Урок литературы в 9 классе Красота души человека
Урок литературы в 9 классе
Литература - это искусство, которое отражает мир посредством слова. Именно на уроках литературы складывается художественная многомерная модель мира, именно на наших уроках развиваются эмоции, возникают ассоциативные цепочки, развивается чувство сопереживания. В отличие от других школьных предметов учитель литературы балансирует на грани науки и искусства.
Все это требует от учителя профессионального самосовершенствования. Этого требуют и ФГОСы, в которых культурно-исторический и системно-деятельностный подход становится ведущим. Развитие личности обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образовательного и воспитательного процесса.
1.Тема урока:
Урок – мастерская «Красота души человека. Воспитание души».
2. Цели урока:
1)предметные:
овладение навыками анализа текста,
подготовка учащихся к сочинению,
2) метапредметные:
овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
формирование информационной культуры личности ребенка,
формирование навыков творческой деятельности,
развитие умений давать аргументированную оценку, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении,
3)личностные:
формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ поэтического текста,
духовное развитие через работу с понятием и текстом,
3.Тип урока:
урок комплексного применения знаний и способов деятельности; проблемный анализ текста.
4. Форма урока:
Урок по литературе для 9 класса посвящен знакомству со стихотворением Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться», построен как урок-мастерская, урок-исследование.
5. Предмет:
литература.
6. Формы работы:
фронтальная, индивидуальная.
7. Методы «Микрофон», эвристический; объяснительно-иллюстративный (схема), метод дифференцированного обучения (работа в группах), метод самостоятельной работы, исследовательский, творческий8. Технология:
Данный урок построен с применением метапредметной технологии, ИКТ. На данном уроке учитель предстает в образе мастера, который создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность учащихся, становится помощником и участником учебного процесса.
Ребята учатся творчески представлять свои мысли, сотрудничеству, умению соотносить свою деятельность с деятельностью других, самостоятельно добывать знания, при необходимости прибегая к помощи учителя и других учеников.
Развиваемые компетенции:
Ценностно-смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать целевые и смысловые установки)
Общекультурная (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни)
Учебно-познавательная (добывание знаний из окружающей действительности, целеполагание, анализ, синтез)
Информационная (владение различными средствами информации, поиск информации)
Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ)
Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие, эмоциональное развитие)
Развиваемые УУД:
Личностные – нравственно-этическая ориентация
Регулятивные – целеполагание, осознание уровня усвоения материала
Познавательные
Общеучебные – самостоятельное формулирование цели, поиск информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста, ориентация в тексте
Логические – анализ текста, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связейКоммуникативные – умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли
Оборудование:
текст стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»,
презентация «Душа»,
музыкальный ряд (Моцарт-Вивальди «Душа»)
Кейсы (задания) для работ в малых группах (парах)
словарь С. И. Ожегова, словарь синонимов, фразеологический словарь
микрофон
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент Здравствуйте, ребята! Наше занятие я хочу начать с высказывания Д. Писарева. Как вы понимаете эти слова?
Родиться на свет – самая простая штука, но прожить на свете – это уже мудрено.
(Д. Писарев)
Слушают, настрой на работу, знакомство
Проблема Корзина идей - Предположите, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (Запись в корзине идей)
- Посмотрите на фотографию Инны Жирковой. Миссис Россия - 2012. Что вы можете сказать о ней? Красива ли девушка? Запись на доске
Корзина идей:
Человек - жизнь
Посмотрите видеоролик. А что сейчас вы можете сказать о девушке? Обладает ли она внутренней красотой? Просмотр ролика Источник -YouTube
Дополните корзину идей.
Подумайте, какова тема нашего занятия? Сформулируйте ее. Сформулируйте цели урока.
Человек - жизнь – душа -внутренний мир человека
Тема урока, цели урока Сегодня на уроке мы должны понять, в чём красота души человека, почему человек должен заботиться не только о материальном благополучии, внешней красоте, но и о духовном здоровье.
Слайд «В чем красота души человека?»
Работа со словом
Работа в малых группах Душа… А что же такое душа? Великие умы бились над этим вопросом. Давайте и мы внесем свой вклад. Какие слова притягиваются к слову «душа» и создают его окружение?
Работаем в группах. У каждой группы свое задание. Вы выполняете задание № 1. Внимательно читаете и отвечаете на вопрос.
Филологи
Используя толковый словарь С.И.Ожегова, определите значение слова «Душа», которое позволит раскрыть значение темы урока.
(Слово ДУША - многозначное. Значение его таковы: - это внутренний психический мир человека, его сознание; - это то или иное свойство характера; - это сам человек.)2.Филологи
Подобрать синонимы к слову душевный.
(Синонимы: душевный - гуманный, милосердный, сочувствующий, сопереживающий, сердечный).
Подберите однокоренные слова к слову душа
Однокоренные:Душевный, равнодушие, бездушный, малодушие, душещипательный, душевность, душераздирающий.)3. Филологи
Подберите эпитеты к слову Душа. Запишите на листе.
Д – доброжелательная, добропорядочная, деликатная
У – умиротворенная, умная, увлекающаяся
Ш - широкая
А – артистичная, активная
Работа в группах.
Записывают на листах бумаги, потом крепится на доску вокруг слова душа
4. Филологи
Подберите фразеологизмы со словом «душа».
Запишите, объясните их смысл 1-2 словами. Результаты работы - Что такое душа? Как определено значение слова в словаре Ожегова?
- Назовите однокоренные слова к слову душа.
- Какие синонимы вы подобрали к слову душевный?
- Назовите эпитеты, которые вы подобрали к слову душа?
- Назовите фразеологизмы со словом душа.
Вокруг слова «Душа» прикрепляются листы ответов
Вывод
Клоус-текст.
