Статья Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС
Литовченко Марина Владимировна, учитель начальных классовГБОУ СОШ №511 Пушкинского р-на Санкт-Петербурга
Требования к современному уроку
в условиях реализации ФГОС
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. На современном уроке чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Какие же требования предъявляются к современному уроку: - хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; - урок должен быть проблемным и развивающим: - учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками ;- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; - вывод делают сами учащиеся;- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; - времясбережение и здоровьесбережение;- в центре внимания урока - дети; - учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;- умение демонстрировать методическое искусство учителя;- планирование обратной связи;- урок должен быть добрым. Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание. Как должен проходить современный урок? Нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта при работе в группах. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала. Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания. Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы. На этапе РЕФЛЕКСИИ учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности. Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: • возраста ребенка;• специфики учебного предмета;• меры сформированности УУД учащихся. Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы: - предъявить противоречивые факты, теории;- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;- использовать приемы «яркое пятно», «актуальность». Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Таким образом, современный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.