Конспект урока по литературному чтению Волшебник изумрудного города

Технологическая карта урока внеклассного чтения.
Ф.И.О. учителя Власова Маргарита Сергеевна
Класс 3 «А» Предмет Литературное чтение (урок внеклассного чтения)
Тема урока: литературная игра-викторина по произведению А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
Цель урока: познакомить детей с творчеством писателя, повышать интерес к чтению.
Задачи урока: - учить мыслить, делать выводы, работать в группах; сообща, приходить к общему мнению формировать потребность в чтении книг;
- развивать любознательность, фантазию, память, мышление;
- воспитывать нравственные качества доброту, ответственность, воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере положительных литературных героев.

Этапы урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД

1.Организационный момент.















2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.





3.Знакомство с биографией писателя



























4. Физкультминутка




5.Работ по теме урока
Работа по содержанию текста.














6. Подведение итогов.



7.
Рефлексия.



8.Домашенее задание
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;





постановка учащимися цели урока;
уточнение и согласование темы урока;






















































участие в коллективной дискуссии, выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов, умение корректировать, изменять свою точку зрения.

























оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности
















1.Проверка готовности учащихся к уроку.
- Ребята! Встали красиво, выровнялись. Тихо садитесь.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

-Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом.
- Сегодня мы совершим путешествие по страницам волшебной книге, с содержанием этой книги вы знакомились дома.
- Что это за книга?

- Тема нашего урока.

- А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?
Сегодня у нас литературная игра-викторина по произведению А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
- А начнём мы со знакомство биографией писателя (работа с дополнительными источниками).




















Учитель:
- Книжка ему очень понравилась, и он стал пересказывать ее своим сыновьям, кое - что переделывая, кое - что добавляя: девочку стали звать Элли, а Тотошка, попав в волшебную страну, заговорил. Мудрец же из страны Оз обрел имя и титул Великий и Ужасный Волшебник Гудвин. Появилось множество и других милых, забавных, иногда почти не заметных изменений. Первый раз книгу напечатали в 1939 году.
После того, как ее напечатали, посыпались письма от ребят с просьбой написать продолжение. Писателю самому не хотелось расставаться с полюбившимся и детям, и автору героями, поэтому дальше последовали сказки «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог Марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка». Над серией из шести повестей-сказок А. Волков работал более двадцати лет.







Для проведения игры класс разбивается на несколько команд. Команды выбирают себе название, капитана. Победитель определяется по числу набранных очков. Ответ только по поднятой руке. Последнее слово за капитаном.
- Давайте вспомним правила работы в группах.




- На доске у нас 5 секторов. В каждом секторе 4 вопроса, каждый вопрос имеет свою стоимость от 10 до 40 баллов, самый легкий вопрос оценивается в 10 баллов, самый сложный – 40 баллов. Команда выбирает любой сектор, любой вопрос и играет, играет до тех пор пока не ошибётся, тогда ход переходит другой команде.
Оформление на доска:
Литературный портрет 10б 20б 30б 40б
Волшебные вещи 10 б 20б 30б 40б
Желания 10б 20б 30б 40б
Разноцветия 10б 20б 30б 40б
Калейдоскоп 10б 20б 30б 40б
- Чтобы узнать какая команда начнет играть я задаю вопрос, кто первый поднимет руку и ответит правильно на вопрос, та команда начнёт игру.
- Во сколько лет Волков научился читать? (4года)


- Захотелось ли вам прочитать другие произведения А.М. Волкова?
- Как вы думаете, чему учит нас сказка А. М. Волкова?
Несмотря на то, что сказка волшебная, герои её старались найти выход из трудных ситуаций не с помощью волшебства, а рассчитывая на свой ум, находчивость, смелость, помощь и отзывчивость друзей.
Волков писал: “В своей сказке я старался показать, что самое лучшее, самое дорогое на свете – это дружба и взаимная выручка”.
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Перед вами 3 флажка разного цвета. Выберите флажок нужного вам цвета.
Красного - если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое для себя.
Синий - если не понравилось на уроке.
Жёлтый - если не определились.
- Прикрепите свои флажки на доску.

Читать пьесу-сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Награждение победителей.

1. Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение:
- знаю, что буду делать;
- понимаю, хочу делать или нет;

















- А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»


- показать свои знания по содержанию книги.
- познакомиться с творчеством Волкова

Учащие высказывают свои мнения.





