Конспект поурочного плана по учебному предмету Сольфеджио ФГТ на тему Гамма Ля мажор 3 класс


Конспект поурочного плана по предмету «Сольфеджио»
3 класс (8-летний курс обучения) ФГТпреподаватель МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Белобородова Виктория Викторовна
Тема: Гамма Ля мажор
Цель: научить обучающихся строить гамму Ля мажор, в ней комплекс
Задачи: 1. Образовательная:
Гамма Ля мажор – правило. Построить гамму Ля мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени, Т5/3. Построить м.2, б.2 в гамме Ля мажор.
Спеть гамму Ля мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени, мелодический оборот: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I; Т5/3.Спеть м.2, б.2 в гамме Ля мажор.
Пение и игра на ф-но в тональности Ля мажор: Т5/3.
№ 209 в) – сольмизация, пение с листа. Подбор 2-го голоса к примеру № 209 в), используя ступени: I, V, VII.№ 148 (2-хголосие) – сольмизация, спеть 1 и 2 голос с простукиванием ритма и дирижированием.
Ритмическая группа: восьмая и две шестнадцатых. Прохлопать данный ритмический рисунок.

С. 44 № 186 б) – простучать ритмическое упражнение.
Слушание музыки: Л. Бетховен «К Хлое» (фрагмент) – анализ музыкального произведения: тональность Ля мажор, размер ¾, 4 музыкальные фразы, жанр – танец (менуэт), ритмические особенности: затакт три восьмые, половинные, четверти, восьмые, паузы.2.Воспитательная: осознанное отношение обучающихся к интонации музыкальных примеров.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, объяснительно-иллюстративный, сравнения, музыкального обобщения.
Оборудование: фортепиано, доска, ластики, карандаши, маркер.
Использование ЭОР: Открытый урок в музыкальной школе-студии "Ритмические группы с шестнадцатыми": http://festival.1september.ru/articles/612620/
Название ресурса: учебно-методический материал.
Список литературы и средств обучения
Учебная и методическая литература
1.Белобородова В.В., Казанцева И.В. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «Сольфеджио» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», для учащихся 1-8 классов. Срок реализации – 8 лет. – Усть-Ордынский, 2015.
2.Г. Струве «Ступеньки музыкальной грамотности». – СПб, 1999.
3.Е. Давыдова, С. Запорожец. Сольфеджио для ДМШ 3 класс. - М.: Музыка, 2007.
Перечень учебно-методических материалов
1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица, тональный «градусник», пособие по ступеням, гамма Ля мажор.
2.Карточки музыкальных обозначений: Т5/3, ритмическая группа восьмая и две шестнадцатых.
Ход урока
Вокально-интонационные навыки
1. Спеть гамму Ля мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени, мелодический оборот: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I; Т5/3.2.Пение и игра на ф-но в тональности Ля мажор: Т5/3.
3.Спеть м.2 на III и VII, б.2 на всех остальных ступенях в гамме Ля мажор.
Теоретические сведения
1.Гамма Ля мажор – правило: буквенное обозначение, ключевые знаки.
2.Построить гамму Ля мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени, Т5/3.
3.Построить м.2, б.2 в гамме Ля мажор.
4.Ритмическая группа: восьмая и две шестнадцатых.
Сольфеджирование и пение с листа
№ 209 в) – сольмизация, пение с листа.
№ 148 (2-хголосие) – сольмизация, спеть 1 и 2 голос с простукиванием ритма и дирижированием.
Воспитание чувства метроритма
№ 209 в) – сольмизация.
№ 148 (2-хголосие) – сольмизация.
С. 44 № 186 б) – простучать ритмическое упражнение.

Воспитание творческих навыков
Подбор 2-го голоса к примеру № 209 в), используя ступени: I, V, VII.Слуховой анализ
Л. Бетховен «К Хлое» (фрагмент)
Анализ музыкального произведения:
Тональность – Ля мажор
Размер – 3/4
Количество фраз – 4
Жанр – танец (менуэт)
Ритмические особенности – затакт, четверти, восьмые, половинные, паузы.
Д/з
1.с.50 задание 3 – петь ступени в Ля мажоре.
2.№ 213 – переписать в тетрадь, стучать ритм и говорить ноты.
3.Играть и петь на ф-но в гамме Ля мажор: м.2 на III, VII ступени, б.2 на всех остальных.