Библиотечное мероприятие по произведениям С.В.Михалкова «Мои любимые детские книжки
Библиотечное мероприятиепо произведениям С.В.Михалкова«Мои любимые детские книжки»Цель мероприятия: познакомить учащихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания.Оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация слайдов.Оформление: Выставка книг С.В.Михалкова. Его портрет и фотографии. Аудиозапись «Песенки друзей», название станций, кроссворд.Ход мероприятия:
1.Вступительное слово библиотекаря: Дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по страницам детских книг С.В.Михалкова. Чтобы стать героем, Нужно быть отважным, Честным в деле каждом, Скромным в слове каждом. Слабому - опорой В поединке смелым, Преданным народу. Мыслями и делом.
Слайд 1. Добрый день ребята! Надеюсь, что сегодня день будет не только добрым, но и весёлым, потому что мы его проведём в компании весёлых друзей – героев произведений С.В.Михалкова.Многим из вас хорошо известны стихи Михалкова, а некоторые может, только сегодня познакомятся с его творчеством. Михалков не только известный детский писатель и поэт. Он автор пьес, сценариев, басен, переводов. А еще он создал текст гимна России.Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. Так что его произведения читали еще ваши дедушки и бабушки. Сегодня мы отправимся в путешествие в поэтический мир С.Михалкова. А путешествовать мы будем на волшебном паровозике. И чтоб было веселее в пути, для вас звучит песенка. Узнаете её?Правильно, это «Песенка друзей».
Остановка «Дворик». Наше детство проходит во дворах, где часто слышны споры и смех, игры и считалки. Вот одну из считалок, написанную Михалковым, попробуйте продолжить:Слайд 2.Вы послушайте, ребята Я хочу вам рассказать:Родились у нас котята –Их по счету (ровно пять ) Мы решали, мы гадалиКак же нам котят назвать?Наконец, мы их назвали
( Раз, два, три, четыре, пять.)Слайд 3А теперь давайте вспомним стихотворение «А что у вас?». В нём Михалков точно подметил как дети умеют помечтать, повздорить, при случае, маленько, прихвастнуть.Слайд 4.Дело было вечером, Делать было нечего.Кто из вас вспомнит, чем же хвастались ребята, сидевшие «без дела»
А у нас водопровод.А у меня в кармане гвоздьА у нас сегодня гость.А у нас сегодня кошкаРодила вчера котят.
А у нас в квартире газ. А у нас водопровод.
А из нашего окошка Площадь Красная виднаНам купили синий-синий, Слайд 5.Презелёный красный шар.Мамы каких профессий упоминаются в этом стихотворении (лётчик, милиционер, инженер, повар, вагоновожатый, портниха, доктор, учительница)Звучит второй куплет песни.2.Отправляемся дальше.
Следующая остановка «Школа».Послушайте весёлое стихотворение «Азбука»Что случилось? Что случилось?
Потеряла буква ЮС печки азбука свалилась!
Перекладинку свою!Больно вывихнула ножку
Очутившись на полу,
Поломало хвостик У!Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть её никак!Прописная буква М,
Г ударилась немножко, Ж рассыпалась совсем!
Букву Р перевернуло –Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась –Превратилась в букву О.Буква А, когда очнулась,Не узнала никого!
А теперь попробуйте ответить из какого стихотворения эти строчки:Писать красиво нелегко: «Даёт корова молоко»
За буквой буква, К слогу слог.Ну, хоть бы кто-нибудь помог! («Чистописание») Слайд 7. Я вхожу один из первых В медицинский кабинет У меня стальные нервы Или вовсе нервов нет! ( «Прививка») Слайд 8. Михалков написал много стихов о ваших сверстниках. Я напомню вам отрывки из нескольких произведений писателя. Вспомните, как называется стихотворение о мальчике, который не хотел идти в школу и поэтомусделал следующее: Слайд 9.Я быстро градусник беруИ меж ладоней долго тру,Я на него дышу, дышу.И про себя прошу, прошу:Родная миленькая ртуть,Ну, поднимись еще чуть-чуть! («36,5») Что вы можете сказать о таких учениках? ( Они трусливы, не хотят учиться, ссылаются на болезнь). А вот стихотворение о другом мальчугане:Я не знаю, как мне быть –Начал старшим я грубить. До того я распустился,Что грублю я всем вокруг. Слайд 10.Говорят от рук отбилсяОт каких, скажите, рук?! («Лапуся»)О каком лекарстве идёт речь в следующих строчках:Появись лекарство это,Я купил бы два пакета,Нет, не два, а целых три,Нужно, что ни говори!..(«Чудесные таблетки от лени») О каком заболевании идёт речь:У меня печальный вид – Голова моя болит,Я чихаю, я охрип Слайд 11.