Конспект поурочного плана по учебному предмету Сольфеджио ФГТ на тему Скрипичный ключ (1 класс)


Конспект поурочного плана по предмету «Сольфеджио»
1 класс (8-летний курс обучения) ФГТ
преподаватель МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Белобородова Виктория Викторовна
Тема: Скрипичный ключ
Цель: Научить учащихся рисовать скрипичный ключ на нотном стане
Задачи: 1. Образовательная:
Дать понятие нотный стан, скрипичный ключ, нота «соль» I октавы.
Навыки письма скрипичного ключа на нотном стане.
Повторить регистры. Слушание музыки на разные регистры:
Ф. Шуберт Марш – низкий регистр (Ю. Фролова, с. 105).
Обр. В. Ребикова «Аннушка» - средний регистр (Ю. Фролова, с. 105).
Э. Беттольф «В ожидании весны» - высокий регистр (Ю. Фролова, с. 104).
Ф. Шуберт Марш – промаршировать.
Повторить правило пения, сидя и стоя Л. Абелян «Если хочешь сидя петь».
Повторить стихотворение О. Вациеса «Что у кого внутри?» (с движениями).
Повторить песенки-упражнения «Я иду и пою», «Курочка в серёжках, петушок в сапожках, утка в сарафане, селезень в кафтане», «Я шагаю вверх, я шагаю вниз» (пение с движением руки вверх и вниз).
Повторить Русскую песню «А мы просо сеяли» с прохлопыванием ритма.
Разучить Русскую народную прибаутку «Я гуляю во дворе» (с движением руки по столбице), прохлопать ритмический рисунок (М. Картавцева, с. 24).
Досочинить свою мелодию (окончание) к песне «Я гуляю во дворе».
2.Воспитательная: осознанное отношение к интонации.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, музыкального обобщения.
Список литературы и средств обучения
Учебная и методическая литература
1.В.В. Белобородова, И.В. Казанцева. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «Сольфеджио» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» для учащихся 1-8 классов. Срок реализации – 8 лет. – Усть-Ордынский, 2015.
2.Абелян Л. Как Рыжик научился петь. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1989.
3.Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. – Ч. 1. – Минск: Книжный Дом, 1999.
4.Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1975.
5.Картавцева М.Т. Сольфеджио XXI века. – М.: Кифара, 1999.
6.Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
Перечень учебно-методических материалов
1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица.
2.Карточки музыкальных обозначений: регистр, высокие и низкие звуки, скрипичный ключ, нотный стан, нота «соль» I октавы.
Ход урока
Вокально-интонационные навыки
Повторить правило пения, сидя и стоя Л. Абелян «Если хочешь сидя петь»:
Если, хочешь сидя петь,
Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
Руки, плечи всё свободно
Петь приятно и удобно.
Если, хочешь стоя петь,
Головою не вертеть.
Встань красиво, подтянись,
И спокойно улыбнись.
Руки, плечи всё свободно
Петь приятно и удобно.
2. Повторить стихотворение О. Вациеса «Что у кого внутри?»
Т. Боровик «Звуки, ритмы и слова»
Что у кого внутри? Ответ в стихах. А как оно звучит? Слушайте стихи, и в конце каждой фразы изображайте голосом, как кто говорит.
Что у кого внутри?
У одуванчиков белых – взлеталка (легко дуть на ладонь)
У мотоцикла – рычалка (трр – трр…)
У часов – спешилка (тик-так, тик-так)
У девчонок – смешинка (ха-ха-ха)
У мышки – пищалка (пи-пи-пи…)
У лошадки – ржалка (и-го-го…)
У ветра – задувалка (долгий выдох)
У каблучков – стучалка (цокать язычком)
У носа – сопелка (тихонько шмыгать носом)
У ежика – пыхтелка (пых-пых-пых…)
А у солнца – светилка (каждый ребенок свободно поет один звук, показывая его высоту).
3. Повторить песенки-упражнения «Я иду и пою», «Курочка в серёжках, петушок в сапожках, утка в сарафане, селезень в кафтане», «Я шагаю вверх, я шагаю вниз» (пение с движением руки вверх и вниз).
Теоретические сведения
Дать понятие нотный стан, скрипичный ключ, нота «соль» I октавы.
Навыки письма скрипичного ключа на нотном стане.
Повторить регистры.
Анализ на слух
Слушание музыки на разные регистры:
Ф. Шуберт Марш – низкий регистр (Ю. Фролова, с. 105).
Обр. В. Ребикова «Аннушка» - средний регистр (Ю. Фролова, с. 105).
Э. Беттольф «В ожидании весны» - высокий регистр (Ю. Фролова, с. 104).
Воспитание чувства метроритма
Ф. Шуберт Марш – промаршировать.
Прохлопать ритмический рисунок Русской народной прибаутки «Я гуляю во дворе» (М. Картавцева, с. 24).
Прохлопать ритмический рисунок песни «А мы просо сеяли»
Воспитание творческих навыков
Досочинить свою мелодию (окончание) к песне «Я гуляю во дворе».
Сольфеджирование и пение с листа
Повторить Русскую песню «А мы просо сеяли» (М. Картавцева, с. 24).

Разучить Русскую народную прибаутку «Я гуляю во дворе» с движением руки по столбице (М. Картавцева, с. 24).

Д/з
1.Сделать карточку нотный стан, скрипичный ключ и нота «соль» на 2-й линейке.
2.Выучить слова песни «А мы просо сеяли» и хлопать ритм.
3.Прописи в тетради.