Комплексный анализ текста – путь формирования коммуникативной компетенции обучающихся (из опыта работы учителя русского языка и литературы Граф Е.В.)
Комплексный анализ текста – путь формирования коммуникативной компетенции обучающихся (из опыта работы учителя русского языка и литературы Граф Е.В.)
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем молодой республики. Решение её связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.
Современная жизнь ставит перед обучающейся молодежью новые цели: свободно владеть языком, уметь общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.
По мнению известного лингвиста и психолога А. А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности обучащихся.
Практика показывает, что у школьников очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. Работая в среднем звене, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Обучающиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения.
В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи обучающихся, их интеллектуального уровня и требованием общества — развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Мой определенный опыт (Содержание опыта работы) по теме «Комплексный анализ текста – путь формирования коммуникативной компетенции обучающихся» помогает мне преодолеть вышеназванное противоречие.
Как развивать речь и мышление школьников? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала обучающихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст — основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Теоретическая основа опыта «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся» основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков. Так, через все труды Ф. И. Буслаева проходит мысль о тесной связи языка и жизни народа, его духовной культуры. И. И. Срезневский считал, что цель изучения родного языка — не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь, вообще говоря, невозможна. Научные идеи Федоренко Л. П. посвящены изучению роли речевой среды и способов ее формирования на уроках русского языка, именно ей принадлежит мысль об использовании текста как основы создания на уроках речевой среды.
Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение включается в систему ранее познанного. Таким образом, текстоцентрический подход — необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся ключевых компетенций.
Для реализации поставленной цели-формирования коммуникативной компетенции обучающихся через работу с текстом я поставила перед собой следующие задачи:
1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи школьников;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;
3) вовлечение во внеклассную работу обучающихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей.
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
комплексная работа с текстом;
лингвостилистический анализ текста;
«самодиктанты»;
сочинение-рассуждение;
редактирование текста;
различные виды диктантов;
интеллектуально-лингвистические упражнения;
работа с текстами-миниатюрами;
составление синквейнов, кластеров к тексту;
коммуникативные и игровые ситуации.
В практике преподавания особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексная работа с текстом. Для меня очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. У меня - это фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т.п. При этом самое пристальное внимание я уделяю эмоциональному звучанию текста, тому настроению, которое передает автор.
На основе образцовых текстов я провожу и самодиктанты. Обучающиеся должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов — это и отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, и тексты упражнений учебника, и «мудрые мысли». Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность обучающихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов помогает мне развивать логическое мышление школьников и учить навыкам мыслительной переработки материала.
Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов — это путь от восприятия и понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления обучающихся. Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами, как выполнение интеллектуально-лингвистических упражнений. Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие школьников. Что касается интеллекта детей, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда их качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются обучающимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания они совершают несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включают различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. Успешность работы с такими упражнениями подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов.
При развитии творческих способностей обучающихся хочу отметить эффективность инновационных педагогических технологий, применяемых мною, например, технологию развития критического мышления. Создавая синквейны, кластеры, инсерты к текстам, школьники способны осмыслить всю полученную информацию, усвоить новые знания, сформировать собственное отношение к изучаемому материалу.
Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Я моделирую ситуативные задания самостоятельно, а также использую и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Приведу пример: «Вы – экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителе? Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст.
Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.
Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения. Например, задание: прочитайте пословицы о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?
1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.
2. Красную речь хорошо и слушать.
3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.
4. Красное дерево редко, красное слово метко.
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замените иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока обучающиеся говорят, что они отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею.
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к обучающимся уроки, где как высшая единица обучения выступает текст. Это такие нестандартные виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора школьниками и самого текста, и заданий, и справочного материала, формы выполнения работы и т.п. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Такая работа с текстом потребовала от меня изменения структуры урока. В практике работы такой урок (урок-исследование, урок словесности, деловая игра и т.п.) состоит из следующих этапов:
целеполагание, когда обучающиеся обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;
планирование (школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);
исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);
дискуссия (обучающиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);
итоговая творческая работа.
Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: обучающиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т.п. Я оцениваю не только результат, но и процесс работы.
Языковой материал предъявляется обучающимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением.
На всех видах вышеназванных уроков мною создается особая образовательная ситуация, когда через общение обучающийся–учитель, обучающийся- обучающиеся происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков, то есть закладываются базовые знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности. Общение становится обязательным условием учебной деятельности. При этом я сохраняю урок как форму организации обучения, но обновляю приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширенное применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), неурочных форм организации деятельности.
Одно из важных условий применения данного опыта — переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному. Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития обучающихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение традиционной структуры урока), возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов школьников.
Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.
Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче государственного экзамена, но и способствует разностороннему развитию языковой личности обучающегося. Школа призвана развивать способность выпускника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.