Педагогический проект «Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста»
МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»
МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Приобский»
Педагогический проект
«Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста»
Разработал
педагог дополнительного образования
Игнатова Е. А.
Бийск
2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Теоретическая (реферативная часть)……………………………………………4
Проектная часть…………………………………………………………………..5
Заключение………………………………………………………………………..8
Литература………………………………………………………………………..10
Педагогический проект
«Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста»
1. Введение
Автор проекта: педагог дополнительного образования Игнатова Евгения Александровна.
Участники проекта: обучающиеся школы раннего развития «Витаминка» МБОУ ДОД «ДЮЦ «Приобский».
Возраст участников проекта: 4-5 лет.
Объект проектирования: система работы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей.
Идея проекта: Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Казалось бы, достаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания, чтобы он знакомые отношения самостоятельно обозначал уже усвоенной грамматической формой, хотя словарный материал будет и новым. Но этого не происходит. Постепенность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической. В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности. Важнейшим видом детской деятельности является игра. Особой группой игр являются дидактические игры. Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой.
Гипотеза: развитие лексико-грамматической стороны речи детей младшего и среднего дошкольного возраста будет более успешным при условии использования дидактических игр.
Цель проекта: создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей младшего и среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи в школе раннего развития.
Задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
Выявить особенности речевого развития у детей среднего дошкольного возраста
Составить подборку дидактических игр и упражнений. направленных на развитие лексико- грамматической стороны речи
Оценить эффективность проведенной работы
Ожидаемые результаты: Показателем успешной реализации проекта будет положительная динамика в качественных изменениях развития лексико-грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста школы раннего развития «Витаминка».
Методы работы:
теоретический анализ психолого-педагогической, логопедической, методической литературы по теме исследования;
наблюдение
тестирование
количественный и качественный анализ результатов исследования.
Продолжительность проекта: Сентябрь 2013 г.- май 2014 г.
2.Теоретическая (реферативная) часть.
В реферате (Приложение № 1) кратко охарактеризовано понятие « лексико-грамматическая сторона речи»- это словарь и грамматически правильное его использование.
Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. На протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны речи. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева. Т.Н. Ушаковой, Д.Б. Эльконина и др.
В реферате дана характеристика уровня развития лексико-грамматической стороны речи детей пятого года жизни. При организации работы по развитию речи необходимо обратить внимание на решение следующих задач:
- расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
- введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
- продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении. - совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, употреблять их в именительном и родительном падежах. - упражнять, правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных. Употреблять формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, лежать, ехать, бежать. Учить детей использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. Ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра. Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности:
1) творческие игры (сюжетно-ролевые);
2) игры с правилами (дидактические).
Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в подготовке и проведении.
В реферате более подробно рассмотрена вторая группа игр: описана структура дидактической игры, раскрыты особенности дидактических игр с грамматическим содержанием, методика их проведения в группе детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом хотя процесс развития лексико-грамматической стороны речи имеет условнорефлекторную основу, но он не может быть успешным без учета возрастных особенностей детей, учета ведущего вида деятельности (в данном случае игры) , грамотного подбора и умелого руководства дидактическими играми со стороны педагога.
3. Проектная часть
Работа над проектом проводилась в четыре этапа.
На первом этапе (сентябрь-октябрь) проводилось тестирование группы детей с целью выявления уровня развития лексико-грамматической стороны речи. Была изучена и проанализирована психолого-педагогическая, логопедическая, методическая литературы по теме исследования;
На втором этапе (ноябрь-декабрь) разрабатывалась система дидактических игр.
Основной этап работы над проектом проходил с января по апрель. В этот период были созданы условия для внедрения разработанной системы дидактических игр в процесс обучения дошкольников.
Четвёртый этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования дидактических игр и в развитии лексико-грамматической стороны речи детей среднего дошкольного возраста. Диагностика, анализ полученных результатов.
В сентябре 2013г. в группе школы раннего развития «Витаминка» было проведено тестирование детей с целью выявления уровня развития лексико-грамматической стороны речи.
В нём участвовали дети 5-го года жизни в количестве 12 человек.
Детям были предложены тесты на выявление уровня сформированности лексико-грамматической стороны речи. В результате тестирования было обнаружено, что дети:
а) заменяют названия части предмета названием целого предмета
б) подменяют названий профессий названиями действий
в) заменяют видовые понятий родовыми и наоборот
г)в свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
Многие дети допускают ошибки в словообразовании.
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:
а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
б) неправильное согласование числительных с существительными;
в) ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, недоговаривания;
г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа;
В качестве критериев оценки уровня развития лексико-грамматической стороны речи использовалась уровневая система.
На этом же этапе работы была изучена литература (см. Список литературы).
Затем начался период разработки и систематизации развивающих игр.
Было выделено 3 класса игр, направленных на развитие у дошкольников лексико-грамматической стороны речи. Это игры, направленные на:
1) развитие лексической стороны речи;
2) развитие морфологической стороны речи;
3) развитие синтаксической стороны речи;
Игры подобраны в соответствии с возрастом детей, с особенностями их психического развития и постепенного усложнения.
