Проект «РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ЗПР, КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПО ТЕМЕ «ПОСУДА»»
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА
«РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ЗПР, КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПО ТЕМЕ «ПОСУДА»» на занятиях по формированию целостной картины мира.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема формирования лексико- грамматического строя речи является одной из актуальных в современной логопедии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает эти закономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложения.
В исследованиях Р.Д. Триггер было показано, что речь детей с ЗПР отличается от нормы.
Дети с ЗПР имеют существенное недоразвитие речи, которое проявляется в бедности словаря, примитивном строении фразы, нарушении грамматического строя речи, нарушение звуковой её стороны, а главное – смысловой. При этом оказывается несформированной не только сама речь, но и предпосылки её развития: у детей не развита ориентировка в окружающем и предметная деятельность, которые лежат в основе развития смысловой стороны речи, а также её грамматического строя, не создана потребность в общении и не развиты доречевые средства общения, не сформирован фонематический слух и готовность артикуляционного аппарата, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Поэтому необходимо вести коррекционную работу с детьми в 2-х направлениях – с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой – над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативной, познавательной функции и функции деятельности.
По результатам исследования Н. Ю. Боряковой, дети с задержкой психического развития страдают нарушениями грамматического строя, и их наиболее характерными видами аграмматизмов в высказываниях являются: пропуски или избыточность членов предложения, ошибки в управлении и согласовании, ошибки в употреблении служебных слов, ошибки в определении времени глагола, структурная неоформленность высказывания . Все эти особенности речи детей с ЗПР указывают на несформированность внутреннего программирования.
ЦЕЛЬ
Расширить и активизировать словарь по теме «Посуда», развивать грамматический строй речи, посредством дидактических игр, с применением электронной презентации
ЗАДАЧИ
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнять и расширять представления детей о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана.2. Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании относительных и качественных прилагательных, упражнять в образовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 3. Закреплять название предметов посуды, формировать понятия: кухонная, столовая, чайная (классификация предметов посуды по способу употребления в быту).
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, координации речи с движением, зрительного и слухового внимания, памяти.2. Развитие умения анализировать, рассуждать.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формирование интереса к миру вещей, которые нас окружают.2. Воспитание бережного отношения к результату труда взрослых.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети знают название посуды,
Дети знают назначение посуды, материал из которого сделана.
Дети умеют классифицировать посуду – чайная, столовая, кухонная
Образовывают относительные и качественные прилагательные,
Образовавают и употребляют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Дети координируют речь с движением
Дети выполняют артикуляционную гимнастику
Улучшилось слуховое и зрительное внимание
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ СРОКИ
Краткосрочный (1 неделя), внутрисадовый
ПРОДУКТ
Конспект итогового занятия
ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание логопедического занятия
Образовательная область
I ЭТАП
Подготовит. работа
II ЭТАП
Работа по закреплению
Цель: активизировать предметный словарь по теме «посуда», развивать грамматический строй речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнять и расширять представления детей о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана.2. Упражнять в образовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 3. Закреплять название предметов посуды, формировать понятия: кухонная, столовая, чайная (классификация предметов посуды по способу употребления в быту).
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, координации речи с движением, зрительного и слухового внимания, памяти.2. Развитие умения анализировать, рассуждать.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формирование интереса к миру вещей, которые нас окружают.2. Воспитание бережного отношения к результату труда взрослых
Оборудование: костюмы медведей. «избушка», тематические картинки «Посуда»- электронная презентация, предметы посуды (чашки, ложки, тарелки). Детские модули: плита, полка, шкафчик.
Лингвистический материал: дидактические игры «Посуда», «Накроем на стол», «Мамины помощники», физминутка.
социально-коммуникативное развитие
познавательное развитие
речевое развитие
Понедельник
Д/и «Посуда»- познакомить детей с названиями посуды, из какого материала сделаны, с ее назначением
Вторник
Д/и «Виды посуды»- познакомить детей с кухонной, столовой, чайной посудой.
Среда
Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе»- дать элементарные представления об уходе за посудой
Четверг
Д\И «Большой-маленький»- закрепить умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Пятница
Итоговое занятие «В гостях у трех медведей»
Конспект итогового занятия
по развитию лексико-грамматического строя речи
на тему «Посуда»
для детей средней группы с ЗПР
Цель: активизировать предметный словарь по теме «посуда», развивать грамматический строй речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнять и расширять представления детей о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана.2. Упражнять в образовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 3. Закреплять название предметов посуды, формировать понятия: кухонная, столовая, чайная (классификация предметов посуды по способу употребления в быту).
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, координации речи с движением, зрительного и слухового внимания, памяти.2. Развитие умения анализировать, рассуждать.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формирование интереса к миру вещей, которые нас окружают.2. Воспитание бережного отношения к результату труда взрослых
Оборудование: костюмы медведей. «избушка», тематические картинки «Посуда»- электронная презентация, предметы посуды (чашки, ложки, тарелки). Детские модули: плита, полка, шкафчик.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
В группу забегает Мишутка (переодетый ребенок). Здоровается и приглашает ребят в гости
II. Основная часть
1. Пришли в гости, а мамы Медведицы и папы Медведя дома нет. И захотел Мишутка маму и папу порадовать. Накрыть на стол. Только вот позабыл что для этого нужно. Поможем ребята Мишутке вспомнить?
На проекторе появляются предметные картинки с изображением посуды. Ребята вместе с Мишуткой называют:
-что это?
- из чего сделана?
- для чего нужна?
2. Дидактическая игра «Накроем на стол»- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса.
Что поставим маме Медведице? (чашку, тарелку, ложку)
Что поставим папе Медведю? (чашку, тарелку, ложку)
Что поставим Мишутке? (чашечку, тарелочку, ложечку)
Что поставим ребятам? (чашечку, тарелочку, ложечку)
Вот и пришли Мишуткины мама и папа. Все усаживаются за стол. Пьют чай.
3. Упражнение на дыхание
«Горячий чай»
Вдыхаем воздух носом, выдох на руки – произносим звук «ф-ф-ф».
– Мы выполнили упражнение на развитие дыхания (дыхательную гимнастику).
4. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»
«Хоботок»
Чередование «Улыбка» – «Хоботок»
«Вкусное варенье»
«Чистим зубы»
5. Ну вот ребята поели, попили, а что же теперь нужно сделать??? Правильно, убрать со стола, помыть посуду, а то случится беда, как с Федорой. Вы помните, что случилось?
Ответы детей
Конечно, посуда от нее убежала. Но мы же с вами этого не хотим? Нет. Тогда .
Физкультминутка.
«Помощники»Раз, два, три, четыре, пятьБудем маме помогатьБыстро чашки мы помылиПро тарелки не забылиВсю посуду мы убралиОчень сильно мы устали
Дети шагаютХлопают в ладошиКруговые движения ладонямиКруговые движения ладонямиРазводят руками в стороныВытирают лоб
6. Дидактическая игра «Мамины помощники»
Посуду помыли, со стола убрали. Теперь нужно посуду расставить по местам.
Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда, ее мы поставим на плиту.
Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда, ее мы поставим на полку.
Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная, ее место в шкафчике.
Дети расставляют предметы игрушечной посуды по местам.
7. Итог занятия
Мишутка благодарит ребят и дарит им сладкие подарки.
Ребята возвращаются в группу.
- Ребята, а что мы сегодня с вами делали???
- Что кому больше всего понравилось???
15