Урок по окружающему миру Лес-природное сообщество
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
4 КЛАСС
ТЕМА: Лес - природное сообщество.
ЦЕЛИ:
-познакомить учащихся с взаимосвязями живых организмов в лесу;
-познакомить с понятием «природное сообщество»;
-развивать логику мышления учащихся, внимание, память;
-воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
II.Постановка темы и целей урока.
-Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о лесе как о природном сообществе, познакомимся с самим понятием, что называется природным сообществом, а также познакомимся с взаимосвязями живых организмов, обитающих в лесу.
-Тема урока «Лес - природное сообщество».
-Ну а начнем наш урок с проверки домашнего задания.
III.Проверка домашнего задания.
-Вспомните, что называется полезными ископаемыми?
(Это природные богатства, которые добывают с поверхности или из глубины земли, и используется человеком.)
-Какие полезные ископаемые вы знаете?
-На уроках мы знакомились со свойствами полезных ископаемых, с их применением в народном хозяйстве.
-Я прочитаю вам рассказ-загадку, а вы попробуйте определить какое это полезное ископаемое:
«Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, с тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый, горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он всегда был здоров».
(каменный уголь)
-Правильно, а теперь отгадайте и другие загадки:
Он очень прочен и упруг,
Строителям - надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
И на стекле расплавлен даже. (Песок)
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
По доске он бегает,
Нужное дело делает.
Порешал, пописал,
Раскрошился и пропал. (Мел)
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветным расцветает от спички. (Природный газ)
Росли на болоте растения
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)
Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи(Железная руда)
Создание проблемной ситуации.
-Молодцы! А теперь подумайте, что может произойти, если нефть попадет в озеро, реку, море?
(Погибнут рыбы, водоросли и другие морские организмы, они задохнутся, т.к. нефть не пропускает в воду кислород, погибнут птицы)
-Почему могут погибнуть птицы?
(Они питаются рыбой, которая отравлена, пьют воду)
-Это экологическая катастрофа. Только через много лет эти места очистятся от нефти и снова смогут жить растения и животные.
-Как вы думаете, нужно охранять полезные ископаемые?
(Экономное использование полезных ископаемых)
-Вспомнит, что такое почва?
-Назовите главное свойство почвы.
-От чего зависит главное плодородие почвы?
Самостоятельная работа.
-Выполните задание в тетради на с.16 №20, 21.
(оценить)
IV.Новый материал с.122.
-Итак, сегодня мы будем говорить о лесе.
-Каждый из вас был в лесу.
Лес-это большой дом, в котором совместно живут растения и животные организмы, они тесно взаимосвязаны, зависят друг от друга. Именно поэтому ученые называют лес - природным сообществом.
Растения.
-Лес состоит из 4 ярусов («этажей»)
На доске: таблица с изображением деревьев, кустарников, трав и кустарничков, мхов и лишайников.
-Как же образуются ярусы?
-Деревья -самые светолюбивые растения, они тянутся к свету, другие растениям -меньше нужно света, поэтому они могут жить в тени других растений, они и образуют другие ярусы.
-Какие растения вы можете назвать каждого яруса?
Деревья - осина, береза, ель, сосна, дуб.
Кустарники - орешник, бересклет, жимолость.
Травы и кустарнички - брусника, черника, кислица, майник, седмичник, сныть, копытень, медуница.
Физкультминутка.
Животные.
-Животный мир очень разнообразен.
-Откройте учебник на с.124-125.
-Рассмотрите иллюстрацию и назовите
- животных, которые обитают на деревьях;
-животных, которые ведут наземную жизнь;
-животных, которые обитают в почве.
Вывод:
-Почему же лес называют природным сообществом?
(Лес- дом для животных, растения - корм для животных. Животные участвуют в распространении семян растений. Некоторые животные уничтожают вредителей.)
V.Просмотр видеофильма «Кто в лесу живет?»
-Мы сейчас просмотрим фильм. Подумайте, какие цепи питания вы можете составить, используя материал фильма.
(Просмотр фильма)
-Назовите животных, которые вам встретились.
-Что нового вы для себя узнали?
-Используя материал фильма, составим цепи питания.
Кора дуба - жук-короед – дятел
Трава – заяц – лиса
Кислица – утка – волк
Орехи, желуди, грибы – белка – соболь
Вывод:
I звено - растения
II звено-растительноядные животные
III звено- насекомоядные или хищники
VI.Закрепление.
-В лесу есть особая группа живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным.
1. Сообщение о грибах.
2. Сообщение о микробах.
(выступают подготовленные дети)
-Какую роль имеют в жизни леса грибы?
-Что же такое лесная подстилка?
-Какое значение для леса она имеет?
VII.Итог урока.
-Что вам запомнилось на уроке?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Почему же лес называют природным сообществом?
Домашнее задание.
С.122-126 чит, вопр.,Т. с.16 №22.
15