Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме занятия Роспись индюка (старшая группа)


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 38»
141300 г. Сергиев Посад, ул. 2-ой Кирпичный завод, д.22Б
Тел./факс 8(496)549-18-92

1320165239395

Провела воспитатель: Страхова Елена Николаевна
апрель 2015 г
Тема НОД: «Дымковские игрушки. Нарядный индюк»
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, музыка, здоровье, физическая культура.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, продуктивная.
Цель: продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;
- учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
- закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи при украшении заданной формы;
- совершенствовать речь как средство общения;
- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки.
Развивающие:
- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;
- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора;
- развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию;
- развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
- воспитывать у детей уважительное отношение к труду народных мастеров, испытывать гордость за мастерство русского народа;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Предварительная работа: ознакомление детей с русскими народными промыслами в образовательном процессе в ДОУ; проведение дидактических игр по закреплению знаний о русских народных промыслах, экскурсия в музей.
Словарная работа: большак, древний, важно распустить, напыщен, горделив.
Оборудование: компьютерная презентация, фонограммы с записями русской народной музыки, дымковские игрушки, кукла – перчатка «Маша», силуэты индюка (из бумаги), материалы для продуктивной деятельности (кисти нескольких размеров, гуашь, салфетки).ТСО: CD –плеер, мультимедийный проектор.
Ход НОД:
Открытый вход в деятельность.
На столах заранее приготовлены материалы для работы детей.
Дети входят в группу под звуки русской народной музыки,
их встречает воспитатель с надетой на руку куклой Машей.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие. Милости просим к нам!
Меня зовут Машенька. А живу я в селе большом. Как красиво - то у нас зимой!
Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
У нас любят песни, пляски,
В селе рождаются и чудо – сказки.
Вечера зимою длинны
И лепят там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Казалось бы, простой узор,
Но отвести не в силах взор!
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Вот и вам я приготовила подарочки – наши замечательные игрушки.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любят их и стар, и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
Машенька ставит корзинку на стол, на экране проецируется корзинка, из которой появляются игрушки.
Каждая игрушка показывается детям на слайде и сопровождается небольшими присказками.
Игрушки – барыни и кавалеры
Наши руки крендельком, Мы - игрушки расписные,
Щеки, словно яблоки, Хохотушки вятские,
С нами издавна знаком Щеголихи слободские,
Весь народ на ярмарке. Кумушки посадкие.
Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары – баловни
Кавалеры наши!
Игрушка конь
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Игрушка птичка
С виду, птичка – невеличка.
Только птичка не порхает –
В небеса не улетает.
Красотою удивляет!
Игрушка свистулька
Вятка вздрогнула от свиста,Всяк свисток к губам прижал.И пошла базаром сказка –Родился в веселый часВятский праздник – «Свистопляс».
Поглядите, каковы!И нарядны, и новы:Расписные сани,Медведь с гармошкой,Солдат с усами.Козёл – золотые рожкиДа куколка в серёжках.Пёстрые, яркие, славные подарки!
Воспитатель: Ну, как, ребята, понравились вам мои подарочки? (Дети отвечают). Ой, заигралась я тут с вами. А мне еще по хозяйству управиться надо. Оставайтесь, гости дорогие. А мне пора!
2.Основная часть.
Воспитатель: Замечательные игрушки! А знаете, дети, когда дымковская игрушка только появилась, то каждый узор, который мастер наносил на поверхность игрушки имел свое значение. Круг и крест – это символы солнца. Зигзагообразная линия или узор, состоящий из ромбов, изображают засеянное поле. Волнистые линии символизируют потоки воды. Рисуя эти узоры, древний художник думал о том, что незатейливая игрушка должна принести своему обладателю благополучие, хороший урожай, теплое не засушливое лето. Мы же сейчас, рассматривая игрушку, совсем не думаем об это. Мы просто любуемся ее красотой.
- Назовите цвета красок. (Ответы детей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, розовый).
- Какое настроение создают дымковские игрушки? (Веселое, праздничное, радостное настроение).
- А какой же праздник без веселья и игры! Приглашаю всех поиграть.
Проводится динамическая пауза «Лошадки»
Эй, лошадки, все за мной! Двигаются подскоками по кругу, вытянув Поспешим на водопой. одну руку вперед, другую – подняв вверх.
Вот река, широка и глубока, Останавливаются, плавно разводя руки в Не достанешь ты до дна. стороны и наклоняясь вперед.
А водица вкусна! Пейте! Подносят ладони сложенные лодочкой кХороша водица! лицу.
Постучим копытцем! Притоптывают ногой, вытянув
Эй, лошадки, все за мной! одну руку вперед, другую – подняв вверх.
Поскакали домой! Двигаются по кругу.
Гоп – гоп – гоп!
3.Объяснение нового или расширение имеющихся знаний.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называется учреждение, где хранятся ценные предметы культурного наследия. (Ответы детей).
Правильно, это музей. По всей нашей стране создано множество музеев народной игрушки, где можно увидеть различные игрушки, изготовленные руками народных умельцев. Есть такой и в нашем городе. Расположен он на территории Тульского кремля. Здесь представлены и народные игрушки.
4.Мотивация на деятельность.
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю вам немного подумать.
Дидактическая игра «Выбери игрушку»
(из предложенных игрушек выбрать дымковскую и обосновать свой выбор)
- Перед вами несколько народных игрушек. Найдите и назовите среди них дымковскую. (Дети называют игрушку – дымковского индюка). Как называется игрушка? Как вы определили? Что вам помогло?
Послушайте стихотворение об этой игрушке:
Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный, У большого индюка Все расписаны бока. Всех нарядом удивил, Крылья важно распустил. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост, Точно солнечный цветок. А высокий гребешок, Краской яркою горя, Как корона у царя. Индюк сказочно красив, Он напыщен, горделив. Смотрит свысока вокруг, Птица важная - индюк. 
Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? ( Да).
- Сегодня мы с вами будем расписывать дымковского индюка. Каждую игрушку мастер расписывал по своему вкусу, как ему нравилось, поэтому народные игрушки не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по -своему. Раскрашивайте каждый своего индюка, как вам хочется. Но прежде подумайте немного о том, каким узором вы распишите свою игрушку. Полоски и точки мы рисуем кончиком кисти, а круги делаем тычками. Не забывайте о том, как правильно держать кисточку. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. У хорошего мастера всегда чистота и порядок.
5.Практическая часть
Дети приступают к работе.
Приглушенно звучит музыка русская народная музыка.
На экране картинка дымковского индюка.
Воспитатель следит за осанкой детей во время работы. При необходимости поправляет посадку детей.
По окончании работы, пока рисунки сохнут, проводится
пальчиковая гимнастика
«Солнце, заборчик, камешек»
(по аналогии – «Кулачок, ребро, ладошка»).
Воспитатель в произвольном порядке произносит слова «солнце», «заборчик», «камешки». Дети руками показывают «солнце» - ладони с растопыренными пальцами, «заборчик» - пальцы вместе, «камешки» - пальцы сжаты в кулачки. Сначала игра проводится медленно, затем с постепенным увеличением темпа.
6. Выход из деятельности.
Работы вывешиваются на доску.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? Какой индюк вам больше всего понравился? Расскажите, почему? Дети называют понравившуюся работу и обосновывают свой выбор.
Критерии для оценки:
- соответствие цветовой гамме;
- соответствие элементов;
- аккуратность работы.
- Молодцы, ребята! Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!
Звучит русская народная мелодия «Барыня».
Желающие дети веселятся под музыку.