лабораторий.
В программе предусмотрены следующие формы организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры, образовательные путешествия, учебно-исследовательские конференции, познавательные лаборатории, походы, индивидуальные занятия, исследовательская и проектная деятельность, творческие мастерские. Данные формы работы приобретают особое значение для формирования умения учиться.
Прогнозируемые результаты деятельности «Школы юного исследователя»
Приобщение учащихся к научно-исследовательской и проектной деятельности.
Создание условий для применения знаний на практике.
Расширение просветительской и профориентационной работы.
Укрепление материально-технической базы научного общества учащихся
Расширение учебных, исследовательских, демонстрационных возможностей учителя.
Формирование мотивации к изучению предметов химии, физики, биологии.
Практика навыков в постановке опытов и экспериментов.
Совершенствование навыков в постановке проблемы, формулировании выводов и рекомендаций..
Совершенствование грамматических , речевых навыков, умения работать с понятийным аппаратом.
Выпуск исследовательских работ участников
Развитие творческих и коммуникабельных способностей учащихся.
Формирование эстетического вкуса и культуры поведения.
Развитие познавательных способностей, выявление разнообразных интересов детей.
Укрепление физического здоровья учащихся в результате пропаганды здорового образа жизни.
Будут созданы условия для развития творческого и научного потенциала учащихся, слияния процессов воспитания и обучения в единый процесс развития творческих возможностей школьников на основе личностно- ориентированного подхода.
Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.
Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, предоставление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения.
Содержание программы
Введение. (3 часа) Экология, биология, география. Предмет, структура. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.
Экологические, биологические и географические объекты окружающей среды.
Изготовление поделок из природного материала.
Основы исследовательской деятельности (13 часов).
Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы. Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ). Обработка и анализ полученных результатов. Работа с дополнительными источниками информации по своей теме, поиск теоретического материала в Интернет-ресурсах, справочниках, энциклопедиях и т.д. Выводы, рекомендации, список литературы Оформление портфолио. Оформление доклада для конференции. Конференция. Выставка по результатам конференции. Подведение итогов работы над темой. Анализ, самоанализ деятельности учащихся.
Антропогенное влияние на гидросферу (4 часа).
Естественные воды и их состав. Водоемы села, их характеристика. Виды и характеристика загрязнения водных объектов. Методы отбора проб воды. Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы. Оформление результатов исследовательской работы. Оформление стенда «Вода – это жизнь».
Антропогенное влияние на литосферу (6 часов)
Почва и ее значение. Нарушение почв. Деградация почв причины. Экологические последствия загрязнения литосферы. Структура и характеристика загрязненности почв села. Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. Изготовление поделок из отходов продукции одноразового пользования «Вторая жизнь мусора». Написание и распространение листовки «Нет мусору!», изготовление и установка плакатов и щитов в местах свалок мусора. Оформление фотовыставки «Свалки-боль села», выставка «Вторая жизнь мусора». Экологический десант по берегу рек.
Биоиндикация (9 часов)
Наблюдения за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.) Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Оформление исследовательских работ, проектов. Подготовка докладов и презентаций к научно-практической конференции «Биологические объекты как необходимое условие мониторинга загрязнения окружающей среды». Конференция «Биологические объекты как необходимое условие мониторинга загрязнения окружающей среды». Оформление стенда «Село, в котором мы живем». Проведение круглого стола «Анализ и самоанализ результатов работы за год». Поход. Выезд в национальный парк «Алханай»
Учебно-тематическое планирование «Школы юного исследователя»
№ п/п
Раздел, тема
Кол-во часов
Форма проведения
Результат
Введение (3 часа)
1
Экология, биология, география. Предмет, структура. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.
1 ч
Лекция
Практическая работа «Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов».
Оформление конспекта
2
Экологические, биологические и географические объекты окружающей среды.
1 ч
Экскурсия в природу, сбор природного материала
Отчет об экскурсии
3
Изготовление поделок из природного материала
1 ч
Творческая мастерская
Выставка работ из природного материала
Основы исследовательской деятельности (13 часов).
4
Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.
1
Выбор темы своей исследовательской работы, формирование творческих групп, формулирование цели и задач своей работы, подбор методик исследования, анкет для соцопросов
Выбор темы исследовательской работы, цели и задачи работы, методики исследования
5 -6
Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ).
2 ч
Экскурсия по селу, открытая лаборатория (на природе)
Сбор проб, проведение опросов, исследований, анкетирование,
7-8
Обработка и анализ полученных результатов. Работа с дополнительными источниками информации по своей теме, поиск теоретического материала в Интернет-ресурсах, справочниках, энциклопедиях и т.д
2 ч
Работа с Интернет ресурсами, справочниками, энциклопедиями, научными статьями
Выборка теоретического материала из дополнительных источников
9
Выводы, рекомендации, список литературы
1 ч
Выводы по своей работе, рекомендации, оформление списка литературы
10-11
Оформление портфолио
2 ч
Оформление портфолио по своей работе, выбор формы презентации
Портфолио
12
Оформление доклада для конференции
1.ч
подготовка презентации, написание доклада, подготовка к конференции
Презентация, доклад
13-14
Конференция
2 ч
Презентация творческих и исследовательских работ. Оценка и самооценка результатов.
Результаты конференции «Экологические проблемы Дульдургинского района (на примера с.Ара-Иля)»
15
Выставка по результатам конференции
1 ч
Оформление выставки
Стенд «Экологические проблемы Дульдургинского района (на примере с. Ара-Иля), итоги конференции
16
Подведение итогов работы над темой. Анализ, самоанализ деятельности учащихся.