Биографию рассказывают учащиеся
1.Александр Мелентьевич Волков родился в Казахстане 14 июля в 1891году. Будущему писателю было около четырех лет, когда отец научил его читать и с тех пор он стал заядлым читателем. В 6 лет Волкова приняли сразу во второй класс городского училища и в 12 лет он закончил его лучшим учеником.
2. В 16 лет Волков становится воспитанником Томского учительского института. После окончания института Волков работал учителем в Калыване, затем 13 лет в г. Усть-Каменогорске, а потом в Ярославле. Во время работы в школе он преподавал физику, математику, русский язык, литературу, историю, географию, рисование и даже латынь. Но больше других наук Волкова привлекала математика. И уже на пятом десятке Александр Волков поступает и блестяще всего за 7 месяцев заканчивает математический факультет Московского университета. А вскоре становится учителем высшей математики в одном из московских институтов.
3. Он учился всю жизнь. Знал латынь, французский, немецкий, старославянский, понимал итальянский, польский, сербский языки. Писателем Волков стал не сразу. Когда ему захотелось овладеть английским, он стал переводить книгу американского писателя Френка Лимана Баума. Вот здесь-то и произошел самый неожиданный поворот в жизни Александра Волкова.





На полочке выставка книг А.М.Волкова.
“Волшебник Изумрудного города”1939г
“Урфин Джюс и его деревянные солдаты” 1963 г.
“ Семь подземных королей” 1964 г.
“Огненный бог Марранов” 1968 г.
“ Жёлтый туман” 1970 г.
“Тайна заброшенного замка”1976 г.


Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)




1. Выбери задание по своим возможностям.
2. За помощью обратись к консультанту.
3. Прислушивайся к советам товарища.
4. Помоги товарищу если он затрудняется.
5. Работай дружно
























Запись домашнего задания.

Личностные:
самоопределение
























Познавательные:
выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;







Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать.

Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.































Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме)
Личностные:
знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности), готовность к сотрудничеству и дружбе;

Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.







Коммуникативные:
умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
-проявлять активность в деятельности.
Личностные:
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Регулятивные:
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности
осуществлять итоговый контроль















\
Материал к литературной игре-викторине по произведению А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
Литературный портрет
10 б. «Ураган всё бушевал, и домик покачиваясь, нёсся по воздуху. Тотошка, потрясённый тем, что творится вокруг, бегал по тёмной комнате с испуганным лаем. Растерянная .она сидела на полу, схватившись руками за голову. Она чувствовала себя очень одинокой » Кто это?
· (Элли)
20 б. «Ростом он был не выше Элли, но уже старый, с большой головой и морщинистым лицом. На нём был пёстрый жилет, полосатые брюки и длинный сюртук. В руке у него был длинный рупор» (Гудвин)
30 б. « Старая женщина в белой мантии важно выступала впереди трёх мужчин; на остроконечной шляпе её и на мантии сверкали крошечные звёздочки. Седые волосы старушки падали на её плечи» (Виллина)
40 б. « Он был невысок, но очень толст. Голова его походила на котёл, а туловище – на бочку. У него были длинные руки, как у гориллы, а ноги обуты в высокие сапоги с толстыми подошвами. На нём был косматый плащ из звериных шкур. На голове вместо шлема он надел большую медную кастрюлю, ручкой назад и вооружился огромной дубиной с шишкой на конце, утыканной острыми гвоздями» (Людоед)
50 б. «У неё был только один глаз, зато она видела им так, что не было уголка в Фиолетовой стране, который ускользнул бы от её острого взора» (Бастинда)
Волшебные вещи
10 б. С их помощью Элли смогла вернуться домой в Канзас. (серебряные башмачки)
20 б. «Виллина вынула из складок одежды крошечный предмет величиной с наперсток. Волшебница подула на этот предмет, и на глазах удивлённой и немного испуганной Элли этот предмет начал расти, расти и превратился в громадный том». Что это за предмет? . (волшебная книга)
30 б. Её обладателю подчинялись летучие обезьяны, ее можно использовать только три раза. (золотая шапка)
40 б. С его помощью можно было вызвать королеву Рамину. (серебряный свисток)
Желания
10 б. Какое было самое заветное желание Железного Дровосека? (получить сердце)
20б. «Виллина смотрела на листы книги, и они сами переворачивались под её взглядом.
-Нашла, нашла! – воскликнула волшебница и начала медленно читать: - «Бамбара, чуфара, скорики Великий Волшебник Гудвин вернёт домой маленькую девочку, занесённую в его страну ураганом, если она должна исполнить желания .» Какие желания и для кого должна была выполнить Элли? (для Страшилы - мозги, для Железного Дровосека – сердце, для льва – смелость) или Элли поможет трём существам добиться исполнения их самых заветных желаний.
30 б. «Если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в каждом городе, и каждой деревне был волшебник. И он совершал для детей всякие чудеса. Чтобы каждая девочка и каждый мальчик, просыпаясь утром, находил под подушкой». Что же дети должны были находить под подушкой? (сладкий пряник)
40 б. « - Вот мой ответ, - сказала Живая Голова, и глаза её завертелись с такой необычайной быстротой, что Элли вскрикнула от испугу. – Я ничего не делаю даром. Если хочешь воспользоваться моим волшебным искусством, чтобы вернуться домой, ты должна сделать.». Что пожелала Живая голова? (Чтобы Элли освободила Фиолетовую страну от Бастинды)
Разноцветия
10 б. Цвет кирпича, которым была вымощена дорога в Изумрудный город? (жёлтый)
20 б. Какого цвета были очки у жителей Изумрудного города? (зелёного)
30 б. Цвет шерсти у Тотошки? (чёрная)
40 б. Каким цветом была страна Болтунов, страна Жевунов, страна Иигунов? (страна Болтунов - РОЗОВАЯ, страна Жевунов - ГОЛУБАЯ, страна Мигунов – ФИОЛЕТОВАЯ)
Калейдоскоп
10 б. Команда должна быстро отвечать на вопрос только «да» или «нет».
1.      Стража ворот города звали Фарамант? (да)
2.      Всем- всем без исключения в Изумрудном городе надевали зеленые очки? (да)
3.      Гудвин показался Элли в облике русалки? (нет)
4.      Гудвин приказал Элли с друзьями освободить фиолетовую страну? (да)
5.      Всё в Изумрудном городе было зеленого цвета и даже солнце светило зелеными лучами? (да)
6.      Гудвин принял путников всех сразу в тот же день, когда они прибыли в Изумрудный город? (нет)
20 б. Вопросы задаются команде и они должны выбрать правильный ответ.
1.      Кого Бастинда отправила навстречу Элли и друзьям саблезубых тигров или  свирепых волков?
2.      У Бастинды был один глаз или два? 
3.      Кто смог победить волков Страшила или Дровосек?
4.      Кто смог победить стаю ворон с железными клювами Страшила или Дровосек?
5.      Кого следующими отправила   Бастинда  погубить друзей пчел или мышей?
6.      Схватку с летучими обезьянами герои выиграли или проиграли?
7.      Элли смогла победить Бастинду с помощью обезьян или ведра воды?
30 б. - Восстановите текст. Расставьте строчки так, чтобы получился небольшой текст со смыслом.
А) заглушенные зарослями мака. И скоро путешественники оказались среди невообразимого
Б) вдыхая сладковатый усыпляющий аромат и любуясь огромными красными цветами. Веки её
В) Чем дальше шли путники, тем больше становилось в поле маков. Другие цветы исчезли,
Г) макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно
Д) отяжелели, и ей ужасно захотелось спать. Однако Железный Дровосек не позволил ей прилечь. ( В) А) Г) Б) Д) )
40 б. Ураган, посланный Гингемой, перевернул наоборот названия глав из книги. Необходимо восстановить предложения.
1.«Прощание со смелым зайцем»


