Интегрированный урок познания мира и самопознания на тему: Живая вода
Интегрированный урок самопознания и урока познание мира.
Школа № 5 Дата: 14.11.2015г. Педагог: Изатуллаева Зульфия НазыровнаКласс : 4 «Д» Кол-во уч-ся: 24
Тема : «Живая вода»
Ценность : праведное поведение Качества: забота, сопереживание, бережное отношение.
Цель: расширять представления учащихся о праведном поведении через общение с природой.
Задачи:
1. раскрывать значение воды и её целебных свойствах для жизни и благополучия человека, животных и растений.
2. развивать эмоционально-чувственное восприятие воды; заботу и сопереживание к живой природе и её богатствам.
3. воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.
Под музыку (звуки природы)
Мукажанова Р.А. «Мысленное путешествие в подводное царство»
Закройте глаза. Представьте, что мы с вами выходим из класса и направляемся к берегу нашего Каспийского моря. Мы видим стаю белых лебедей. Над нами летают чайки, а в море плескается рыба. Мы с вами садимся в подводную лодку и погружаемся на дно моря. Посмотрите вокруг и вы увидите проплывающую стаю рыб, на дне, зарывшись в песок спрятались крабы. На голубом фоне моря, колышутся зеленые водоросли. Наша лодка медленно поднимается на поверхность. Из окна нам видны проплывающие медузы, как легкие просвечивающиеся шляпки. Мы выходим на берег и возвращаемся в класс. Медленно открываем глаза.
- Что вы почувствовали?
Тема нашего урока живая вода.
Как вы думаете, почему её называют живой?
Вода- одно из главных природных богатств. Мы называем воду живой, потому что она является источником жизни человека и природы. Ресурсы:
Методическое пособие для учителя;
учебник, карандаши,
флешка, интерактивная доска, песня "Дорога добраСлова: Юрий Энтин Музыка: Марк Минков, презентация «Вода», загадка, запись «Звуки природы»
Мукажанова Р.А. «Мысленное путешествие в подводное царство»
Стр.118 «Руководство для учителя»
Проверка домашнего задания.
-Презентация группами рисунков о временах года, с изображение воды в разных состояниях (идёт снег, дождливая погода, катание на льду, облака или туман)
- Расскажите, чем прекрасны эти времена года.
-В каких состояниях вам встретилась вода? (парообразная, в виде льда, тумана, жидкое)
- Так и настроение человека может меняться: иногда мы весёлые, позитивные, а иногда можем грустить или хотим просто побыть на-едине с природой.
-Отгадайте загадку и вы узнаете тему сегодняшнего урока:
Очень добродушная, Но когда я захочу,
Я мягкая, послушная, Даже камень источу.
(Вода)
-Молодцы! Тема урока «Живая вода»
Позитивное высказывание (цитата).
Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.
Леонардо да Винчи.
(Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный, изобретатель, писатель, музыкант)
- Как вы понимаете смысл этой цитаты?
- А нужно ли беречь воду?
- Давайте посмотрим на опыт: чистая и грязная вода.
(постановка опыта учителем. 2 сосуда с чистой водой, в 1 сосуд насыпали немного песка. Изменился цвет воды - она стала грязной.
- У человека есть положительные качества и не очень. Если человек добрый, отзывчивый, готовый помочь другим – он светлый человек и чистой душой и сердцем и его можно сравнить со стаканом чистой воды.
- Теперь давайте попробуем ее очистить
- Как это сделать?(вливать по каплям чистую воду)
- У нас есть качества, которые мешают нам в дружбе, лучше учиться, но если немного постараться, то мы станем лучше и увидим, что у нас станет больше друзей и настроение поднимется. Самое главное, чтобы мы сами этого захотели и постепенно, с желанием, сами захотели лучше стать лучше.
- Что легче было сделать и быстрее загрязнить воду или очистить?
- Привычки
- Загрязнить воду можно легко, но очистить её трудно. И мы с вами прежде , чем стать немного лучше и добрее должны пролагать усилия.
- Так какой вывод мы можем сделать?(берегите воду, экономьте и не загрязняйте)
-А вы знаете , что у нас в Казахстане 48262 озера, 85022 реки и Каспийское и Аральское моря. А в Мангистауской области вообще нет источника пресной воды. Мы пользуемся опресненной водой.
-Поэтому особенно важна ваша забота и бережное отношение к природе, её природным ресурсам.
- Первый в мире энергетический реактор на быстрых нейтронах , запущенный в эксплуатацию 16 июля 1973 года на первой советской АЭС на быстрых нейтронах в г. Шевченко.
Рассказывание истории. (беседа)
- Я вам сейчас расскажу произведение известного казахского писателя и философа Шакарима Кудайбердыулы «Чаша жемчуга»(показ слайда)
Один мудрец испытал в своей жизни одновременно самое большое горе и самую большую радость. Во время перехода с караваном по пустыне он сильно заболел. По законам того времени, заболевшего оставляли в пустыне, чтобы он не задерживал караван в пустыне. Он остался, запасы еды и воды закончились. Обессилевший мудрец медленно полз по горячему песку. Вдруг он увидел большую чашу. Мудрец обрадовался: «Я спасен!» Быстро схватив чашу, он поднес её ко рту, но оказалось, что там жемчуг… Рядом с этой чашей лежал, присыпанный песком, мертвый человек, который тоже погиб от жажды и голода. В руке у этого человека была записка: «…Жаждующему человеку нет никакой пользы от золота, даже если оно величиной с лошадиную голову. Этот жемчуг не спас меня от жажды…».
1.Вопросы по содержанию:
- О ком говориться в произведении?
- Что случилось с мудрецом?
- Что увидел мудрец в пустыне?
- - Что было в записке погибшего человека?
2. Вопросы для беседы:
- Как вы думаете, какое горе и какую радость познал мудрец?
- Почему вода важнее богатства ? -А, чтобы вы выбрали богатство или воду?
- Хочется вспомнитьслова Ю́суфа Хасса Ха́джиба Баласагу́ни тюркского писателя «Богатство, как солёная вода, пьёшь и не напьёшься никогда…»
- Какую пользу приносит вода?
- Как вы заботитесь о воде?
Творческая деятельность, групповая работа. (3 группы)
- Нарисовать эмблему берегите воду и составить правила бережного отношения к воде.( 2-3 правила)
-Презентация работ по группам.
Групповое пение.
Слова: Юрий Энтин Музыка: Марк Минков
Песня "Дорога добра"
1Спроси у жизни строгой,Какой идти дорогой,Куда по свету беломуОтправиться с утра.
Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.
2Забудь свои заботы,Падения и взлёты,Не хнычь, когда судьба себяВедёт, не как сестра.
Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда ведиДорогою добра.Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда ведиДорогою добра.
7. Домашнее задание.
-В тетрадь написать пословицы и поговорки о воде. Заключительная минута тишины.
(под спокойную мелодию «Шум моря.»)- Составьте синквейн к слову «Вода»
Синквейн. Вода.
1. 3 прилагательных:-------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. 2 глагола:-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Предложение:------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. 1 синоним (ассоциация):---------------------------------
Педагог
Директор