1 ч
Круглый стол
Обсуждения, рекомендации, самоанализ
Антропогенное влияние на гидросферу (4 часа)
17
Естественные воды и их состав. Водоемы села, их характеристика. Виды и характеристика загрязнения водных объектов.
1
Экскурсия на водоемы села (река Иля, Курлухта, ручей Безымянный )
Описание водоемов
Отчет об экускурсии
18
Методы отбора проб воды. Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
1 ч
Познавательная лаборатория «Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей, водородного показателя рH), проведение исследовательских работ «Оценка экологического состояния рек сел», «Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты», сбор проб, химический анализ воды
Результаты исследований
19
Оформление результатов исследовательской работы
1 ч
Портфолио, презентация, буклеты по своей исследовательской работе
20
Оформление стенда «Вода – это жизнь»
1 ч
Сбор материала для оформления стенда
Стенд «Вода- это жизнь»
Антропогенное влияние на литосферу (6 часов)
21
Почва и ее значение. Нарушение почв. Деградация почв причины. Экологические последствия загрязнения литосферы. Структура и характеристика загрязненности почв села.
1 ч
Семинар
Оформление конспекта
22
Приемы и методы изучения загрязнения литосферы
1 ч
Экскурсия «Свалки села»; выявление несанкционированных свалок в окрестностях села Ара-Иля
Карта села «Несанкционированные свалки»
23
Изготовление поделок из отходов продукции одноразового пользования «Вторая жизнь мусора»
1 ч
Творческая мастерская «Вторая жизнь мусора»
Поделки из отходов продукции одноразового пользования
24
Написание и распространение листовки «Нет мусору!», изготовление и установка плакатов и щитов в местах свалок мусора
1 ч
Творческая мастерская
Установка плакатов, щитов в местах свалок мусора, распространение листовки «Нет мусору!»
25
Оформление фотовыставки «Свалки-боль села», выставка «Вторая жизнь мусора»
1 ч
Экскурсия (сбор фотографий для выставки)
Фотовыставка (фотографии на данную тему», выставка «Вторая жизнь мусора»
26
Экологический десант по берегу рек
1 ч
Экологический десант (уборка мусора на берегу рек, на территории школы)
Очистка рек своей местности
Биоиндикация (9 часов)
27
Наблюдения за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)
1 ч
Лекция , работа с дополнительными источниками информации, выбор темы исследования, проекта , сбор материала, индивидуальные занятия
Оформление конспектов, выбор темы исследования
28- 29
Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов)
2 ч
Исследовательские работы , проекты «Оценка качества воздуха методом лихеноиндикации», «Биондикация экологического состояния водоемов с помощью пресноводных моллюсков», «Оценка экологического состояния леса по ассиметрии листьев», «Влияние фитонцидов комнатных растений на организм человека»
Исследовательские проекты
30-31
Оформление исследовательских работ, проектов. Подготовка докладов и презентаций к научно-практической конференции «Биологические объекты как необходимое условие мониторинга загрязнения окружающей среды»
2 ч
Индивидуальное занятие
Презентации, доклады
Презентации, доклады
32
Конференция «Биологические объекты как необходимое условие мониторинга загрязнения окружающей среды»
1 ч
Конференция
Презентации, доклады, результаты участия в конференции, самоанализ
33
Оформление стенда «Село, в котором мы живем»
1 ч
Сбор экологического, биологического и географического теоретического материала о своем селе , национальном парке «Алханай»
Стенд «Село, в котором я живу»
34
Проведение круглого стола «Анализ и самоанализ результатов работы за год»
1 ч
Круглый стол
Портфолио, презентации
35
Поход. Выезд в национальный парк «Алханай»
1 ч
Поход (национальный парк «Алханай»)
Подведение итогов, конкурсная программа, развивающие игры, спортивные соревнования
Итого
35 часов
Методическое обеспечение
Методы и приемы.
Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.
Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.
Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.
Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.
Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Оценка эффективности работы:
Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоговые выставки творческих работ;
Портфолио и презентации исследовательской и проектной деятельности;
Участие в районных, краевых и всероссийских конкурсах исследовательских работ;
Список литературы
Для учащихся
«Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова, Иваново, 2010.
«Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 2007.
«Юным любителям природы», Н.Н.Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 2012
«Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос»,2006.
«Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд., 2011
«Биология для абитуриента» Р.Г. Заяц и др, Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2012
«Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 2005
«Атлас – определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 2010
«Определитель водорослей», Н.Б. Балашов, М., 2013
«Большой определитель грибов», А.В.Юдин, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2008.
«Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд, 2011.
Для учителя
«Основы исследовательской деятельности школьников», И.П. Гладилина, О.П. Гришакина, А. А. Обручникова, Д.В. Попов, Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
«Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва, «Просвещение», 2012
«Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Е. В. Тяглова, Москва, «Глобус», 2008.
«Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2005.
«Практикум по методике проведения химического эксперимента» В.С. Полосин, «Просвещение», Москва, 2011
«Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 2005
«Тематические игры и праздники по биологии», Л. В. Сорокина, Москва, «Творческий центр», 2005
«Не совсем обычный урок», С.В. Кулькевич, Воронеж, «Учитель», 2010.
«Активные формы и методы обучения биологии» Г.М. Муртазин, Москва, Просвещение, 2013
«Внеурочная работа по географии» И.И. Баринова, Москва, Просвещение, 2011
«Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2014
«Как организовать проектную деятельность учащихся», И.С. Сергеев, Москва, «Аркти», 2013.
15