2. «Первая быль Стеллы»



Ответ: 1.«Прощание со смелым зайцем» («Встреча с трусливым львом»)
2. «Первая быль Стеллы» («Последнее волшебство Бастинды»)



Содержание урока соответствует требованиям образовательной системы «Школа 2100» и ФГОС НОО.
1.Класс 3 «А»: предмет литературное чтение (урок внеклассного чтения)
2.Тема урока: литературная игра-викторина по произведению А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
3.Цель урока: познакомить детей с творчеством писателя, повышать интерес к чтению.
4.Задачи урока: - учить мыслить, делать выводы, работать в группах; сообща, приходить к общему мнению формировать потребность в чтении книг;
- развивать любознательность, фантазию, память, мышление;
- воспитывать нравственные качества доброту, ответственность, воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере положительных литературных героев.
При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, наличие в классе детей с нарушением устной и письменной речи, средний уровень развития мышления. Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.
Организационный момент включал в себя положительный эмоциональный настрой детей на предстоящую учебную деятельность.
После беседы дети самостоятельно определили тему и цель урока. Далее проводилась работа по знанию прочитанной книги. Данная работа проводилась в игровой форме. Описание игры:
На доске находятся 5 секторов. В каждом секторе 4 вопроса, каждый вопрос имеет свою стоимость от 10 до 40 баллов, самый легкий вопрос оценивается в 10 баллов, самый сложный – 40 баллов. Игру можно проводить командами. Команда выбирает любой сектор, любой вопрос
и играет, играет до тех пор пока не ошибётся, тогда ход переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получают жетон, определённое количество баллов. Побеждает та команда, которая соберёт больше жетонов и баллов.
Были использованы различные формы деятельности: фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальная, самостоятельная работа учащихся.
Здоровьесберегающий аспект: высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и индивидуальной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. Проводилась динамические паузы: для снятия эмоциональной и мыщечной напряженности у детей. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.
На этапе рефлексии учебной деятельности шло дальнейшее развитие у учащихся алгоритму самооценивания. Домашнее задание включало знакомство с новым произведением и было прокомментировано учителем. Урок достиг поставленной цели.