Программа внеурочной деятельности Познайка для 1-2 классов


МОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа»
Программа психологического кружка
«Познай себя»

Возраст 6,6–8 лет( 1-2 класс).
Срок реализации 2 года.
Руководитель кружка
педагог-психолог Рудштейн Л.Н.
пгт. Междуреченск,
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Концепция программы
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям, а также для коррекции развития познавательных сфер деятельности младших школьников.
Актуальность программы
Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Внеучебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.
Однако эти возможности зачастую реализуются далеко не лучшим образом. По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитие ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальности учащихся, их познавательной и личностной активностью, волевым развитием, формированием индивидуального стиля поведения.
Активное введение в традиционный учебный процесс программы развивающих занятий, направленных на развитие личностно-мотивационных, интеллектуальных сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и других важных психических функций, является актуальной и своевременной задачей системы образования.
Одним из основных мотивов внедрения программы является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей, что является актуальным как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее, так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в учебном процессе в большинстве случаев связано именно с недостаточным развитием базовых психических функций. Программа, направленная на развитие базовых психических функций детей, приобретает особое значение в учебном процессе начальной школы. Это обусловлено психофизиологическими особенностями младших школьников – повышенной сензитивностью (завершение физиологического созревания основных мозговых структур). Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.
Еще одной важной причиной внедрения программы «Познайка» в учебный процесс начальных классов, является возможность проведения диагностики интеллектуального и личностного развития ребенка, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной развивающей работы с ним.
Возможность такого непрерывного мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в большинстве своем базируются на различных психодиагностических методиках.
Таким образом, показатели выполнения тех или иных заданий предоставляют психологу непосредственную информацию о текущем уровне развития учащихся.
Наконец, возможность использования в рамках программы заданий и упражнений игровой формы, наиболее доступной и характерной для детей на этапе адаптации к новой социальной роли – ученик, способствует ровному протеканию и сокращению адаптационного периода.
Игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию проверки уровня развития, что позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, продемонстрировать свои истинные возможности.
Таким образом, система представленных на занятиях по задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект
Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
Развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).
Введение в образовательный процесс программы повышает эффективность обучения на начальной ступени образования. Такой курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у ребенка чувство уверенности в своих силах.
Во время занятий по программе происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, осознание своих возможностей, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и агрессивность поведения. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию психологической культуры и познавательных интересов на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Конвенция ООН «Оправах ребёнка»
2.Цели и задачи программы:
Основной целью занятий является развитие познавательных процессов для успешного освоения образовательных программ.
Основные задачи реализации программы:
Согласно традиционной форме деления, все задачи можно разделить на:
Обучающие:
Формирование общеучебных навыков.
Формирование умений работать в строго организованном учебном пространстве – следовать инструкциям, работать по заданному алгоритму, составлять схемы и таблицы, систематизировать и обобщать полученную информацию и др.
Формирование умений работать в режиме творческой мастерской – формулировать задачу, разрабатывать план действий, находить нестандартные решения поставленной задачи и др.
Формирование умений работы в режиме проблемного обучения.
Развивающие:
Развитие познавательных процессов учащихся (мышления, внимания, памяти, воображения).
Развитие волевых свойств личности.
Развитие личностной сферы поведения.
Развитие учебной и познавательной активности учащихся.
Воспитательные:
Формирование основополагающих качеств новой социальной роли – ученик.
Формирование нравственных и моральных норм поведения.
Формирование чувства вкуса и стиля.
Формирование индивидуального стиля поведения и интеллектуальной деятельности учащихся. Расширение коммуникативных способностей детей.
3.Характеристика программы:
Тип программы – рабочая программа
Вид – модифицированная (на основе программ Г.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь» и «Человековедение» Р.В.Овчаровой) Направленность –научно-познавательная
Классификация:
по признаку – общеразвивающая,
по характеру деятельности- познавательно-игровая
по возрастному принципу – разновозрастная;
по масштабу действия – учрежденческая;
по срокам реализации - 2 года
Организационно – педагогические основы обучения.
Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся
1-х и 2-х классов.
Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 30 минут для 1 класса и 35 минут для 2 класса..Занятия проводятся в учебном кабинете.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся (возрастной состав: 6,6-8 лет - дети первого и второго года обучения) и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год для 1 класса и 36 часов в год для 2 класса.
Количество человек: 2 группы по 10 человек.
Форма работы: групповая, индивидуальная и п/группам.
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования.
