Рабочая программа по биологии 11 класс по учебнику Беляева ( с элементами стандарта)
Рассмотрено
на заседании ШМО
рук-ль______Н В Муравьева
протокол №______
от «____»________2015 г.
Согласовано
зам. директора по УР
__________ Л.А.Хайдарова
«_____»____________2015 г.
Утверждаю
директор МБОУ СОШ № 3
п.г.т. Кукмор
_______________Р.Д.Бариев
Приказ № _______________
«_____»____________2015 г.
Рабочая программа по биологии
для 11 класса
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
на 2015-2016 учебный год
Разработала учитель биологии
высшей квалификационной категории
Мухаметзянова Салима Вакильевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.ФЗ-№273 от 29.12.2012 «Об Образовании» в действующей редакции)
2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089)
3.Закон Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции)
4.Учебный план МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год;
5. Основная образовательная программа для среднего(полного) общего образования МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан (введена в действие приказом № 199/12 от 1.09.2012)
6.Примерная авторская программа - В.В. Пасечника, В.В. «Рабочие программы по биологии 6-11 класс» (рекомендована Волгоградской Государственной Академией повышения квалификации и переподготовке работников образования)- М.: «Глобус», 2007, изд 2-ое стереотипное
Обучение ведется по учебнику «Общая биология». Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов / под ред. Д.К.Беляева,Г.М.Дымшица.-5-е изд.-М.: Просвещение,2006. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю).
Цель курса– обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.
Задачи решаемые в процессе обучения биологии в школе:
освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Общая характеристика предмета: Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметных по своей сущности.
Учебно-тематическое планирование
№ темы
Тема
Количество часов
1.
Биология как наука. Методы биологии
1
2.
Система, многообразие и эволюция живой природы
(27)
2.1
Механизм эволюционного процесса
13
2.2
Происхождение жизни на Земле
8
2.3
Происхождение человека
6
3.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
6
Итого
34
Содержание курса
Тема 1. Биология как наука. Методы биологии (1ч)
Введение. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны
Тема 2.Система, многообразие и эволюция живой природы(27ч)
Тема 2.1 Механизмы эволюционного процесса (13ч)
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Доказательства эволюции. Вид, его критерии Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Роль изменчивости в эволюционном процессе . Естественный отбор - направляющий фактор эволюции Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Результаты эволюции. Формы естественного отбора Дрейф генов. Изоляция- эволюционный фактор. Приспособление организмов к условиям обитания. Видообразование. Видовая и пространственная структура экосистем
Основные направления эволюционного процесса Биологический прогресс и биологический регресс Причины вымирания видов
Проведение простых биологических исследований: Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах),
Тема 2.2 Происхождение жизни на земле (8ч)
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера Развитие жизни на Земле в криптозое
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Протерозой палеозой мезозой кайнозой Многообразие органического мира. Принцип систематики. Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).
Тема 2.3 Происхождение человека (6ч)
Ближайшиеродственники человека среди животныхГипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными Основные этапы эволюции приматов Появление человека разумного Первые представители рода homa Факторы эволюции человека. Происхождение человеческих рас
Тема 3. Взаимосвязи организмов и окружающейсреды. Биология как наука.
Методы биологии. (6ч)
Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы Эволюция биосферы. Общество и окружающая среда.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы).
Форма промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация для учащихся освоивших курс общей биологии 11 класса проводится в виде разноуровневого теста
Требования к уровню подготовки учащихся
ученик должен
знать / понимать:
1..основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
2.особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
3.особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
4.причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь:
1.объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
2.изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
4.распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
5.сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
6.определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
7.анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
8.проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
1.быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
2.соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
3.оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;
4.оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Система оценивания
Оценочные материалы по биологии
Оценка знаний и умений учащихся.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по биологии являются письменная контрольная работа, тестирование и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись биологически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Ответ считается безупречным, если правильно выбран способ объяснения, сопровождается необходимыми биологическими терминами, последовательно и логически связываются с предыдущими темами.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное, нахождение ответа, которые свидетельствуют о высоком биологическом развитии учащегося; за освоение более сложной темы или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок:
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися биологической терминологии, правил, основных свойств и неумение их применять; незнание ответов на вопросы, рассматриваемых в учебниках, а также ошибки, если они не являются опиской;
Оценка устных ответов учащихся по биологии
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя биологическую терминологию и символику;
- правильно ориентируется по рисункам, схемам, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие м
биологическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к биологической подготовке учащихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании биологической терминологии, рисунках, схемах, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании биологической терминологии, в рисунках, схемах которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ по биологии.
