Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Животные жарких стран»)


Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа - детский сад № 662 компенсирующего вида
Кронштадтского района Санкт – Петербурга
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке»
(развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Животные жарких стран»)
( Технологии: развивающие, игровые. Логоритмика.)
Пант Татьяна Владимировна
учитель – логопед
Г. Кронштадт
26. 03. 2014 г.
Цель: развитие лексико – грамматического строя речи и развитие связной речи по лексической теме «Животные жарких стран».
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
активизация и актуализация словаря по теме занятия
совершенствование грамматического строя речи
закреплять умение согласовывать (координировать) речь с движением
Коррекционно – развивающие задачи:
развитие связной речи
развитие фонематических представлений
развитие навыков звукового анализа и синтеза слов
развитие слухового внимания, речевого слуха, памяти
Оздоровительные задачи:
тренировать мелкую моторику рук, тренировать общую моторику
тренировать артикуляторный аппарат, артикуляторную моторику
Коррекционно – воспитательные
формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности
воспитание доброжелательности, эмоциональности
Предварительная работа:
Беседа, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением животных жарких стран, чтение художественной литературы С. Я. Маршак «Детки в клетке», К. О. Дмитриев «Зоопарк на столе», разучивание логоритмики, разучивание и инсценирование стихотворения «Слон».
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал ( картинки с животными, прищепки ), зеркала, телевизор, презентация, видеоролик.
Организационный момент.
Логопед: Ребята, я хочу посмотреть на животных, которые живут в жарких странах. Куда мне надо сходить?
Дети: в зоопарк
Логопед: Верно, а вы со мной пойдете?
Дети: да.
Логопед: Давайте закроем глазки представим, что мы попадаем в зоопарк. ( голоса животных).
Логопед: Но посмотрите, что такое. Все звери спрятались в своих клетках, и мы их не видим. А вот чтобы их увидеть, надо выполнить задания. Готовы?
Дети: да
Основная часть.
Артикуляторная и мимическая гимнастика.
Логопед: Ребята, сядьте прямо, возьмите зеркала, смотрите на себя в них и выполняйте упражнения.
«Хоботок» - давайте вытянем губы, как хобот у слона.
«Обезьянка» - убираем язык за верхнюю и нижнюю губы.
«Бегемот» - широко открываем рот.
«Жираф» - тянем шею.
Упражнения повторяются по 3-4 раза.
Логопед: Молодцы. Вот и открылась клетка с первым животным. Это кто?
Дети: жираф
Слуховое внимание.
Логопед: Животные, как и люди, умеют говорить, но, конечно, на своем зверином языке. Давайте послушаем кто говорит и отгадаем голос животного. (Игра на планшете + слайды – презентация с правильным ответом на телевизоре).
Дети: …
Логопед: Хорошо справились, а теперь я назову слова, а вы хлопните только тогда, когда услышите название животного, которое живет в жарких странах:
Жираф, граф, зебра, забор, папаха, черепаха, кенгуру, беру, сон, слон, смех, лев, завиток, носорог, проходил, крокодил.Дети: …
Логопед: Вот и открылась вторая клетка. Кто здесь?
Дети: крокодил
Развитие мелкой моторики. Д\ и «Накормим животных».
Логопед: А теперь давайте животных накормим. Вспомните, что они едят. Угостите животное тем чем они питаются. Что любит обезьяна? А лев?
Дети: прикрепляют прищепки с изображением животных к подходящему месту.
( Игра с прищепками ).
Логопед: Очень хорошо, а теперь посмотрите, кто в третьей клетке?
Дети: кенгуру
Развитие общих речевых навыков: четкость дикции, правильное звукопроизношение.
Логопед: Пальчики у нас с вами поработали, а теперь и язычки пусть потрудятся. Медленно повторите скороговорку:
За гиппопотамом гиппопотам
Топает по пятам.
Логопед: Потренируемся (дети повторяют все вместе в медленном темпе ). Я предлагаю вам соревнование. Кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку ( дети по очереди повторяют скороговорку убыстряя темп ).
Дети: …
Логопед: И в четвертой клетке появляется?...Дети: бегемот
Логопед: Да, его ещё называют гиппопотам
Физ. минутка.
Логопед: Отдохнём и проведем звериную гимнастику, «зверобику»:
Сидела львица на дорожке и стала лапой уши мыть.
Понаблюдай за ней немножко, её движенья можно повторить
1-2-3- ну-ка повтори
3-4-5- повтори опять
Мартышка к нам спустилась с ветки
Мартышке надо подражать
Ведь обезьяны наши предки, а предков надо уважать
1-2-3- ну-ка повтори
3-4-5- повтори опять
Посмотрите – бегемот
В жаркой Африке живет
Целый день в реке сидит,
Корни ест он или спит?
1-2-3- ну-ка повтори
3-4-5- повтори опять
На носу он носит рог
И зовётся – носорог
1-2-3- ну-ка повтори
3-4-5- повтори опять
Логопед: Посмотрите, кто появился в пятой клетке?
Дети: носорог
Работа по развитию фонематических представлений.
Ж
жираф
Б
бегемот
С
слон
Н
носорог
Логопед: Ребята, в наш зоопарк прибыл поезд и звери решили покататься, вам надо разместить зверей по вагонам. С какого звука начинается название животного в вагон с такой буквой это животное и надо посадить.
Г
горилла
Ззебра
К
крокодил
Л
лев

Дети:…
Логопед: А вот и шестая клетка открылась, а там?
Дети: обезьяна
Развитие грамматического строя речи.
Логопед: Посмотрите в вагонах уже сидят не по одному животному, а много. Назовите кто в вагонах.
Дети: Один носорог – много носорогов
Один слон – много слонов и т. д.
Логопед: А тем временем открылась седьмая клетка, и появился…
Дети: лев
Работа над общими речевыми навыками, развивать диалогическую речь.
Двое детей читают и инсценируют стихотворение ( предварительная работа ).
«Слон».
-Здравствуй, слон!
Ты что не весел?
Почему ты нос повесил?
Почему твой длинный нос
До земли почти дорос?
Слон подумал и ответил:
- Нос мне очень нужен, дети!
- Вот как? Нужен? А зачем?
-Я ведь очень много ем!
Длинный нос еду берёт
И кладет мне прямо в рот!
Он поможет мне напиться
И за ветку зацепиться.
Может он служить рукой –
Вот полезный он какой!
Логопед: Ребята, а давайте посмотрим маленький фильм про слона, и вы увидите, как хобот помогает слону.
( Видео ролик).
Логопед: А в последней клетке появился?
Дети: Слон.
Итог.
Логопед: Подойдите ко мне. Ребята вот мы и посмотрели всех животных, которые живут в жарких странах, в зоопарке. Вам понравились задания, а какие?
Дети: …
Логопед: А теперь выберите себе животное, если вам было все легко и просто делать – то возьмите обезьянку, если чуть сложно – то возьмите кенгуру, а если были трудно – возьмите льва ( выслушать объяснения детей ).
Спасибо за работу.