Программа внеурочной деятельности состоит из 3 блоков, включающих в себя занятия на развитие психических функций, необходимых для успешного обучения в школе:
1 триместр (1 блок) - «Мой внутренний мир»
2 триместр (2 блок) – «Интеллектика»
3 триместр (3 блок) – «Человековедение»
Блок «Мой внутренний мир» направлен на формирование и профилактику нарушений психологического здоровья детей.
Блок «Интеллектика» направлен на развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.
Блок «Человековедение» направлен на подготовку детей к самостоятельной жизни, их правильной социализации, воспитание терпимости и уважения к другому человеку, а также помочь детям видеть смысл и ценности жизни.
Основные формы развивающей работы:
Данная программа содержит комплекс развивающих игр, упражнений, заданий направленных на развитие познавательных психических процессов, общения, произвольности поведения младших школьников. Основной целью занятий является развитие познавательных процессов для успешного освоения образовательных программ. Программа состоит из игр, упражнений, заданий которые можно разделить на:
Релаксационные – снимающие психо – эмоциональное, мышечное напряжение.
Двигательные – развивающие координацию движений, крупную и мелкую моторику.
Коммуникативные – способствующие формированию умений и навыков общения.
Развивающие – направленные на развитие познавательной и социальной рефлексии, отдельных процессов: памяти, мышления, внимания, воображения.
Все эти виды развивающих игр, упражнений и заданий развивают следующие общеучебные навыки:
мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.
Для реализации программы «Познайка» используются следующие методы обучения:
1. Рассказ учителя и рассказы детей.
2. Диалог.
3. Наблюдение.
4. Свободное и тематическое рисование.
5. Рассматривание рисунков и картин.
6. Беседы.
7. Ролевые и подвижные игры.
8. Групповые дискуссии.
9. Мини-конкурсы.
10. Импровизация.
11. Рассказ учителя и рассказы детей.
12. Моделирование и анализ ситуаций.
13. Упражнения, направленные на развитие внимания, восприятия и других познавательных процессов.
14. Релаксационные игры.
Кроме этого, активно используются методы психодиагностики индивидуальное консультирование.
Основные методы, используемые на уроках курса можно классифицировать по следующим основаниям:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, диспут и т.д.)
Наглядный (показ видео и мультимедииных материалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и т.д.)
Практичный (выполнение конкретных методик по заданным инструкциям, схемам и образцам и т.д.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске решения поставленной педагогом задачи;
Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
Групповой – организация работы в группах;
Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
И другие методы обучения.
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Активность детей на занятиях носит особый характер, поскольку они вовлекаются в проигрывание специальных упражнений для проработки каких-либо личностных качеств, свойств, умений, установок. На уроке создается атмосфера доверия и безопасности, и поэтому не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений или ответа.
Таким образом, наряду с передачей знаний задачей школы является и подготовка детей к самостоятельной жизни, их правильная социализация. Школа должна взращивать терпимость и уважение к другому человеку и помогать детям видеть смысл и ценности жизни.
Учебно – тематический план 1 года обучения
№ Наименование раздела Количество часов
Всего Теория Прак-
тика
1. 1 блок «Я-школьник» 12 ч. 5 ч. 7 ч.
2. 2 блок «Интеллектика» 11 ч. 5ч. 6ч.
3. 3 блок «Человековедение» 11 ч. 5ч. 6ч.
3415 19
Содержание программы 1 года обучения
№ Содержание занятий Цели занятия всего ТеоретичПрактич.
1 блок «Я-школьник» 12ч. 6 ч. 6 ч.
1. ТБ «Правила поведения на занятиях»
« Знакомство «Я  +  ТЫ = МЫ». Познакомиться с детьми, организовать общение между ними так, чтобы в группе складывались благоприятные отношения.
1 0,5 0,5
2. «Для чего ходят в школу» Создание условий для предварительного осознания детьми своего нового статуса- «школьника».
1 0,5 0,5
3. « Школа и школьные правила». Познакомить детей со школой, правилами для учащихся.  1 0,5 0,5
4. «Учимся работать дружно».