Оценка “5” ставится, если ученик:
-правильно определил цель работы;
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
-проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
- эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил требования к оценке “5”, но:
-опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
-.или было допущено два-три недочета;
-или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
-или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка “3” ставится, если ученик:
- правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
-или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
-опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок, но повлиявших на результат выполнения;
-допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка “2” ставится, если ученик:
- не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
-или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
-или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”;
-допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка “1” ставится, если ученик:
-полностью не сумел начать и оформить опыт;
-не выполняет работу;
-показывает отсутствие экспериментальных умений;
-не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Оценка письменных контрольных работ и тестирования учащихся по биологии
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет
биологических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Оценка тестовых работ
При оценивании тестов используется следующая шкала
90 – 100% выполнения – «отлично»
70 – 89 % - «хорошо»
50 – 69% - «удовлетворительно»
менее 50% - «неудовлетворительно»
При выполнении тестовых работ в формате ОГЭ и ЕГЭ
Полностью выполненная части «А» - «удовлетворительно»
Части «А» и «В» - «хорошо»
Части «А», «В» и одного задания из части «С» - «отлично»
Учебно-методическое обеспечение
литература для учителя:
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001
Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
литература для учащихся:
Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005
Гербарии
Гербарий к лабораторным работам по общей биологии.
Микропрепараты
Набор микропрепаратов по общей биологии. Цифровой микроскоп
Коллекции
Виды защитных окрасок у животных.
Гомологичные органы позвоночных животных.
Защитные приспособления у животных
Формы сохранности ископаемых растений и животных.
Модели
Набор палеонтологических находок по теме «Происхождение человека».
Дивергенция передних конечностей.
Передние конечности млекопитающих.
Таблицы
Основы экологии.
Уровни организации живой природы.
Центры происхождения важнейших культурных растений.
Центры происхождения домашних животных.
Агроценоз как экосистема.
Биогенетический закон.
Дидактические материалы по темам:
( «Биосфера»;
( «Основы экологии»;
Популяция – элементарная единица эволюции.
Модификационнаяи мутационная изменчивость.
Экологические факторы и их влияние на организм.
Транспаранты
Биогеоценоз.
Сукцессия.
Эволюционные изменения у растений.
Экологическая пирамида.
Электронные ресурсы:
1.Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
2.Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
3.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимов
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Дата проведения
примечание
план
факт
Тема 1. Биология как наука. Методы биологии (1ч)
1(1)
Введение. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов
Тема 2.Система, многообразие и эволюция живой природы.Взаимосвязи организмов и окружающей среды (27ч)
Тема 2.1 Механизмы эволюционного процесса (13ч)
2(1)
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции
3(2)
Доказательства эволюции
4(3)
Вид, его критерии Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Лаб раб
5(4)
Роль изменчивости в эволюционном процессе
6(5)
Обобщающий урок по теме Доказательства эволюции
7(6)
Естественный отбор - направляющий фактор эволюции Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Результаты эволюции
8(7)
Формы естественного отбора
9(8)
Дрейф генов
10(9)
Изоляция- эволюционный фактор
11(10)
Приспособление организмов к условиям обитания. Проведение простых биологических исследований: Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах),
Практич раб раб
12(11)
Видообразование. Видовая и пространственная структура экосистем
13(12)
Основные направления эволюционного процесса Биологический прогресс и биологический регресс Причины вымирания видов
14(13)
Обобщающий урок по теме «Основные закономерности эволюции».
Тема 2.2 Происхождение жизни на земле (8ч)
15(1)
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера
16(2)
Развитие жизни на Земле в криптозое
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
17(3)
Протерозой
18(4)
палеозой
19(5)
мезозой
20(6)
кайнозой
21(7)
Многообразие органического мира
22(8)
Принцип систематики. Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).
Практич раб
Тема 2.3 Происхождение человека (6ч)
23(1)
Ближайшиеродственники человека среди животных
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными
24(2)
Основные этапы эволюции приматов
25(3)
Появление человека разумного
26(4)
Первые представители рода homa
27(5)
Факторы эволюции человека. Происхождение человеческих рас
28(6)
Обобщающий урок по теме Происхождение человека
Тема 3 Взаимосвязи организмов и окружающей среды.(6ч)
29(1)
Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
30(2)
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме;
Практич раб
31(3)
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере.
32(4)
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы Проведение простых биологических исследований: анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы
Практич раб
33(5)
Промежуточная контрольная работа за год (тестовая)
34(6)
Работа над ошибками. Эволюция биосферы. Общество и окружающая среда
Итоговая работа для промежуточной аттестации
Вариант 1
Часть А Выберите один правильный ответ
А1. Эволюция это:
а) учение об изменении живых организмов;
б) учение, объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами;
в) необратимое и направленное историческое развитие живой природы;
г) раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов.
