Краеведческая исследовательская работа: «Они сражались за Родину! Помним и гордимся!…».


Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №16 села Томузловского»
Краеведческая исследовательская работа
«Они сражались за Родину! Помним и гордимся!...». Выполнила ученица 6Б класса
Беднякова Дарья
Руководитель: учитель биологии
Барсукова Марина
Владимировна


2015г
Оглавление
Аннотация …………………………………..2 стр.
Актуальность и важность………………………..4стр.
Они сражались за Родину! Помним и гордимся!...5стр.
Проведение анкетирования…………………….7стр.
Беседа с ветеранами………………………8стр.
Мы помним тех, кого уже нет рядом с нами, но их имена остануться в наших сердцах………………………………………9 стр.
6.Заключение …………………………………..10стр.
7.Список литературы………………………………11стр.
Приложение...…….….……12стр.

Аннотация
Авторы работы: Беднякова Дарья - ученица 6Б класса.
Руководитель: Барсукова Марина Владимировна, учитель химии- биологии.
Название исследовательской работы: «Они сражались за Родину! Помним и гордимся!...».Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №16 села Томузловского Буденновского района» Ставропольского края
Вид работы: краеведческая исследовательская работа
Используемые медиаресурсы: текстовый редактор Word, ресурсы сети Интернет, авторская презентация, созданная в среде Power Point.
Цель работы: изучить жизнь ветеранов и доказать, что каждый участник Великой Отечественной войны внёс личный вклад в общую победу, а значит, никто не должен быть забыт.  
Задачи:
1. изучить литературу о Великой Отечественной войне;
собрать материал о ветеранах войны, живущем в нашем селе;раскрыть сущность и важность изучаемого вопроса;
на основе анализа воспоминаний ветеранов, составить историю их жизни;
на примере жизни ветеранов войны, усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения;
провести анкетирование, опрос учащихся.
Гипотеза: выяснив жизнь ветеранов, мы узнаем больше о годах Великой Отечественной войны.
Методы исследования: анкетирование, реферирование, интервьюирование.
Необходимое оборудование: фотоаппарат, персональный компьютер, принтер, бумага, доступ к ресурсам сети Интернет.