ТБ «Правила работы в группе» Создание условий для знакомства будущих первоклассников с навыками учебного сотрудничества. 1 0,5 0,5
5. «Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться». Развитие памяти, мышления, восприятия, речи учащихся посредством игры. 1 0,5 0,5
6. «Развиваем пальчики рук» Посредством игр и упражнений развивать мелкую моторику рук учащихся, мыслительные процессы. 1 0,5 0,5
7. «Контурно-изображённые предметы». Научить детей штриховать в зависимости от направления контура. Развитие мелкой моторики рук. 1 0,5 0,5
8. «Дорисуй предмет.  Цветовое изображение предметов». Помочь поверить в собственные силы. Снять недоверие к собственной руке, коррекция и развитие воображения учащихся. 1 0,5 0,5
9. « Путешествие в осенний лес» Научить детей с любовью относиться к родной природе, к растениям и жителям леса. С помощью специальных методов и приёмов расширить кругозор детей. 1 0,5 0,5
10. « Путешествие по сказкам» Формирование совместных действий в коллективе сверстников с помощью игр и упражнений. Приобщение детей к чтению книг. 1 0,5 0,5
11. «Я-школьник» Закрепить правила поведения школьника. 1 0,5 0,5
12. «Весёлое космическое путешествие»//  Итоговое занятие по 1 блоку// Повторить игры на развитие межличностных отношений в коллективе 1 0,5 0,5
2 блок «Интеллектика» 11 ч. 5,5ч. 5,5ч.
13. Развитие слуховых ощущений Развить умения точно и правильно называть предметы. 1 0,5 0,5
14. Развитие произвольного внимания Развить произвольное внимание и зрительные ощущения. 1 0,5 0,5
15. Развитие артикуляции и пространственных представлений Развить артикуляцию и пространственные представления (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»).1 0,5 0,5
16. Развитие фонетико-фонематического восприятия и понятийного мышления.
Развить фонетико-фонематическое восприятия, пространственные представления (определение местоположение объекта в строке и столбце) и понятийное мышления.
1 0,5 0,5
17. Развитие объема внимания и осязательных ощущений Развить объем внимания и осязательные ощущения. 1 0,5 0,5
18. Развитие непосредственной вербальной памяти. Развить непосредственную вербальную память и
пространственные представления (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»).1 0,5 0,5
19. Развитие слухового внимания. Развить слуховое внимание и непосредственную вербальную память 1 0,5 0,5
20. Развитие двигательной памяти. Развить память на последовательность действий и понятийное мышление 1 0,5 0,5
21. Развитие зрительных ощущений и образного мышления.
Развитие зрительной памяти.
Развить зрительные ощущения и образное мышление, зрительно-двигательные координации.
Развить зрительную память. 1 0,5 0,5
22. Развитие мышления (сравнение и синтез, абстрагирование) Развить умения сравнивать, устанавливать закономерности, абстрагировать признаки. 1 0,5 0,5
23. Сказкотерапия //Итоговое занятие по 2 блоку//. Обобщить и систематизировать знания и умения через игру-сказку. 1 0,5 0,5
3 блок «Человековедение» 11ч. 5,5 ч. 5,5ч.
24. Кто такой «Я»? Развивать умение видеть и понимать себя. 1 0,5 0,5
25 Разговор взглядов. Развивать умение понимать сверстников 1 0,5 0,5
26. Поиграем в волшебников Развить и сформировать культуру общения. 1 0,5 0,5
27. Мой внутренний и внешний мир. Формировать умение управлять и контролировать своё поведение и поступки. 1 0,5 0,5
28. Добро и зло. Научить детей оценивать человеческие поступки и отношения. 1 0,5 0,5
29. Какие люди нам нравятся? Формировать умение разбираться в людях (умение давать им правильную оценку). 1 0,5 0,5
30. Что такое хорошо и что такое плохо. Познакомить с правилами поведения 1 0,5 0,5
31. Что хорошее обо мне ты от меня скрываешь. Формировать умение видеть и понимать других. 1 0,5 0,5
32. Радуга чувств. Познакомить с различными проявлениями чувств, составить их словарь. 1 0,5 0,5
33. Можно ли управлять настроением?
Умеешь ли ты прощать? Формирование умения управлять своим настроением.
Формирование умения прощать. 1 0,5 0,5
34. Большое путешествие по Стране Знаний «Вот и стали мы на год взрослей» //заключительное игровое занятие// Через игру подвести итог – обобщить полученные знания и умения. 1 0,5 0,5
ИТОГ: 34ч. 17ч 17 ч.
Учебно-тематический план на 2 год обучения
№ Наименование раздела Количество часов
Всего Теория Прак-
тика
1. 1 блок «Мой внутренний мир» 12 ч. 6 ч. 6 ч.
2. 2 блок «Интеллектика» 16 ч. 8ч. 8ч.
3. 3 блок «Человековедение» 8 ч. 4ч. 4ч.
3618 18Содержание занятий 2 года обучения
№ тема Содержание занятий всего ТеоретичПрактич.