А2. Бинарную номенклатуру ввел:
а) К. Линней в) Д. Рэй
б) Ж.Б. Ламарк г) Ч. Дарвин.
А3. Основной движущей силой эволюции по К. Линнею является:
а) возможность скрещивания видов в природе между собой;
б) прямое приспособление организмов к условиям среды;
в) движущих сил не выделял, так как отрицал сам факт эволюции;
г) стремление организмов к совершенству.
А4. Используя генетический и морфологический критерии, определите, сколько видов и особей здесь указано (знак (-х) показывает на нескрещиваемость данных животных):
2 воробья полевых и 2 воробья домовых (-х)
а) 2 вида и 4 особи в) 1 вид и 4 особи
б) 4 вида и 2 особи г) 4 вида и 4 особи
А5. В двух озерах, которые между собой не сообщаются, живут различные виды рыб: карась, плотва, язь, лещ, судак. Определите, сколько видов рыб живет в двух озерах?
а) 1 вид б) 2 вида
в) 5 видов г) 10 видов.
А6. Какие признаки не характерны для популяции?
а) Группа занимает определенный ареал.
б) Генофонд группы генетически открытая система.
в) Особи группы имеют общее происхождение, сходство в строении, в физиологических и биохимических свойствах.
г) Скрещивания внутри группы носят неслучайный характер.
А7. На опушке леса стоит одинокая береза. Имеет ли место в этом случае борьба за существование?
а) да, внутривидовая;
б) да, межвидовая;
в) борьба с неблагоприятными условиями; г)борьбы нет.
А8. Какая мышь достигнет большего эволюционного успеха, если:
а) рожает 15 детенышей, выживает 11, размножаются 3;
б) рожает 6 детенышей, выживает 5, размножаются 2;
в) рожает 8 детенышей, выживает 5, размножается 4;
г) рожает 7 детенышей, выживает 7, размножаются 3.
А9. Определите форму отбора, если ни одна из групп генотипов не получает преимущества в борьбе за существование из-за разнообразия условий, одновременно встречающихся на одной территории; при этом в одних условиях отбирается одно качество признака, в других другое.
а) дизруптивный
б) стабилизирующий
в) движущий
г)методический.А10. Примером дивергенции в эволюции является:
а) черепаха и крокодил;
б) синица большая и синица хохлатая;
в) акула и окунь;
г) лягушка бурая и гребенчатый тритон.
А11. К какому фактору микроэволюции относится случайная массовая гибель зверей в районе обширного длительного наводнения?
а) популяционные волны в) мутация
б) естественный отбор г) изоляция.
А12. Назовите пару организмов, являющихся примером конвергентной эволюции:
а) белый медведь и панда;
б) волк и австралийский сумчатый волк;
в) скунс и енот;
г) американский бизон и белохвостый оленьА13. Численность зайцев в центральных районах европейской части СССР в 1932 г. составляла 2% (по сравнению с численностью в 1959 г.), в 1978г. 30%, в 1981г. 75%, в 1984г. 8%, в 1988 г. 2%, в 1990 г. 10%, в 1992 г. 100%, в 1994 г. 70%. Какой элементарный эволюционный фактор иллюстрирует этот пример?
а) изоляцию в) мутацию
б) естественный отбор г) волны жизни.
Часть В. Выберите несколько правильных ответов:
В - 1. Среди перечисленных типов взаимоотношений выберите конкурентные взаимоотношения:
А) бычий цепень и человек;
Б) клубеньковые бактерии и горох;
В) серая и чёрная крыса;
Г) рысь и заяц;
Д) самцы лося в период осеннего гона;
Е) соболь и куница.
В - 2. Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.
Особенности группы: Функциональная группа:
1) включает растения, некоторые бактерии; А – продуценты
2) поглощает готовые органические вещества; Б – консументы
3) поглощает неорганические вещества;
4) включает животных;
5) аккумулирует солнечную энергию;
6) источник энергии – животная и растительная пища.
Часть С. Дайте краткий свободный ответ
С – 1. Каковы причины «цветения» воды в водоёмах?
С – 2. Почему в наземном биогеоценозе наиболее важная роль принадлежит высшим растениям? Вариант 2
Часть А Выберите один правильный ответ
А1. Автором первого эволюционного учения считают:
а) К. Линнея в) Ж. Б. Ламарка
б) Ч. Дарвина г) А. Вейсмана.