1.Актуальность и важность
Прошёл 71 год со дня окончания Великой Отечественной войны. Драматической страницей вошла в нашу историю эта война. Тема «Они сражались за Родину! Помним и гордимся!...» актуальна, так как важно сохранить для потомков события Великой Победы, боль и страдания, которые принесли с собой. Наша страна ежегодно чествует ветеранов Великой Отечественной войны. Но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывались из отдельных личностей. И каждая отдельная история личности интересна и важна. Ведь вся сила народа в его прошлом. А какое значение имеет наша Победа для молодых людей? Что мы знаем о тех военных годах? С такими вопросами мы обратились к учащимся нашей школы. Ответы были получены разные: кто-то совсем не интересуется темой войны, а большинство учащихся понимают значение нашей Победы, так как хорошо представляют, что нам угрожало. Под угрозу было поставлено всё: земля, на которой мы живём, существование народов нашей страны, наши традиции, культура. Мы, школьники, знаем об этой страшной войне из учебников, из художественных фильмов.
Война длилась четыре долгих года и отозвалась глубокой болью в сердце многострадального народа, она отняла многие тысячи молодых жизней, опустошила души оставшихся в живых, осиротила матерей, жён и детей. Боль тех, чьи родные и близкие, павшие в боях, уже никогда не вернутся домой, не утихнет никогда. Занимаясь в краеведческом кружке «Родная сторона», мы ставим перед собой задачи - изучения жизни замечательных людей нашего села. И в преддверии юбилея Великой Победы, объектом исследования стало изучение биографии ветеранов Великой Отечественной войны.
Мы поставили перед собой цель: изучить жизнь ветеранов и доказать, что каждый участник Великой Отечественной войны внёс личный вклад в общую победу, а значит, никто не должен быть забыт.  
Для достижения цели мы поставили  задачи:
1.изучить литературу о Великой Отечественной войне;
2.собрать материал о ветеранах войны, живущем в нашем селе;3.раскрыть сущность и важность изучаемого вопроса;
4.на основе анализа воспоминаний ветерана, составить историю его жизни;
5.на примере жизни ветеранов войны, усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения;
6.провести анкетирование, опрос учащихся.
Методы исследования: систематизация и обобщение рассказа ветеранов о войне, анализ семейных фото и документальных источников.
При работе над исследованием, большую ценность оказала встреча с ветераном  Домниным Павлом Васильевичем и Поделякиным Иваном Сергеевичем.  (Приложение1,2)
2. Они сражались за Родину! Помним и гордимся!
Война…в этом слове боль и страдания, ужас в глазах матерей и плач ребенка, последний стон солдата, скорбь в глазах стариков. Война – это гнев, страх, смерть и горе. Война обрушилась на нашу страну всей тяжестью боли, слез, мучений. Никогда не забудут советские люди те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года. Когда московское радио прервало свои передачи и все услышали правительственное сообщение: «Среди ночи без объявления войны фашистские войска внезапно вторглись в пределы нашей страны». Уверенность в победе, решительные действия дать отпор врагу, овладели советскими людьми. Весь народ поднялся на борьбу, развёртывалось партизанское движение, безграничная любовь к родине и высокий патриотический порыв вылились в массовое движение за создание народного ополчения . Гитлеровцы считали, что только они способны спасти мир и всю мировую цивилизацию. Но надо понять трудящихся других стран, которые верили в прочность Советского Союза и считали, что Советский Союз – единственная сила, способная остановить гитлеровскую тиранию. С первых дней многие пошли на поддержку советских людей. Следует признать, что начало войны для советских людей было очень тяжёлым, наши войска оказались в невыгодном положении. Первые, принявшие на себя удар пограничники, проявили стойкость и мужество.
Великая Отечественная война явилась небывалым по всей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза, самой суровой проверкой боевых качеств Советской Армии и Военно-Морского Флота. Все народы СССР самоотверженно защищали свой общий дом, свою родину от нашествия гитлеровской Германии. Советский народ и его Вооружённые Силы выполняли также нелёгкую, но благородную миссию освобождения народов Европы от фашистского порабощения.
Нет села, нет семьи на территории Ставропольского края, которых бы не коснулась Великая Отечественная война страшным известием о гибели родных, близких, друзей, товарищей.
Томузловская земля свято чтит память о них: установлен обелиск, памяти погибшим землякам, создан музей села Томузловского и комната боевой славы в МОУСОШ №16.( Приложение 3,4)
Война прошла через судьбы всех народов Советского Союза. Тяжелым временем легли 1418 огненных дней и ночей битвы с фашизмом и на плечи жителей села Томузловского.
Идут годы, сменяются десятилетия, и многое из того, что у нас превозносилось как славные деяния, которые проживут века, померкло, но этому подвигу – подвигу народа в Отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории. Всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной остаётся среди нас. Миллионы ушли, не ощутив даже малой заботы о себе. В начале и взять было неоткуда – полстраны разрушено, а потом за гигантскими нашими планами – всё не до них было; не до них – постепенно старящихся, теряющих здоровье и силы, и до сих пор не до них.
На современном историческом этапе заключается в новых взглядах события Великой Отечественной войны, а именно уточнение многих деталей боевых и трудовых подвигов народа. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне. Вот и в нашем селе в живых остались ветераны Великой Отечественной войны Домнин Павел Васильевич и Поделякин Иван Сергеевич и именно о них, о их нелегкой судьбе я хотела рассказать подрастающему поколению.
3. Анкетирование (приложение 4,5)
Я провела анкетирование среди учащихся 1-11 классов.
Вопросы.
Знаете ли вы что такое Великая Отечественная война?
Есть ли в вашей семье те, кто прошёл эти страшные годы войны?
Знаете ли вы ветеранов нашего села?
Знаете ли вы ветерана, который живёт среди нас?
И вот результат.
-4006851612902665095160655

