Методический семинар для педагогов Новый формат НДО Самопознание


План методического семинара для учителей
Школа КГУ «Убинская осш» Кол-во слушателей семинара__18________
Дата __9.02.2017 г_ Педагог Подгорнова О.В.
Тема методического семинара для учителей
«Новый формат НДО Самопознание»
Цель: содействовать раскрытию содержания общечеловеческих ценностей как основы целостного педагогического процесса школы.
Задачи:
Раскрыть психолго - педагогические основы Программы НДО «Самопознание»;
Способствовать убежденности в необходимости интеграции НДО «Самопознание» в содержание образовательного процесса;
Воспитание стремления жить в соответствии с общечеловеческими ценностями, как Праведное поведение, Внутренний покой, Любовь, Истина и Ненасилие, что является основой образовательного процесса и жизни в целом. Ресурсы:(материалы, источники)
«Роль учителя в программе НДО «Самопознание» Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. – Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2016 г.
Маслоу А.Г. «Дальние пределы человеческой психики» / пер. с англ. – СПб.-Евразия,1997 г.
Музыка для позитивного настроя Relaksaciya lyubov-Nezhnost
Аудиозапись песни - Подари улыбку миру
Музыка для заключительной части семинара Бетховен – Лунная соната
Презентация «Психолго-педагогические основы НДО Самопознание», «Аксиологические основы НДО Самопознание»
Оборудование: карандаши, маркеры, листы А3
ОргмоментДобрый день уважаемые коллеги!
План семинара:
1.Психолого – педагогические основы программы НДО «Самопознание».
2.Аксиологические основы НДО Самопознание
3.Самопознание и другие предметы, виды интеграции.
Наш семинар мы начнем в формате урока самопознания: с позитивного настроя. Сядьте, держа спину прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными.
Позитивный настрой «Концентрация на Свет»
Позитивный настрой «Концентрация на свет»
Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем.
Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки.
Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли. 
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя... 
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Психолого – педагогические основы программы НДО «Самопознание».
«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. такова философская и духовная основа нашей профессии, чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать море света» . В.А Сухомлинский.
Выдающийся современный педагог – гуманист Ш.А. Амонашвили (1931г.) утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребёнку он научился у классиков мировой педагогики – К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А. С. Макаренко и других. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно предаёт им свой характер, предстаёт перед ними как образец человечности.
Гуманность – это характеристика не поведения, а мировоззрения человека. Гуманность мировоззрения заключается в принятии и понимании другого человека и самого себя. Гуманность – это взаимное уважение и человеческое отношение друг к другу.
Во второй половине ХХ века в психологии появилось новое направление - гуманистическая психология. Основателем гуманистической психологии является американский психолог Абрахам Маслоу. Гуманистическая психология рассматривает человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Главное в личности – не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого «Я». Абрахам Маслоу считал, что человек изначально обладает необходимыми средствами, чтобы решать возникшие перед ним проблемы и должным образом направлять свое поведение. Однако эти способности могут развиться только в благоприятном контексте социальных ценностей. С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. Важнейшей частью персонологической теории А. Маслоу является анализ человеческих потребностей и разработка потребностной теории. Эта теория, получившая название «иерархическая теория потребностей».
Доминирующие потребности (расположенные в основании пирамиды) должны быть более или менее удовлетворены, прежде чем человек осознает их наличие и мотивируется в поведении более высокими потребностями. Так, физиологические потребности должны быть в определенной мере удовлетворены для того, чтобы появились потребности в безопасности. В свою очередь, на основе удовлетворения этих низших потребностей возникают потребности принадлежности, любви и т.д.
Если человек не удовлетворяет свои духовные потребности, то возникают метапатологии.
Генрих Степанович Батищевспециалист по теории познания, диалектической логике, этике, доктор философских наук выделил три вида педагогики:
Авторитарнаягде мир и человек биосоциальное явление, изначально не обладающие духовным потенциалом, целью, которой является формирование личности в связи с социальным заказом. Форма работы – Монолог.
Педагогика развития способностей, где Мир и человек биосоциальное явление, изначально не обладающие духовным потенциалом. Цель такой педагогики - всестороннее развитие способностей личности. Форма работы - диалог при ведущей роли учителя.
Педагогика совершенствования, где мир и человек многомерное явление с бесконечным духовным потенциалом. Целью, которой является духовное развитие субъектов.
Целью преподавания дисциплины «Самопознание» является становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно-духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова и дела.
В программе НДО «Самопознание» происходит восстановление духовной основы процесса воспитания и образования в целом.
Нравственно – духовное образование – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся через включение в содержание образования общечеловеческих ценностей.
Аксиологические основы НДО Самопознание
Философская дисциплина, исследующая, категорию ценностей называется аксиология.
Доктор педагогических наук, профессор Петракова Татьяна Ивановна классифицировала ценности следующим образом:
Природные- ценности естественных сил и способности души, ясность ума, быстрота мысли, надежность памяти, искренность чувств, стойкость воли;
Приобретенные- усвоенные в процессе интеллектуального и нравственного развития, такие как корректность, вежливость, уважение, симпатия к человеку, отзывчивость, благородность, великодушие, терпение и др. меняется в течении жизни;
Абсолютные- вечные ценности, не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то круга людей, социальной группы, партии, государства, коалиции государств, а имеющие значение для всего человечества. Эти ценности включают в себя и природные и приобретенные, которые при рассмотрении через призму общечеловеческих ценностей становятся качествами.