Что такое? Это (грипп) Это стихотворение у поэта родилось так. Как-то Михалков заболел, никакие микстуры, и порошки ему не помогали. Наконец, болеть ему надоело. Он придвинул стол для газет и начал набрасывать строчки:Не румяный гриб в лесу,А поганый грипп в носу! А теперь мне хочется поговорить с вами о двух проказниках-щенках. Послушайте отрывки из стихотворений и вспомните их название:Я сегодня сбилась с ног У меня пропал щенок. Два часа его звала. Два часа его ждала. («Мой щенок»)На дверях висел замок. Слайд 12.Взаперти сидел щенок.Все ушли и одного в доме заперли его. («Трезор») И что же натворили каждый из этих щенков:Утром всех разбудил, утащил одеяло, порвал папины стихи, залез в клей, в кладовке перевернул жбан с мёдом и его покусали пчёлы. Девочка его лечила.Порвал кукле платье, зайцу вырвал клок, уволок туфли, кота загнал, в уголь залез, а потом опрокинул кувшин. Его отмывали. Продолжим наше путешествие. ( Звучит III куплет «Песенки друзей» ).Остановка «Фронтовая». В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Ему приходилось писать очерки и заметки, стихи и юмористические рассказы. А для детей Михалков в это время не писал. В первый год войны у Михалкова родились такие строки:Но никогда такой народ, Как русский наш народ,Не упадёт и не умрётИ в рабство не пойдёт!Оказался ли прав Михалков? Почему? Пора в путь. (Звучит аудиозапись IV куплета ) Остановка «Лесная». Послушайте стихотворение «Прогулка».Мы приехали на речку Тут сидят и там сидят:Воскресенье провести Загорают и едятА свободного местечка Отдыхают, как хотятВозле речки не найти! Сотни взрослых и ребят. Мы по бережку пошли И поляночку нашли.Но на солнечной полянкеТут и там пустые банки.И, как будто нам назло.Даже битое стекло! Мы по бережку пошли Место новое нашли и т.д.Мы приехали на речкуПонедельник провести,Только чистого местечкаВозле речки не найти. Эти «любители природы», сокрушались по поводу непорядочности других, а сами после себя оставили гору мусора. Михалков написал много пьес для детей, такие как «Знайка-Зазнайка», «Три поросёнка». Но было бы неполно, говоря о творчестве Михалкова, не сказать о его стихах про дядю Стёпу. В этом произведении Михалков просто, весело и увлекательно рассказывает о мужестве и благородстве людей. Это сказка-быль. А есть ли продолжение у дяди Стёпы? («Дядя Стёпа – милиционер», «Дядя Стёпа и Егор», «Дядя Стёпа - ветеран»). Слайд 13. Слайд 14. Слайд 15.Впервые стихи про Дядю Стёпу были напечатаны в журнале «Пионер». А было это так. В 1935 году в редакцию журнала пришёл худощавый молодой человек, волнуясь, сказал: «Я принёс стихи?». Редактор начал читать о том, как В доме восемь Слайд 16. Дробь один Жил высокий гражданин По фамилии Степанов И по имени Степан.
Редактор оторвавшись от листка, посмотрел на автора, и так как перед ним стоял достаточно высокий гражданин, то редактор решил, что он написал стихи про себя самого и спросил: «Ваша фамилия Степанов?» Но автор ответил «Михалков, Серёжа». Дочитав стихотворение, редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь художник не успеет сделать иллюстрации» и тут же добавил: « Не нужен художник. Нам нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем Вас. Вы вылитый «дядя Стёпа». И потом многие думали, что дядя Стёпа и Михалков это одно и то же лицо. А теперь попробуйте ответить на вопросы викторины:1.В одном переулке Слайд 17. Стояли дома В одном из домов Жил упрямый (Фома)2. Как зовут мальчика, о котором говорится в следующих строчках: Это кто накрыт в кровати Одеялами на вате? Кто лежит на 3-х подушках Слайд 18. Перед столиком с едой? «Мимоза» 3. Один из видов транспорта, упоминаемый в стихотворении «От кареты до ракеты». (Самолёт). 4. Какую фамилию носит дядя Стёпа? (Степанов)5. Он с кокардой на фуражке, Он в шинели под ремнём, Слайд 19. Герб страны блестит на пряжке – Отразилось солнце в нём! (Дядя Стёпа)6. Кем служил сын дяди Стёпы - Егор, в каком звании? (майор) Сильный, смелый и серьёзный Он достиг своей мечты Слайд 20. В изученье дали звёздной В покоренье высоты. 7. Хозяйка однажды с базара пришла. Хозяйка с базара домой принесла. ( Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свёклу)ІІІ. Заключительная часть библиотечного урока.Подведение итогов. Слайд 21. Вот и подошло время прощаться. На библиотечном уроке, посвящённом творчеству С.В.Михалкова, мы познакомились лишь с маленькой частичкой его произведений. Если захотите познакомиться подробнее с его стихами, то возьмите ещё раз в руки книги С.В.Михалкова и повстречайтесь с любимыми героями.За участие в Великой Отечественной войне, где был военным корреспондентом, С. Михалков награжден орденами “Красной звезды”, “Боевого красного знамени” и медалями. Несмотря на многообразие творческих интересов, сам Михалков главным делом своей жизни считал поэзию для детей.
15