1 блок «Мой внутренний мир» 12 ч. 6 ч. 6 ч.
1. Вводное занятие. ТБ «Правила поведения на занятиях».
«Я-второклассник!» (диагностический минимум) Сплочение группы, настрой на продуктивную будущую работу. 1 0,5 0,5
2. Язык мира эмоций. Знакомство с понятиями «эмоции», «мимика», «жесты», «язык жестов» 1 0,5 0,5
3. Город Радости и Веселья. Развитие эмоционально-волевой сферы детей через игру. 1 0,5 0,5
4. Остров Страха и его обитатели. Знакомство с различными видами страхов. 1 0,5 0,5
5. Мы все умеем побеждать страх! Знакомство с приёмами преодоления различных страхов. 1 0,5 0,5
6. Пещера Гнева. Ознакомление с различными видами гнева - злость, ярость; узнают, откуда берётся гнев, может ли он быть полезным. 1 0,5 0,5
7. Обиженная Деревня.
ТБ «Правила работы в группе» Знакомство с приёмами контроля обид, умение прощать обиды. 1 0,5 0,5
8. Гора Стыда. Показать значение стыда в жизни человека - чем он помогает и чем мешает людям. 1 0,5 0,5
9. Мы владеем Эмоциями. Развитие умений владеть и управлять своими эмоциями. 1 0,5 0,5
10. Мешок хороших качеств. Знакомство с внутренними и внешними качествами людей. 1 0,5 0,5
11. «Тёмные» и «светлые» качества. Салют качеств. Знакомство с качествами людей, которые не только могут быть хорошими, но и с теми, которые мешают быть счастливым и жить в мире с окружением. 1 0,5 0,5
12. Итоговое занятие по 1 блоку «Путешествие в мир Добра» Через игровые упражнения выявить приобретённые знания и умения - умение применить знание тем на практике. 1 0,5 0,5
2 блок «Интеллектика» 16ч. 8ч. 8ч.
13. Что такое память? Раскрыть понятие памяти и её роли в жизни человека, познакомить с видами памяти. 1 0,5 0,5
14. Развиваем память. Задания и упражнения на развитие видов памяти. 1 0,5 0,5
15. Тренируем память. Тренировка видов памяти. 1 0,5 0,5
16. Что такое восприятие? Виды восприятий. Закрепить понятия «восприятие», «ощущение»; раскрыть приёмы восприятия величины, цвета, формы, восприятия, пространства, движения, времени.1 0,5 0,5
17. Иллюзии восприятия. Раскрыть понятие «иллюзии восприятия», показать на примерах. 1 0,5 0,5
18. Тренировка восприятие. Тренировка восприятия через игру. 1
0,5
0,5
19. Что такое внимание? Виды и свойства внимания. Раскрыть понятие «внимание», его виды (произвольное-непроизвольное», «внешнее и внутреннее), свойства (концентрация, распределение, переключение)1 0,5 0,5
20. Развиваем внимание. Задания и упражнения на развитие внимания. 1 0,5 0,5
21. Тренируем внимание. Тренировка внимания через игровые упражнения. 1
0,5 0,5
22. Что такое мышление? Раскрыть понятие «мышление», его виды. 1 0,5 0,5
23. Развиваем мышление. Задания и упражнения на развитие видов мышления. 1 0,5 0,5
24. Тренируем мышление. Тренировка видов мышления через игру. 1 0,5 0,5
25. Развиваем пространственные ориентации. Задания и упражнения на развитие пространственных ориентации. 1 0,5 0,5
26. Развитие наблюдательности. Задания и упражнения на развитие наблюдательности. 1 0,5 0,5
27. Развиваем связи правого и левого полушария и мелкую моторику рук. Задания и упражнения на развитие связи левого и правого полушария с помощью пальчиковых игр. 1 0,5 0,5
28. Контрольное занятие. Путешествие в Страну Чудилию. Через игру выявить усвоение тем, раскрепостить и сплотить детей при работе в группах. 1 0,5 0,5
3 блок «Человековедение» 8 ч. 4ч. 4ч.