Человек в мыслях, словах и деятельности должен следовать общечеловеческим ценностям, вести себя в соответствии с вселенскими законами и в согласии со своей совестью:
Истина - интеллектуальный уровень (уровень различения, разум)
Это то, что остается неизменным, единая суть присуща всему мирозданию. Она не подвержена изменениям во времени. «Познай себя». Совесть.
Праведное поведение – физический уровень. Поведение, соответствующее долгу и обязательствам, поступки согласно внутреннему голосу совести.
Любовь - нравственный уровень (ментальный, мысли, слова) Чистая бескорыстная и безусловная, это энергия, созидающая и поддерживающая жизнь.
Внутренний покой – эмоциональный уровень (чувства) это совершенное, умиротворение ума, глубинная природа человека.Ощущение покоя наступает не тогда, когда вокруг тишина и ничего не происходит, а тогда, когда, что бы ни происходило вокруг, ты можешь сохранить спокойствие внутри себя.
Ненасилие - не причинение вреда никому, ни мыслью, ни словом, ни делом.
Общечеловеческие ценности не зависят от национальности, расы, среды обитания и конфессиональной принадлежности. Они не измены во времени и создают основу духовного мира человека.
Из пяти перечисленных выше ценностей, истина и праведное поведение – включает в себя, фактически, суть всей нравственности. Честность, прямота и верность внутренне присущи уже этим двум, что значит: во всех случаях говори правду и действуй согласно внутреннему голосу совести. И если кто-то действует на основе бескорыстной любви, то независимо от успеха или поражения, удовольствия или боли, радости или горя, он пребывает в совершенном мире и покое.
Общечеловеческие ценности – это единственно возможная основа содержания предмета «Самопознание» в условиях многонационального и многоконфессионального государства. Еще раз напомню, что цель нравственно-духовного образования «Самопознание» является становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно-духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова и дела.
Самопознание и другие предметы, виды интеграции.
Цель уроков самопознания – воспитание характера, которое проявляется в единстве мысли, слова и дела. Интеграция – оживление знаний, выявление его нравственно – духовной сущности. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами должны составить единое целое со всем, чему мы учим. Один из путей интеграции - это сближение естественных и гуманитарных наук.
Основы интеграции нравственно-духовного образования «Самопознание» и других школьных предметов базируются на целостном понимании мира и человека, как обладающих не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой, которая в окружающем мире проявляется как жизнь, движение, развитие, порядок, гармония; в сознании человека проявляется как вечные общечеловеческие ценности. Образование, основанное на общечеловеческих ценностях, принесёт с собой мир и прогресс и одновременно создаст гармонию между человеком и окружающим миром
Различают виды интеграции: внешняя и внутренняя. Внутренняя интеграция основана на методологических позициях целостного понимания мира. Внешняя – в применении методических приёмов. Внутренняя интеграция «Самопознания» и других дисциплин – это, прежде всего, оживление знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии.
«Самопознание» - это метапредмет, обеспечивающий целостность, человечность и одухотворённость процесса образования. Существуют разные пути интеграции:
- вдохновляющие примеры из жизни великих учёных и из истории развития науки;
- знакомство с открытиями современной науки;
- интеграция через ценностное обогащение содержания школьных дисциплин.
Творческая работа учителей.
Предлагаю учителям разделиться на небольшие группы.
Каждой группе привести по три примера интеграции самопознания в свой предмет (по каждому пути). Анализ
Показать в презентации пирамиду потребности по Маслоу.
Групповое пение.
Текст песни "Учительский вальс"
Слова - И. Львова
Музыка - А. Заруба
1 Ах, как годы летят, тот поверит, кто спросит.
Начался листопад, приглашает нас в осень.
Снова дел и забот у нас неимоверно.
Вдруг осенней порой начинается год 
И зовётся учебным.
Припев:
Время выбрало нас
Зажигать души-свечи.
Пусть учительский вальс
Не кончается вечно.
2 Это вам не пустяк, по ночам класс мне снится.
Это надо же так в свою школу влюбиться.
Где бумаг виражи, и программы, и планы.
Разумеется, здесь и проходит вся жизнь,
А ведь это немало.
3 Сохрани же вас, Бог, и хранит ведь, наверно.
Пусть в стотысячный раз я волнуюсь безмерно.
Как увижу детей, совершаю открытья.
Значит, это судьба, значит, это судьба –
Школа, парта, учитель.
Домашнее задание.
Уважаемые учителя предлагаю прочитать дома труд педагога гуманиста Ш.А. Амонашвили«Как любить детей. Основы гуманной педагогики»
Повторное заполнение анкеты. Заключительная минута семинара.
Подумайте о том хорошем, что было на семинаре. О том, что способствует раскрытию внутреннего потенциала, расцвету человеческого совершенства Педагог ____________________________
Директор ____________________________