Методика освоения практических навыков обработки металлов на токарно-винторезном станке, обучающихся 7-8 классов при выполнении проектного задания.
Методика освоения практических навыков обработки металлов на токарно-винторезном станке, обучающихся 7-8 классов при выполнении проектного задания. Объект дипломного исследования: Объектом дипломной работы является учебный процесс в 7 классе по технологии по усвоению учащимися знаний и практического навыка в технике и технологии токарной обработки конструкционных материалов, а именно сталей и цветных сплавов на универсальном токарно-винторезном станке и в основном на аналогичном станке учебно- школьной конструкции типа ТВ-5, ТВ-6. Предмет дипломного исследования: Предметом дипломного исследования является обучение школьников устройству токарно-винторезного металлорежущего станка и освоению рабочих операций на нем при резании заготовок отрезания, обтачиванием, растачиванием и настройкой станка на режим нарезания резьбы, а также экспериментальный поиск эффективной методики обучения технологии. Цель дипломного исследования: научить учащихся основам теоретических знаний и практическому навыку в токарных работах при этом: вызвать повышенный интерес и мотивированное стремление учащихся к углубленному изучению технологии обработки металлов резанием на токарном станке при проектирование и выполнении школьных проектов по программному направлению Технология;повысить знание, умение, навык, а так же уровень освоения металлообрабатывающих технологий в объеме той программы, которая предназначена и должна будет ими реализована и достигнута за период обучения в школе; получить устойчивые и твердые знания по токарному делу, которое вполне могут стать для школьника основой будущей профессии. Задачи дипломного исследования. При выполнении дипломного исследования планировались к реализации следующие этапы работы в форме конкретных задач:проанализировать на основе изученных литературных источников проблему реформирования среднего общего образования в Российской Федерации с учетом принятой правительством к практической реализации концепции – «инновационная школа».в процессе практических занятии на уроках по технологии в учебных мастерских экспериментально проверить и установить, как учащиеся могут самостоятельно осваивать теоритические основы токарных технологий и практические навыки операций резания;отработать навыки настройки токарного станка на операции отрезки, точения наружных и внутренних поверхностей, а также нарезание резьбы метчиком и плашкой;изучить конструкцию токарного станка и уметь настраивать его на тот или иной режим обработки;освоить технику заточки токарного резца;изготовить на практических занятиях каждым школьником изделие по их проектам с применением операций точения, растачивания, отрезания;разработать методику проектирования и изготовления точением изделий из металлов, которая по сравнению с традиционной репродуктивной отличается педагогическими инновациями и более всего способствует углубленному и прочному получению остаточных знаний и умений школьниками; освоить методику выполнения проектно-технологического расчета параметров резания для токарных работ. Методы дипломного исследования: При выполнении дипломной работы использовали следующие методы.1.Теоритический, в котором выполнялся анализ и теоритическое обобщение фактических данных по всему спектру вопросов в системе образования в России, в том числе и по проблеме и по проблеме повышения качества и уровня подготовки учащихся по программам обще технологической подготовке в цикле дисциплин – технология. Используя методику теоритической подготовки, учащиеся изучали самостоятельно теорию резания металлов на токарном станке, обобщали исторический опыт научных изысканий в этой области техники. Они также учились выполнять простейшие методы расчетов режимов резания при точении.2.Статистический. Средствами этого метода учащиеся обобщали сведения по теоритическим и практическим знаниям в области металлообрабатывающих станочных технологий, составляли и классифицировали токарные операции, проектировали и назначали типы инструментов по конкретным операциям резания, усваивали основные формулы по расчету технологических параметров обработки. При этом, используя мультимедийные просмотры электронных записей, учащиеся усваивали типы токарных станков конструктивные разновидности токарных инструментов и приспособлений.3.Эмпирический. В соответствии законами этого метода учащиеся выполняли экспериментальный поиск выбора наиболее эффективных способов изучения технологии, в сфере токарного дела, определяли и выполняли графические варианты технологических и маршрутных карт, чтобы установить требуемый проектный вариант, определяли и с помощью компьютерной графики устанавливали наиболее оптимальные конструкции резцов, изучали по мультимедийной демонстрации сюжетов виды и конструктивные типы токарных станков, и их устройства. Важным этапом в обучении техники токарной обработки было освоение школьниками приемов настройки токарного станка на режим, тренировка установки резцов на суппорте станка, пробные включения и остановки станка, опробование резания детали отрезанием, обтачиванием и растачиванием заготовки. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ ДИПЛОМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 1.Технология токарной обработки металлов и других материалов является важнейшим звеном в получении учащимися технических и технологических знаний в соответствии с государственной учебной программой и образовательным стандартом, в том числе и профориентационная составляющая для личностно- ориентированной деятельности в будущем.2.Основу полученных знаний и практических навыков учащихся по разделу технология токарной обработки материалов составляют:- история развития мирового и отечественного опыта обработки материалов на станочном оборудовании;- устройство, назначение и функциональные свойства токарных станков;- полученный в процессе обучения твердый навык выполнения важнейших операций точения;-владение знанием и навыком настройки станка на режим обработки, умение выбирать инструменты и токарную оснастку, соответствующую требуемым операциям обработки;- выполнять простые пуско-наладочные операции при проектировании режимов точения с полным соблюдением правил техники безопасности. ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ ДИПЛОМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: Исследования характера и методики обучения учащихся основной предпрофильной подготовки по технологии и в частности по обработке конструкционных материалов на металлорежущих станках, показали существенное несоответствие существующей системы подготовки от тех требований, которые заложены в современной концепции обучения, то есть по принципу – Новая школа. Проводя практические занятия в учебных мастерских школы установлено:1.Учащиеся с интересом воспринимают учебный материал, если он излагается поэтапно с учетом исторического развития технологии токарного дела.2.Эффективность познавательного процесса дает лучший результат, если школьники самостоятельно вникают в изучаемый материал, подкрепляют его дополнительной домашней подготовкой и тренировкой навыка работы на станке.3.Систематическое тестирование остаточных знаний обеспечивает закрепление и более качественное усвоение изучаемой темы, не позволяет учащимся расслабляться, усиливает их стремление и желание пополнять этот запас.4.Применение в ходе занятий мультимедийной демонстрации электронных современных сведений из области металлообработки вообще и в токарных технологиях, применение в проектах методов простейших проектно-конструкторских и технологических расчетов, повышает общий технический кругозор учащихся, усиливает технологическое мышление, помогает выбрать профориентационное направление в будущей их деятельности. Древнеегипетский токарный станок. Из-под резца Феодора побежала тонкая завивающаяся стружка. Изображение на древнем украшении — гемме — бога Амура, оттачивающего свои стрелы на станке с ножным приводом.