29. Поступки мои и окружающих. Обсудить условия устранения психологического дискомфорта, агрессии; формировать умение учитывать позиции другого человека. 1 0,5 0,5
30. Твой характер. Представление о связи характера человека, украшения и его назначения. 1 0,5 0,5
31. Умеем ли мы общаться? Выяснить степень коммуникативности учащихся; повторить известные формулы вежливости и познакомить с новыми; продолжить знакомство с этикетным диалогом. 1 0,5 0,5
32. Умею ли я слушать других. Развивать умения быть внимательным к окружающим людям, слушать и слышать окружающих. 1 0,5 0,5
33. Мальчики и девочки. раскрыть значение понятий «мужское дело» и « женское дело»; развивать культуру взаимоотношений между учащимися противоположного пола; воспитывать открытость и уважительное отношение мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам. 1 0,5 0,5
34. Школьная дружба. установление добрых отношений в группе;
сплочение детского коллектива;
совершенствование навыков общения 1 0,5 0,5
35. Как подружиться. Ознакомить с приёмами установление добрых отношений. 1 0,5 0,5
36. Итоговое занятие. Игра «Вот и стали мы на год взрослей» ( проведение теста достижений через игру) Выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. 1 0,5 0,5
ИТОГО 36 18 18
7.Прогнозируемые результаты
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы.
Проецируемый результат по окончании курса
По окончании курса развивающих занятий учащиеся должны:
-Самостоятельно выполнять упражнения и задания.
-Изменить поведение на занятиях.
-Повысить успеваемость по разным школьным предметам.
-Изменения эмоционального состояния каждого учащегося.
Учащиеся должны уметь:
-Ориентироваться в пространстве листа, правильно называть направления вправо, влево, вверх, вниз и т.п.
-Правильно анализировать и копировать образец без ошибок.
-Верно выполнять словесные указания взрослого.
-Правильно воспринимать, называть фигуры, эмоции, цвета.
-Правильно понимать и использовать мимику и жесты.
-Работать в команде.
-Проявлять устойчивость внимания при выполнении заданий, концентрировать, переключать, распределять, зрительно анализировать.
-Запоминать на достаточном уровне слуховой, зрительный материал.
-Успешно выполнять самостоятельно задания, ранее выполнявшиеся, но другие по оформлению.
-Выражать свои чувства.
Этапы педагогического контроля
Оценивание работы учащихся
Основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Поэтому обязательными для выполнения должны быть следующие требования:
1) Оцениваются достижения, отрицательные оценки исключены.
2) Основным критерием количественной оценки (отметки) являются, прежде всего, затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его результатов относительно себя.
3) Не следует ставить отметки по результатам тестов и анкет, отражающих качества личности учащихся. Развитие познавательных процессов и потребностной сферы следует отмечать качественно.
Качественные оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще!» и т.д.
Формы учёта знаний и умений:
первичная диагностика
промежуточная диагностика
диагностика на конец года
ответы на вопросы
домашнее задание
1 год обучения
Срок Этап контроля Задачи Содержание Форма
Сентябрь входящий Определить первичный уровень знаний
Владении элементарными правилами учебного труда Наблюдение

Декабрь промежуточный Определение уровня освоения
тем Знание тем
Умение применить знание тем на практике. игра
Май итоговый Подведение итогов реализованной программы Знание тем по разделам программы Составление и защита проектов

2 год обучения
Срок Этапы контроля Задачи Содержание Форма
Сентябрь входящий Определить первичный уровень знаний
выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Тесты способностей

Декабрь промежуточный Определение уровня освоения
тем Знание тем
Умение применить знание тем на практике. Игра-наблюдение
Май итоговый Подведение итогов реализованной программы Выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. Тесты достижений
Критерии оценки эффективности
Для оценки эффективности занятий психологического развития можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
снижение уровня тревожности и психической защиты первоклассников;
развитие коммуникативных навыков.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в начале, середине и в конце года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
В начале года Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными /например, тест Равена, тест Амтхауэра, тест Векслера и т.д., а также тесты-задания).
В середине года – наблюдение.
В конце года тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности.
9.ЛИТЕРАТУРА
Для педагога:
Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005 г.
Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.
Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006 г.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.
Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004 г.
Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003 г.
Для обучающихся:
1.Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
2.Гельфан ЕМ. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
3.Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления
учащихся // Вопросы психологии, 1990, № 6
4.Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10
лет. М., 1993.
5.Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. -М., 1993.
Зак A3. Познавать играя: развитие познавательных способностей у детей
5-12 лет. М., 1992.
8. Ильин AM., Ильина Л.П. Букварь XXI века. СПб., 1992.
Минский ЕМ. Игры и развлечения в группе продленного дня. -Пособие для учителя. М., 1985.
Монтессори - материал. Ч. 1. Школа для малышей. М., 1992.
Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия,
воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое
сентября», 2004.
Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для 1 класса. Киев, 1992.
Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр-
коррекций. М., 1993.
1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.