-4006852698752665095267335
Таким образом, выяснилось, что не все дети знают, что такое Великая Отечественная война и, конечно, её ветеранов. Поэтому я решила рассказать всем детям о наших ветеранах.
4.Беседы с ветеранами.
Мы назначили определённый день для визита к Домнину Павлу Васильевичу и Поделякину Ивану Сергеевичу. В эти дни мы с ними побеседовали, и они рассказали нам много интересного из своей жизни.
Родился Домнин Павел Васильевич 16 июня 1927г., в деревне Коврижново Кириловского района, Вологодской области. На войну был призван 15 ноября 1944 года Кириловским РВК. Служил рядовым прожектористом в 17 прожекторном батальоне на Забайкальском фронте, ранений не было.
-Расскажите, как строилась противовоздушная оборона? - Очень важная задача стояла перед нашими войсками. Легко ли это было сделать или тяжело? Допустим, обстановка на фронтах одна, а внутри положение наших войск совсем другое. Основные бомбардировки шли ночью, днем только разведывательные вылеты были, а что это значит? Что прожектора нужны! Устанавливали их на крышах зданий, подбирали здания с прочной крышей, бетонной и ставили туда. Малокалиберную зенитную артиллерию и пулеметы, кстати, тоже на крыши ставили.
-В чем заключалась ваша роль на прожекторной станции? - У меня была позиция сопровождающего, как только на переднем крае заработали прожектора - я уже жду, сейчас прилетит, значит. Место соединения со звукоулавливателем - это целая система, прожзвук называется. После передачи самолета в зону истребительной авиации роль прожектора-искателя заканчивается, там уже работают прожектора-сопровождающие, которые не дают ему вырваться.
- На какую высоту бьет луч прожектора? - На 5-6 тысяч метров при идеальных условиях. Тут все зависит от погоды: влажность, туман, облачность - высота луча уменьшается, рассеиваемость растет, хуже всего пробивается туман.
-Как осуществлялся зачет сбитых самолетов? - Я точно не знаю, там много хитростей. То, что у нас считали - это одно, немцы совсем по-другому считали. У нас подтверждение было обязательно от наземных служб. Как они считали - я не знаю. - А когда вы демобилизовались и какими наградами награждены ? - Демобилизовался 18 апреля 1951года. Награжден медалью «За победу над Германией», медалью «За победу над Японией»
5.Поделякин Иван Сергеевич родился в 1927 году в селе Томузловском Буденновского района Ставропольского края, окончил 6 классов, на войну призвали 29 ноября 1944года Буденновский РВК, служил в составе 262 стрелкового полка Забайкальского округа с августа по сентябрь 1945года. - Расскажите пожалуйста немного о войне - «В первой половине августа,  на нашем участке фронта обстановка резко обострилась. Фашистская авиация беспрерывно бомбила наши боевые порядки, артиллерия тоже вела по нам интенсивный и точный огонь. Внезапности, на которую мы надеялись, не получилось. Противник открыл огонь из всех видов оружия, а вскоре появились немецкие самолеты, стали бомбить и поливать нас огнем из пулемётов. По цепи был получен приказ: «Занять оборону». Атака не получилась, бой шел до конца дня.. Всю ночь мы оборудовали окопы. Земля была сухая и твердая, как камень, к утру наши руки были в кровавых мозолях. Жара была страшная, а отходить было нельзя. Надо было выстоять. Потери были большие. 17 августа, с наступлением темноты, мы получил приказ: «Держаться до последнего!», а утром противник перешел в наступление по всему фронту. На оборонительные позиции нашего полка обрушились почти полк пехоты и 30 танков. Мы приняли бой, но оказались в окружении, в тот день бойцы отразили шесть яростных атак. Неравная схватка продолжалась и на следующий день. Мы всё-таки сумели выстоять, прорваться через кольцо окружения и выйти к своим».
- А когда вы демобилизовались и какими наградами награждены ? - Демобилизовался 8 апреля 1951года. Был награжден медалью «За победу над Японией» и орденом «Отечественной войны II степени».
5. Мы помним тех, кого уже нет рядом с нами, но их имена остануться в наших сердцах.
В своей работе я решила рассказать о тех немногих людях, которые своей жизнью прославили свое родное село Томузловское задолго до Великой Отечественной войны и мне хотелось бы, чтобы наше поколение помнило этих людей и их заслуги и гордились своими земляками.
Фрол Ефремович Савельев, участник восстания матросов легендарного
«Потемкина» в 1905 г.
На сессии Томузловского сельского Совета было предложено переименовать одну из улиц села Томузловского в улицу Ф. Савельева. Это произошло примерно в 1977 – 1979 гг.
Максимов Максим Михайлович.
Родился в 1882 году в селе Томузловском. Отец семерых детей: четырех сыновей и трех дочерей. Всю жизнь носил бороду, которая спасла ему жизнь. Односельчане звали его «дед Матрос». В честь деда называют внуков и правнуков и бережно хранят память о нем.
приложение 9
5.Заключение.
Выбранная нами тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, мы сделали вывод о том, что память остается жива, по сей день. Поставленная цель - изучение жизни знаменитых людей моей малой Родины достигнута. Результаты исследования были обработаны и рекомендованы для проведения уроков мужества. Данная работа имеет продолжение, т.е. мы будем описывать историю жизни других жителей нашего родного села.
Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о людях которые прославили нашу Родину, ветеранов погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение. По словам Павла Васильевича и Ивана Сергеевича, война оставила глубокий след в их душе, подорвала их здоровье. Она научила их по-настоящему ценить жизнь, дружбу, сделала их волевыми людьми, серьезными, и ответственными.
При сборе материала, при беседе с ветеранами я переживала страх, грусть за тех, кто погиб на войне и не вернулся к родным. При записи их воспоминаний хотелось заплакать от гордости за них, за то, что у нас счастливое детство.
Молодое поколение должно поимённо знать всех знаменитых жителей своего села, участников Великой Отечественной войны нашего села, уважать их.
Память об этом удивительных, честных, героических людях мы должны сохранить на всю свою жизнь и передать будущему поколению. Павел Васильевич и Иван Сергеевич всегда будут примером для всех. Мы гордимся ими! И, конечно, гордимся этой Великой Победой!
6.Список литературы.
Архивные документы и фотоматериалы ветерана ВОВ.
Великая Отечественная война. Цифры и факты. Под редакцией Г.Ф.Кривошеева. М., «Просвещение», 1995 год. Стр.5-6.
Г.К.Жуков. Книга «Воспоминания и размышления».
История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.М., 1960.Т.1. Стр.352 -353.
Минасян М.М. и др. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. Военное изд-во Министерства обороны СССР, М., 1965 год. Стр.69.
Приложение
приложение 1
приложение 2
приложение 3
приложение 4
приложение 5
приложение 6