Конспект поурочного плана по предмету Сольфеджио на тему Органный пункт. Фигурация (5 класс)
Конспект поурочного плана по предмету «Сольфеджио»
5 класс (5-летний курс обучения) по программе «Музыкальное исполнительство»
преподаватель МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Белобородова Виктория Викторовна
Тема: Органный пункт, фигурация
Цель: познакомить обучающихся с понятиями органный пункт, фигурация
Задачи: 1. Образовательная:
Дать понятие – органный пункт.
Дать понятие – фигурация.
Гаммы с 7 бемолями – правило.
Билет № 5:
2.Спеть: а) гамму E-dur (нат.), в ней тритоны с разрешением (нат);
б) гамму cis – moll (гарм.), в ней тритоны с разрешением (гарм.).
3.Спеть: а) цепочку интервалов от звука «es»: ч.4↓, б.3↑, б.2↓, м.6↑;
б) D7 от звука «а» и разрешить в 2 тональности.
4.Игра на ф-но последовательности аккордов в тональности As-dur:
T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3 – T6 – S5/3 – S6 – D7 – T3
№ 439 (Iч.) – спеть по нотам, № 102 (IIч.) – спеть 2-хголосно.
с.19 № 2 а) (Е. Давыдова. Сольфеджио 5 класс) – простучать ритмическое упражнение двумя руками.Мелодический диктант № 137, тональность c-moll, размер ¾.
Подбор аккомпанемента к диктанту, используя пройденные аккорды.
2.Воспитательная: воспитание у обучающихся осознанного отношения к пению интервалов и аккордов от звука, и в тональности.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, объяснительно-иллюстративный, музыкального обобщения.
Раздаточный материал: ручки, карандаши, ластики, клавиатуры.
Оборудование: доска, мелки, фортепиано.
Использованная литература
Сольфеджио. Программа для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. / Сост. Т.А. Калужская. – М., 1998.
Белобородова В.В. Программа учебного предмета «Сольфеджио» образовательной программы «Музыкальное исполнительство», срок реализации – 5 лет. – Усть-Ордынский, 2015.
Е. Давыдова. Сольфеджио для 5 класса ДМШ. – третье изд. – М.: Музыка, 1984.
Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. – Ч. 1: Одноголосие. – М.: Музыка, 1980.
Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г Фридкин. – Ч.2: Двухголосие. – М.: Музыка, 2006.
Ю.С. Булучевский, В.С. Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – 10-е изд. – Л.: Музыка, 1990.
О. Лежнева Практическая работа на уроках сольфеджио: Диктант. Слуховой анализ: Учеб. пособие для уч-ся 1-8 кл. ДМШ и ДШИ. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Смирнова Т.И. Интенсивный курс по фортепиано. Уч. пособие ALLEGRO. Тетрадь № 2. Продолжаем. – 5-е изд., исправл. и доп. – М., 2002.
Наглядные пособия
Клавиатура, тональный «градусник», пособие по обращениям D7, тритоны с разрешением в тональности.
Ход урока
Вокально-интонационные навыки
Билет № 5:
2.Спеть: а) гамму E-dur (нат.), в ней тритоны с разрешением (нат);
б) гамму cis – moll (гарм.), в ней тритоны с разрешением (гарм.).
3.Спеть: а) цепочку интервалов от звука «es»: ч.4↓, б.3↑, б.2↓, м.6↑;
б) D7 от звука «а» и разрешить в 2 тональности.
Теоретические сведения
1.Органный пункт – длительно выдерживаемый или многократно повторяемый басовый звук: на фоне такой «педали» (иногда так называют органный пункт) независимо от баса происходит движение верхних голосов и смена аккордов. Чаще всего органным пунктом служит тоника или доминанта лада. Например: Л. Бетховен «К Элизе», средняя часть.
2.Фигурация – один из главнейших способов активизации, «расцвечивания» музыкальной фактуры (в переводе с лат. figurо – обрисовываю, формирую, расцвечиваю). Фигурация дает возможность разнообразить фактуру посредством мелодических, ритмических элементов. Основным видом фигурации является мелодическая фигурация – мелодическое движение голосов, усложняющее гармонию неаккордовыми звуками. Приемы мелодической фигурации – проходящие и вспомогательные звуки, задержания и т.д. – усиливают красочность гармонии. При гармонической фигурации происходит последовательное (либо свободное) перемещение по звукам, входящим в какой-либо аккорд. Фигурация – один из характерных приемов при вариационном развитии.
3.Гаммы с 7 бемолями: До-бемоль мажор – Ces-dur – ля-бемоль минор – as-moll (си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль, соль-бемоль, до-бемоль, фа-бемоль).4.Игра аккордов в тональности As-dur: T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3 – T6 – S5/3 – S6 – D7 – T3
Сольфеджирование и пение с листа
№ 439 (Iч.) – спеть по нотам, № 102 (IIч.) – спеть 2-хголосно.
Воспитание чувства метроритма
с.19 № 2 а) (Е. Давыдова. Сольфеджио 5 класс) – простучать ритмическое упражнение двумя руками.
Мелодический диктант № 137
Воспитание творческих навыков
Подбор аккомпанемента к диктанту, используя пройденные аккорды: t5/3, D5/3, s5/3, III5/3, ум.VII7.
Д/з
1.Диктант № 137 играть с аккомпанементом.
2.№ 439 (Iч.) – выучить наизусть, № 102 (IIч.) – петь 1 и 2 голос по нотам.
3.Билет № 6 задание 3, 4 – построить, петь, играть.