Игры, направленные на развитие лексической стороны речи
Цель: активизировать словарь детей, развивать внимание к слову, формировать умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово; познакомить со словами-предметами, словами- признаками, словами- действиями и упражнять в их согласовании друг с другом; работать над подбором синонимов и антонимов.
Обогащение словаря (усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе) происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.)
Уточнение словаря, т. е. словарно – стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнения их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
Активизация словаря – это важнейшая задача словарной работы. В процессе этой работы педагог побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызвать у ребенка внимание к выбору слова.
Игры, направленные на развитие морфологической стороны речи.
Цель: способствовать формированию навыка образования слов, а также образования и употребления форм слов, согласования слов.
Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы). Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить - учитель), префиксальный – (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться) Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник). Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детёнышей животных (зайчонок, лисёнок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направления движения (ехал – поехал – выехал).
Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм. Морфологический строй речи включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, отвлечённые свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа, падежа. Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, карандашей). В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы
согласования существительного с прилагательными и глаголами. Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный), изменяются по
лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят). Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала, мальчик читал, солнце сияло). Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (иди, беги, бежим, пусть бежит, идёмте) к образованию сослагательного наклонения (играл бы, читал бы). Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа. Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, падеже, с полными и краткими прилагательными (весёлый, весел, веселы), со степенями сравнения (добр – добрее, тихий – тише). В процессе обучения дети овладевают и другими частями речи: местоимениями, наречиями, союзами, предлогами.
Игры, направленные на развитие синтаксической стороны речи.
Цель: развивать умение составлять словосочетания и предложения, распространять предложения.
Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения. Особое внимание необходимо уделить правильному порядку слов в предложении. Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и правильном использовании лексики в предложениях разного типа. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.
Самый важный этап работы над проектом продолжался в течение 4 месяцев. На занятиях по развитию речи широко использовались разработанные дидактические игры (см. Приложение № 2 )
Написаны планы-конспекты занятий с активным использованием дидактических игр, направленных на развитие лексико-грамматической стороны речи дошкольников.(см. Приложение № 3)
Было предположено, что при использовании дидактических игр на занятиях по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста:
-обогатится словарный запас словами- обобщениями;
-разовьется умение делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;
-научатся употреблять новые слова в собственной речи;
- разовьется умение образовывать слова приставочным и суффиксальным способом;
-сформируется навык образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;
- обучатся составлению словосочетаний и предложений, распространению предложений;
- разовьется умение выделять предлоги из словосочетаний и предложений, подбирать предлоги к словам, исправлять ошибки в употреблении предлогов.
В мае 2014г. была проведена диагностика (см. Приложение № 4), целью которой было выявление успешности обучения дошкольников математическим представлениям по разработанной системе развивающих игр.
Для диагностики используется комплекс методик, состоящий из различных заданий.
- Задания, направленные на определение уровня развития словарного запаса:
употребление обобщающих слов, антонимов, многозначных слов, прилагательных, глаголов, предлогов.
- Задания, направленные на определение уровня развития морфологической стороны речи:
образование существительных суффиксальным способом;
образование глаголов приставочным способом;
изменение существительных по падежам;
согласование существительных с числительными;
изменение прилагательных по родам и числам;
изменение глаголов по числам.
-Задания, направленные на определение уровня развития синтаксической стороны речи.
Составление словосочетаний и предложений, распространение предложений
Оценка выполнения заданий:
высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с заданием, дает правильные полные ответы.
средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью педагога низкий уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью педагога.
Все результаты диагностирования детей заносятся в итоговую таблицу, по которой видна положительная динамика в развитии лексико-грамматической стороны речи у детей: в группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями. В процентном отношении это составило более 50% от предыдущих показателей диагностики.
Развитие речи
начальная итоговая
Количество детей 12 12
высокий 3% 54%
средний 32% 46%
низкий 65% 0%
Данные диагностики полностью подтвердили гипотезу о том, что развитие лексико-грамматической стороны речи детей среднего дошкольного возраста будет более успешным при условии использования дидактических игр и упражнений в образовательном процессе.
4. Заключение
Педагогический проект « Влияние дидактических игр и упражнений на развитие лексико-грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста».
реализован полностью. Разработана система дидактических игр, которые внедрены в процесс обучения детей дошкольного возраста. На основании анализа итоговой диагностики можно сделать вывод о том, что развитие лексико-грамматической стороны речи происходит с помощью дидактических игр. В результате у дошкольников увеличивается словарный запас, формируется навык словообразования и словоизменения, умение строить словосочетания и предложения. Теоретическая и практическая значимость проекта заключается в том, что изучено значение дидактических игр как основы развития лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста, разработана вариативная форма использования игр на занятиях по развитию речи, которая апробирована и подтверждена результатами диагностики.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса
5. Литература
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. .Методика развития речи и обучения языку
дошкольников, М., «Академия», 1997 г.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей, М., «Просвещение», 1981 г.
3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей
дошкольного возраста, М., ВЛАДОС, 2003 г.
4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников, М.,
«Академия», 2008.
5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. Издательство Института
Психотерапии, 2001 г.
6. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. Книга для
воспитателей детского сада, М., Мозаика-Синтез, 1999 г.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи, издательство ДЕТСТВО -
ПРЕСС, Сфера, М., 2007 г.
8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.