Воздействие совр.мультипликационных фильмов на речь школьников


Тема исследования: Воздействие современных мультипликационных фильмовна разговорную речь учащихсяМожно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, он богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке и бедном языке. А.Н.Толстой. А Н Н О Т А Ц И Я Актуальность выбранной темы продиктована временем. В среде моих сверстников заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски (жаргонизмов, просторечий), что ведет к снижению уровня языковой компетенции русского языка, к обеднению индивидуального словаря, к расшатыванию литературных норм языка.Цель: выявить характер воздействия современных мультфильмов на разговорную речь учащихся.Задачи:разработка и анализ анкет;изучить литературу по теме исследования;собрать фактический материал;определить качественный состав лексики современных мультфильмов с точки зрения употребления слов сниженной стилистической окраски героями исследуемых мультфильмов;выявить, какие стилистически ограниченные лексические единицы заимствуют школьники из лексики мультипликационных фильмов.Новизна работы определяется тем, что представлена попытка проанализировать в сопоставительном плане современных мультфильмов с точки зрения негативного влияния лексики, используемой героями исследуемых мультфильмов.Гипотеза: словарный запас школьников «обогащается» за счет лексики мультфильмов, в том числе ограниченной в употреблении, и негативно влияет на разговорную речь.Методы исследования: аналитический, сопоставительный, метод систематизации, обобщение, мониторинг вещания телекомпаний, анкетирование. Этапы исследования: 1 этап – анализ литературы по теме исследования. 2 этап – разработка анкеты и реализация ее на практике. 3 этап – анализ результатов исследования. 4 этап – оформление работы.  Понятие речи Речь – это деятельность, в которой человек пользуется языком в целях общения с другими людьми. Каждый человек по-своему осуществляет это общение, но при помощи языковых средств. Язык представляет систему этих средств. Язык усваивается человеком в готовом виде. правила, которые делают речь правильной с точки зрения лексики, фонетики, орфоэпии, грамматики, отсутствия неточных, неправильных и ненужных слов, слов-паразитов;правила речи, благодаря которым она без искажения доходит до сознания слушателей. Сюда относятся такие качества речи, как содержательность, ясность, выразительность, образность, понятность, эмоциональность, убедительность. Чтобы речь была надежным средством общения, она должна отвечать определенным правилам. Эти правила можно разделить на две группы: Факторы, влияющие на развитие речи школьников, можно отнести:речевое общение со взрослыми;речевое общение со сверстниками;обучение в школе;образцовая речь учителя;чтение художественной литературы;работа с научной литературой;уроки развития речи;СМИ (телевидение, радио, газеты);интернет. Лексика русского языка:Общеупотребительная Ограниченная сферой Вода, земля, употреблениявоздух, красный, идти… Репа(голова), хлебало(рот) Разговорная лексика -это слова, которые употребляются в повседневной, обиходной речи, они неуместны в книжной и письменной речи. Например: осел, козел (в значении-человек), крутой бакс… Слова просторечные Еще большую сниженность, по сравнению с разговорной лексикой, имеют слова просторечные, характеризующиеся упрощенностью, грубоватостью и служащие обычно для выражения резких, отрицательных оценок. Просторечные слова выходят за рамки литературного языка, часто нежелательны даже в обычной беседе. Например: болван, жулик, тусовка, придурок, бестолочь, гнида… Жаргон социальная разновидность речи, используемая узким кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе.Например: общага, круто, тупица,подонок, надерем задницу, отвали, клева… Способы и приемы, используемые при исследованииАнкетированиеПросмотр мультфильмов Выделение слов со сниженной стилистической окраской В ходе проведенного исследования было взято 10 зарубежных и 10 российских современных мультипликационных фильмов. Смысловые единицы в данном исследовании – слова с ярко выраженной стилистической окраской. Для того чтобы выяснить, как влияют мультфильмы на формирования словарного запаса школьников и на разговорную речь было проведено анкетирование среди учащихся 5-9 классов ОСШ имени К.Байсеитовой. Анализ лексики просмотренных мультипликационных фильмов показал, что на ряду с нейтральной (межстилевой) употребляется стилистически сниженная лексика, ограниченная в употреблении. