Конспект поурочного плана по учебному предмету сольфеджио на тему Тональности с 3 бемолями (3 класс)
План-конспект поурочного плана по учебному предмету «Сольфеджио»
3 класс (5-летний курс обучения) ФГТ
преподаватель МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Белобородова Виктория Викторовна
Тема: Тональности с 3 бемолями
Цель: научить учащихся строить гаммы Ми-бемоль мажор и до минор (3 вида), в них комплекс
Задачи: 1. Образовательная:
Тональности Es-dur – c-moll – правило.
Спеть гамму Es-dur, в ней ступени: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I; интервал б.3 на I, IV, V ступенях; D7 c разрешением.
Построить гамму Es-dur (нат.), в ней вводные звуки, интервал б.3 на I, IV, V ступенях, D7 c разрешением.
Спеть гамму c-moll (3 вида), в ней ступени: I-VII#-II-I, III-V-VI-V, VI-VII#-I; D7 с разрешением, ув.2 с разрешением.Построить гамму c-moll (3 вида), в ней D7 с разрешением, ув.2 с разрешением.
Игра на ф-но: D7 с разрешением в тональностях Es-dur, c-moll.
Построить и спеть цепочку интервалов от звука «a»: м.3, б.2, ч.4, ч.5;
Спеть № 357 (I ч.) – по нотам, № 45 (II ч.) – 2-хголосие по нотам.
Простучать ритмическое упражнение (уч. Е. Давыдова, С. Запорожец. Сольфеджио для 3 класса ДМШ)Слуховой анализ: б.2 – ч.4 – Б5/3 – г. минор – ч.5 – D7 – м.2 – М5/3 – м. минор – ув.2-ч.4 – н. мажор – м.7Досочинить мелодию № 3 на предложенный ритм в тональности G-dur (уч. О.Лежнева).2.Воспитательная: воспитание у обучающихся осознанного отношения к интонации интервалов, аккордов в тональности и от звука.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, музыкального обобщения.
Оборудование: доска, мелки, фортепиано.
Раздаточный материал: клавиатуры, ластики, карандаши, ручки.
Список литературы и средств обучения
Учебная и методическая литература
И.А. Лазарева, И.В. Казанцева. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «СОЛЬФЕДЖИО» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для учащихся 1 – 5 классов. – Срок реализации – 5 лет. – Усть-Ордынский, 2015.
Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. – Ч. 1 : Одноголосие. - М.: «Музыка», 1980.
Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. – Ч. 2 : Двухголосие. – М.: «Музыка», 2006.
Е. Давыдова, С. Запорожец. Сольфеджио для ДМШ 3 класс. – М.: «Музыка», 2007.
О. Лежнева Практическая работа на уроках сольфеджио: Диктант. Слуховой анализ: Учеб. пособие для уч-ся 1-8 кл. ДМШ и ДШИ. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Перечень учебно-методических материалов
1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица, тональный «градусник», пособия по ступеням, пособие D7 с разрешением, ув.2 с разрешением.
2.Карточки музыкальных обозначений: Б5/3, М5/3.
Ход урока
Вокально-интонационные навыки
1.Спеть гамму Es-dur, в ней ступени: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I; интервал б.3 на I, IV, V ступенях; D7 c разрешением.
2. Спеть гамму c-moll (3 вида), в ней ступени: I-VII#-II-I, III-V-VI-V, VI-VII#-I; D7 с разрешением, ув.2 с разрешением.3. Спеть цепочку интервалов от звука «a»: м.3, б.2, ч.4, ч.5
Теория
1.Тональности Es-dur – c-moll – ключевые знаки: си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль.
2.Построить гамму Es-dur (нат.), в ней вводные звуки, интервал б.3 на I, IV, V ступенях, D7 c разрешением.
3.Построить гамму c-moll (3 вида), в ней D7 с разрешением, ув.2 с разрешением.
4. Игра на ф-но: D7 с разрешением в тональностях Es-dur, c-moll.
Сольфеджирование и пение с листа
Спеть № 357 (I ч.) – по нотам,
№ 45 (II ч.) – 2-хголосие по нотам.
Воспитание чувства метроритма
Простучать ритмическое упражнение (уч. Е. Давыдова, С. Запорожец. Сольфеджио для 3 класса ДМШ)
Слуховой анализ
Определить на слух: б.2 – ч.4 – Б5/3 – г. минор – ч.5 – D7 – м.2 – М5/3 – м. минор – ув.2-ч.4 – н. мажор – м.7Воспитание творческих навыков
Досочинить мелодию № 3 на предложенный ритм в тональности G-dur.
Д/з
№ 357 (I ч.) – выучить наизусть, № 45 (II ч.) – петь 1 и 2 голос по нотам.
Построить ув.2 с разрешением, D7 c разрешением в тональности d-moll (гарм.).
Построить аккорды в тональности c-moll и играть их: t5/3-t6-t6/4-s5/3-D7-t3