Сделаем вывод: Что же такое душа?
Вставьте пропущенные слова в тексте. В ваших инструктивных материалах это задание № 2.
Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание, мышление. Это то, что может помочь, вдохновить человека, то, что руководит поступками. Её нельзя увидеть, к ней нельзя прикоснуться. Но без души человек - это пустой человек.
Интерактивная доска
- Проблемы, связанные с темой «Душа», весьма злободневны, и не только нас с вами одних они волнуют. Поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и мы, над словом «душа». Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Не позволяй душе лениться».
Почему, на ваш взгляд, «нельзя позволять душе лениться»? (до чтения стихотворения) А так ли это важно, чтобы душа наша не ленилась? Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения.
Ответы детей
Чтение стихотворения учителем.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Слушают
Работа над анализом стихотворения -Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворения?
- Что это, как вы думаете? Совет? Наказ? Нравоучение для нас с вами? Обращение к читателю, к себе? (можно порассуждать)
- Эти строки Николай Заболоцкий писал, будучи смертельно больным. Это одно из последних стихотворений поэта. Поэтому это и обращение к себе, и наказ нам, читателям. Николай Алексеевич вложил огромный смысл в строки стихотворения. Познакомимся с текстом поближе и попытаемся разобраться, что хотел сказать нам поэт.
Исследовательская работа в малых группах
Проведем анализ стихотворения. У каждой группы есть задание № 3, Каждая группа должна будет представить свой вариант ответа. Отвечать может один человек или вдвоем, все зависит от того, как вы решите представить ваш ответ. Ваша душа сейчас тоже должна потрудиться, чтобы получить результат.
Анализ стихотворения.
Задания для групп:
1-2) Мастера мысли
О чем это стихотворение?
Какое настроение вызывает? С помощью каких средств создается это настроение?
Объясните значение слов и выражений.
1 строфа “чтоб в ступе воду не толочь”.
2 строфа “тащи с этапа на этап”, “ пустырь”, “бурелом”, “ухаб”.
3 строфа “держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды”
4 строфа “дать поблажку”, “последнюю рубашку сорвет”.
О чем заставляет задуматься стихотворение?
К чему призывает автор? Какие проблемы решает?
Какие мысли посетили вас после прочтения стихотворения?
2) Мастера истолкования слова.
Задание.
2) Найдите (подчеркните) в тексте глаголы в повелительном наклонении. Перечислите их. Почему их так много?
3) Мастера пунктуации.
Задание. Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?
Объясните, какой смысл имеют в стихотворении повторы?
4) Мастера образа.
Задание. В каких образах и картинах рисует поэт душу? (с помощью каких частей речи)
Почему душа – это «лентяйка», “рабыня”, “царица”, “работница”, “дочь”? Убедителен ли автор?
Что произойдет с душой, если она не будет трудиться? Почему душу нужно заставлять работать и держать в черном теле? Почему душа должна “жить с тобой по-человечьи”?
5) Мастера кисти.
Задание. Если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили? Какие бы краски использовали? Какие образы и картины возникают в вашем воображении? (изобразить на бумаге)
Ответы детей
Работа в группах.
Анализ стихотворения.
Озвучивание результатов работы. Учитель:
О чём это стихотворение?
- Какое настроение оно у вас вызывает?
С помощью каких средств создаётся это настроение?
- Какие мысли посетили вас после прочтения стихотворения?
Заполнение таблицы:
Тема, идея стихотворения Лексические средства и их функции Синтаксические средства и их функции Образы
«Душа обязана трудиться» Глаголы: не позволяй, гони, тащи, не разрешай спать, держи, не снимай, хватай, учи, мучайВосклицательные предложения.
«лентяйка»
“рабыня”, “царица”, “работница”, “дочь”
Каждому необходимо постоянно работать над собой, каждый должен самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, нельзя расслабляться, нельзя поддаваться лени.
Только в труде человек растет, развивается 1 строфа “чтоб в ступе воду не толочь”.
2 строфа “тащи с этапа на этап”, “ пустырь”, “бурелом”, “ухаб”.
3 строфа “держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды”
4 строфа “дать поблажку”, “последнюю рубашку сорвет”.
Повторы «И день и ночь, и лень и ночь»
Анафора 6 строфа
«Она…
Она…
Она…» Ответы детей, заполнение таблицы
Итог занятия -Помните, перед знакомством со стихотворением Заболоцкого я задала вам вопрос: почему «нельзя позволять душе лениться»? Как бы вы сейчас ответили на него?
-Вернемся к нашей корзине идей. Какие слова можете добавить?
Ответы детей: Человек, жизнь, душа, внутренний мир, воспитание, трудолюбие
Рефлексия -Как понять слова поэта «душа обязана трудиться»? Что такое труд души? Выполните одно задание на выбор.
1.Напишите памятку «Как позаботиться о красоте души».
2.Выразите свое отношение к теме урока при помощи Синквейна.
- Для ответа используйте слова, записанные на доске.
- Прочтите ваши тексты.
Выполняют работу.
Метод «Микрофон» - В начале занятия мы с вами просмотрели интервью с Инной Жирковой. А сейчас я хочу взять у вас интервью.
- О чем заставило задуматься стихотворение Николая Заболоцкого?
- Для чего человек приходит в этот мир?
- В чем заключается красота души человека по вашему мнению.
- Как вы сейчас можете объяснить смысл высказывания Д. Писарева «..прожить на свете – уже мудрено»
Ответы детей.
Итог урока Мы с вами выяснили, что человек, кроме тела, имеет ещё и душу, о красоте и чистоте которой должен заботиться сам. «Самый дорогой алмаз - чистой воды, самый дорогой человек – чистой души». Я вам желаю иметь самую чистую душу. Спасибо за работу на уроке. До свидания!