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Название м/фТелеканалЛексикаСкуби-ду REN TVПридурок, тупица, кретин, фигняДисней клуб 1 Канал Классно, прикольно СимпсоныBoomerangХиппи, дурак, идиот, жулик, урод, оборванец, придурок. ХитклифCartoonnetworkИдиот, надерем задницу, паршивый котУлетный трипСТССтерва, «козел», извращенец, «голубой»Мадагаскар1 КаналТусовка, забегаловка, придурок, классЛедниковый период 1 КаналНедоумок, тупица, класс Побег из курятникаТНТКлево, больной, бестолочь Шрек 1 КаналНе смеши мои подковы, осел, тупица НарутоTiji гнида, падло, скотинаСтилистически ограниченная в употреблении лексика(зарубежные мультфильмы) {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}СловоЛексическое значениеСтилистическая пометаДуракглупый человекРазговорное  Телекто же, что и телевизорРазговорное  Больнойс больной головы на здоровую Бранное Стерваподлый человек, негодяйРазговорное  Голубойв значении «гей»  ПросторечноеМордато же, что и лицоРазговорное  Жуликвор, мошенник  ПросторечноеТусовка собираться вместе для общения, совместного время провождения Разговорное,  ПросторечноеБестолочьбестолковый человек Бранное Дуралей дурачок, дурашка, глупый Разговорное, пренебрежительное   Кретинчеловек, страдающий кретизмом, то же, что идиотРазговорное, просторечное,  Грубо просторечноеОлухглупый, неприметный человекРазговорноеБранное  Подонокдурак Разговорное Бранное  Гнида ничтожный, подлый человек, вызывающий презрениеРазговорное Бранное  Недоумок  глуповатый человек, плохо соображающий человекРазговорное Бранное Просторечное Лексическое значение слов,употребляемых в мультипликационных фильмах              Дорогой друг! В школе проводится исследование культуры речи школьников. Искренне и полно ответив на предложенные вопросы, ты окажешь большую помощь в решении этой проблемы. Анкета анонимна, подписываться не нужно. Заранее благодарим за ответы!Любите ли Вы смотреть мультфильмы?Люблю Не очень люблю Не люблю Как часто вы смотрите мультфильмы?Несколько раз в день Раз в день Раз в неделю ДругоеНа каком телевизионном канале Вы предпочитаете смотреть мультфильмы?Первый канал «Евразия» «Балапан»НТВ 31 каналТНТ ДругоеКакие мультфильмы Вы предпочитаете?Зарубежные Российские Отечественные Какие мультфильмы (названия) Вам нравятся?Что Вам нравится в мультфильмах?Какие слова и выражения из мультфильмов Вами запоминаются?Употребляете ли Вы их в своей речи?Да Иногда НетКакие слова и в каких случаях Вы употребляете?Слышите ли Вы их в речи своих родителей?Да Иногда НетЧем вы предпочитаете заниматься в свободное время?Смотреть мультики Читать книги Другое АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Вопрос 1: любите ли вы смотреть мультфильмы?Вопрос 4: какие мультфильмы вы предпочитаете смотреть?Люблю не очень люблю не люблюзарубежные российские отечественныеВопрос 8: употребляете ли вы в своей речислова и выражения из мультфильмов?Вопрос 9: слышите ли вы слова и выражения из мультфильмов в речи своих родителей? Результаты исследования Наряду с книжной и нейтральной употребляется стилистически сниженная лексика, ограниченная в употреблении.Стилистически сниженная лексика употребляется исключительно в мультипликационных фильмах зарубежного производства В мультфильмах советского периода, таких как «Каштанка», «Конек-горбунок», «Приключения кота Леопольда», «Ну, погоди» и др., таких слов не выявлено. Анкетирование учащихся показало, что большинство школьников 5-9 классов смотрят мультипликационные фильмы (85%). Почти большинство обучающихся предпочитают смотреть мультипликационные фильмы зарубежного (75%) и российского (20%) производства, 10% учащихся не очень любят мультики, 5% не понимают русского языка и смотрят только сюжеты картин, 15% читают книги и занимаются другими делами. Почему ребятам так нравятся зарубежные и российские мультфильмы? яркие, красочные, «прикольные» спецэффекты сюжеты с драками «крутые» слова, ругательства Анализ ТВ - программ65 % мультфильмов, идущих на телеканалах, - это мультфильмы зарубежного производства, а только 35% - российской и 1% казахстанской киноиндустрии. ! Как правило, практически все зарубежные мультфильмы не ориентированны и не адоптированы к менталитету нашего народа, а зачастую элементарно пошлы и вульгарны А ты употребляешь такие слова?Подражая героям мультфильмов, учащиеся (а не редко и детсадовцы) в своей речи начинают употреблять так называемые «крутые» слова: кретин, тупица, болван, идиот, недоумок, больной и т.п., и используют их в качестве обращений и личностных характеристик. А это 60% от числа опрошенных! Роль родителейВлияние родителей тоже велико! 25% учеников слышат ругательные слова и выражения от мам и пап.70% не слышат таких слов от родителей и пополняют свой словарный запас бранной лексикой мультипликационных героев. Подведем итогиЛексика, ограниченная в употреблении, чаще всего встречается в мультфильмах зарубежного и постсоветского производства.Учащиеся отдают предпочтение просмотру мультфильмов зарубежного производства и заимствуют из них слова со сниженной стилистической окраской.Слова, стилистически ограниченные в употреблении, звучат в обыденной речи школьников; употребляются ими в качестве обращений, личностных характеристик.«Пополняют» свой словарь за счет родителей, так как они используют в своей речи стилистически сниженную лексику. Стилистически ограниченная лексика, употребляемая в мультипликационных фильмах, популярна среди учащихся и оказывает негативное воздействие на формирование словарного запаса школьников культуру их речи. Мои пожеланияИсключите из просмотра те передачи и мультфильмы, которые негативно влияют на вашу речь.Как можно чаще смотрите канал «Культура», там очень интересные и познавательные передачи.Следите за своей речью, развивайте ее, т.е. читайте хорошие книги!Как говорил кот Леопольд: « Давайте жить дружно!»… в мире слов. за внимание!