Урок литературного чтения на тему: Волшебник изумрудного города


Урок литературного чтенияТема: «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волков 
Класс:3
Учитель: Коновалова Ирина ВалерьевнаЦели: • Организовать деятельность уч-ся по расширению читательского кругозор произведениями советских писателей- сказочников, • познакомить учащихся с творчеством А.М. Волкова и его сказкой «Волшебник Изумрудного города», развитие умений анализировать содержание сказки, давать характеристику героям, их поведению, поступкам; умение давать описание пейзажа. • развитие коммуникативной культуры уч-ся, зрительно-слухового восприятия, памяти, наблюдательности, логического мышления, умений рассуждать, делать выводы и обобщения; • воспитание норм нравственности через определение проблемы, поставленной в художественном произведении, эмоционально развитого читателя, • приобщение детей к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания. Оборудование: портрет А.М. Волкова, книги писателя, фрагмент песни «Песня о волшебниках», DVD -плейер, диск «Волшебник Изумрудного города», телевизор, ромашка с лепестками, ключик, текст сказки, разделенный на несколько законченных частей, пазлы «Изумрудный город», бабочки- желания, изображения героев сказки: Элли, Страшилы, Дровосека, Трусливого Льва, Тотошки. Ход урока1. Актуализация знаний• Звучит «Песня о волшебниках» (фрагмент) • Звучит аудиозапись стихотворение «Где – то скрипит половица…». - Кто приходит к нам в стихотворении? - Какое настроение, состояние души вызывают эти строки? - Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете? - Кто такой волшебник? Какими качествами должен обладать волшебник? - Какие бывают волшебники? - Какие чудеса может выполнить добрый волшебник? А злой? (вывешивается рисунок волшебника) 2. Введение в тему урока-Сегодня мы тоже поговорим с вами о волшебнике, а о каком вы догадаетесь просмотрев фрагмент мультфильма
• Просмотр фрагмента мультфильма «Волшебник Изумрудного города»: - Как называется мультфильм, которые мы только что с вами посмотрели? - По какой сказке он снят? - Кто автор? Итог: мультфильм - как называется, по какой сказке снят? Кто автор сказки? 
Посмотрите на портрет этого человека? - Что вы можете сказать о его эмоциональном выражении, посмотрите на выражение глаз, лица. - Каков его характер? - А хотите узнать, что это за человек, чем он занимается, какие сказки написал? доклад учеников
Александр ВолковРодился 14 июля 1891 года в городе Усть-Каменогорск
(Казахстан) в семье военного фельдфебеля и портнихи.
Читать научился в трехлетнем возрасте. В начальном училище учился на «отлично», переходя из класса в класс только с наградами. В 6 лет Волкова приняли сразу во второй класс городского училища, и в 12 лет он закончил его лучшим учеником.
В 16 лет Волков становится воспитанником Томского учительского института.
В 1939 году «Волшебник
Изумрудного города» вышел в
«Детиздате». Иллюстрирован черно-белыми штриховыми рисунками Николая Радлова.
В 1959 году книга выходит с цветными рисунками художника Леонида Владимирского. Образы героев, созданные Владимирским, стали наиболее популярными, художник оформил все 3.Первичное знакомство с произведением
Первичное чтение 1 главы учениками (по цепочке)
-Послушайте внимательно отрывок из книги «Волшебник Изумрудного города» и назовите главных героев этой сказки. Кто они? Кто из них понравился больше? Почему? • Анализ содержания 1 части сказки: - Кто главные герои этой сказки? Назовите их имена. - Что увидели друзья после нескольких часов пути? - Почему герои названы друзьями? - Кого называют настоящим другом или подругой? - Какими качествами должен обладать настоящий друг? 
-Прочитайте отрывок из сказки жужжащим чтением внимательно, а затем попробуйте ответить на мои вопросы. - Изумрудный город – почему так назван? - Опишите Изумрудный город? Найдите и прочитайте его описание. (По мере чтения, учитель вывешивает слова- ответы на доску). - Кто встретил Элли и ее друзей в Изумрудном городе? - Кто пришел вместе с Элли к Гудвину? - Зачем пришли к Гудвину Страшила? Дровосек? Трусливый Лев? Элли? - Зачем Страшиле нужны были мозги? - Зачем Дровосеку сердце? - Зачем Трусливому Льву храбрость? - Зачем Элли хотела вернуться в Канзас? - Где была ее родина? - Как называется ваша родина? Как звучит по-казахски Родина? Итог: цель прихода друзей к Гудвину. 
4.Анализ произведенияРабота в группах
Составьте словесный портрет героев:
план:
1) внешность
2) черты характера
3) Заветное желание
ребятам предлагаются картинки:
страшила, дровосек, трусливый лев, Элли, Гудвин•
взаимопроверка:
- по описанию, соседняя группа должна угадать персонажа.
если останется время каждой группе даётся отрывок с диалогом. Прочитать по ролям.-Если бы вы пришли к Великому волшебнику Гудвину, что бы вы у него попросили? Какие желания хотели загадать, чтобы исполнил Великий Гудвин? - Подумайте и запишите 3 самых сокровенных желаний, которые вы бы попросили у Гудвина, которые он бы исполнил для вас? - Что необходимо сделать, чтобы ваши желания исполнились в жизни, а не в сказке? - А ваши желания - мы прикрепим к нашему Изумрудному городу (фронтально - опрос), чтобы они исполнились. Итог: желания учащихся на полянке Изумрудного города. Не только в сказке происходят великие чудеса, но и на нашем уроке. 5. Итоги. - Автор произведения «Волшебник Изумрудного города»? Его творчество? - Герои сказки: Элли? Страшила? Дровосек? Трусливый Лев? - В какой город пришли герои, из чего он сделан? - Для чего пришли к Гудвину Страшила? Дровосек? Трусливый Лев? Элли? - Зачем Страшиле мозги? Дровосеку – сердце? Трусливому Льву - храбрость? Элли - вернуться в Канзас? 1. Перечислите желания друзей Элли (Железный Дровосек-сердце, Страшила - мозги, ум, Трусливый Лев- храбрость, Тотошка-друзья)
- А можно ли утверждать, что у них этого не было? – высказывания учащихся.
- Как вы понимаете это выражение:
« Умейте делать добрые дела тем, кто тебя окружает, и добро вернется к тебе добром, исполнятся все твои желания».
«Дружба всегда помогает преодолеть трудности».
- Какова основная мысль произведения?
- Как отражает идею произведения девиз урока – пословица:
«Один за всех, и все за одного».
2. Написание эссе « Я - настоящий друг ».
    - Кто из героев больше всего близок тебе по характеру?
    - На кого бы ты хотел быть похож?
6. Домашнее задание: прочитать отрывок из сказки «Волшебник Изумрудного города» и нарисовать героя, который больше всего понравился. 8. Рефлексия. Не забывайте подарить добро Соседям, родственникам, другу. Оно как сказочное волшебство Вернется к вам по кругу.