А2. Ступени восхождения от примитивных форм к сложным по Ж.Б. Ламарку:
а) градация в) систематика
б) эволюция г) классификация.
А3. Согласно представлениям К. Линнея об органическом мире, отсутствие зрения у крота есть:
а) результат неупражнения органа под влиянием условий среды;
б) акт божественного творения;
в) видоизменение органа в результате скрещивания с другими видами;
г) результат случайной мутации, приведшей к редукции глаз.
А4. Используя генетический и морфологический критерии, определите, сколько видов и особей указано в следующем списке (знак (+х) показывает, что животные могут скрещиваться и давать плодовитое потомство):
2 голубя сизых и 3 голубя породы дутыш (+х)
а) 1 вид и 5 особей в) 2 вида и 5 особей
б) 5 видов и 2 особи г) 5 видов и 5 особей.
А5. Два культурных растения ячмень и рожь имеют одинаковое число хромосом (14), но не скрещиваются. Определите количество видов и критерии, которыми надо руководствоваться:
а) один вид, морфологическим критерием;
б) два вида, физиологическим критерием;
в) один вид, генетическим критерием;
г) два вида, морфологическим критерием.
А6. В двух озерах, которые между собой не сообщаются, живут различные виды рыб: карась, плотва, язь, лещ, судак. Определите, сколько популяций рыб живет в двух озерах:
а) 1 популяция
б) 2 популяции
в) 5 популяций
в) 10 популяцийА7. Направляющий фактор эволюции по Ч. Дарвину:
а) изменчивость и наследственность в) изоляция
б) искусственный отбор г) естественный отбор.
А8. Какая птица достигнет большего эволюционного успеха, если:
а) откладывает 9 яиц, вылупляется 8 птенцов, размножаются 2;
б) откладывает 2 яйца, вылупляются 2 птенца, размножаются 2;
в) откладывает 5 яиц, вылупляются 5 птенцов, размножаются 3;
г) откладывает 7 яиц, вылупляются 5 птенцов, размножаются 4.
А9. Темные бабочки встречаются в загрязненных районах чаще, чем светлые, потому что:
а) в загрязненных районах темные бабочки скорее могут избежать нападения хищников;
б) вследствие загрязнения некоторые бабочки становятся темнее других;
в) темные бабочки более устойчивы к загрязнению;
г) в промышленных районах темные бабочки откладывают больше яиц, чем светлые.
А10. Выберите ответ, правильно отражающий систематику животногомира:
а) тип класс отряд семейство род вид;
б) тип класс порядок семейство род вид;
в) отдел класс порядок семейство род вид;
г)отдел класс отряд семейство род вид.
А11. Возникновением какой систематической категории организмов завершается процесс макроэволюции?
а) вида и рода в) семейства и порядка
б) класса и типа г) популяции.
А12. В пределах каких систематических групп происходит макроэволюция?
а) подвида в) вида
б) популяции г) рода и выше.
А13. Выберите ответ, правильно отражающий систематику растений:
а) тип класс отряд семейство род вид;
б) тип класс порядок семейство род вид;
в) отдел класс порядок семейство род вид;
г) класс отдел семейство порядок род вид
Часть В. Выберите несколько правильных ответов:
В - 1. В экосистеме широколиственного леса консументами 1 порядка являются:
А) дуб черешчатый;
Б) жук - листоед;
В) почвенные бактерии;
Г) лось;
Д) куница
Е) сойкаВ -2. Установите, в какой последовательности надо расположить звенья в пищевой цепи.
А) рачок дафния;
Б) фитопланктон;
В) выдра;
Г) уклея;
Д) щука.
Часть С. Дайте краткий свободный ответ
С – 1 Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах?
С – 4. Интенсивный выпас скота изменяет луговые и степные экосистемы, превращая их в бедные пустоши. Объясните, как это происходит
Критерии оценивания итоговой работы
Верное выполнение каждого задания части 1 (А) оценивается 1 баллом.
если в части А допущена ошибка в ответе выставляется 0 баллов
Задания части 2 (В) оцениваются от 0 до 2 баллов.
За правильное выполнение заданий В1; В2; -выставляется по 2 балла
В задании В1; В2; последовательность цифр должна соответствовать эталону ответа.
1 балл ставится в том случае, если имеется одна ошибка
0 баллов выставляется во всех других случаях.
Задание части 3(С) – (повышенного уровня) С1,С2 оцениваются
в зависимости от полноты и правильности ответа от 0 до 3 баллов.
Максимальное количество баллов за всю работу –23.
Количество набранных баллов
менее 12
12-15
16-19
20-23
отметка
2
3
4
5
Заголовок 315