Ваступление на тему Ресурсы информационно — компьютерных технологоий в работе учителя — логопеда.


РЕСУРСЫ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА (Слайд № 1)
Если мы будем учить сегодня так, как мы
учили вчера, мы украдём у детей завтра.
Джон Дьюи (Слайд № 2)
В век информационных технологий использование компьютера на логопедических занятиях расширяет возможности учителя – логопеда, (Слайд № 3) позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями и значительно повысить эффективность коррекционной работы.
Я, как и многие учителя – логопеды, при использовании компьютерных технологий стараюсь организовать свои занятия так, чтобы они были более насыщенными, интересными, разнообразными. Поэтому, применяя технические средства обучения, ставлю перед собой следующую цель: (Слайд № 4) создание у детей более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к логопедическим занятиям, а следовательно, достижения положительных результатов в более короткие сроки.
Применение компьютерной техники и информационных технологий в рамках логопедических занятий позволяет решить следующие задачи: (Слайд № 5)
-развитие психических процессов: памяти, внимания,
мышления, воображения;
- развитие познавательной активности;
- обогащение словарного запаса;
- развитие коммуникативных навыков;
-развитие мелкой моторики.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерной технологии встраивается мною в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.
Применение специализированных компьютерных программ на индивидуальных логопедических занятиях также повышает эффективность коррекционной работы. Вместе с тем, необходимо отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, занимая лишь часть учебного времени.
В педагогической практике я активно использую (Слайд № 6) компьютерную логопедическую коррекционную программу «Игры для Тигры», (Слайд № 7) диски «Баба - Яга учится читать», (Слайд № 8)
логопедический тренажёр «Дельфа – 142».
(Слайд № 9) Программа «Игры для Тигры» позволяет эффективно работать над формированием просодических (Слайд № 10) компонентов речи, правильного произношения звуков (Слайд № 11), фонематических процессов (Слайд № 12), лексико-грамматических средств языка (Слайд № 13). "Замечательные рисунки, (Слайд № 14) объемное изображение, (Слайд № 15) звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, (Слайд № 16) игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок (Слайд № 17) - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям". [3] Применение программы "Игры для Тигры" (Слайд №18), способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. Используя более 50 игр и упражнений, объединенных в четыре тематических блока (Слайд № 19), я охватываю основные направления коррекционной работы: "Просодика", "Звукопроизношение", "Фонематика", "Лексика".
Игра «Баба-Яга учится читать» (Слайд № 20) одинаково подходит для детей, знающих и незнающих буквы, (Слайд № 21) так как есть «Букварик», где мы слушаем стихи про каждую букву алфавита и закрепляем их зрительные образы. (Слайд № 22) Есть и «Слогарик», в котором упражняемся в составлении слогов. Работа с этой программой эффективна как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Основной целью создания компьютерного тренажера «Дэльфа-142» (Слайд № 23) является дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на логопедических занятиях". Тренажер успешно используется в системе упражнений по формированию устной и письменной речи обучающихся (Слайд № 24) с ограниченными возможностями здоровья: детей с тяжелыми нарушениями речи, слабослышащих детей, умственно отсталых детей. Тренажер также может быть использован при обучении грамоте нормально развивающихся детей в дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях". [4] (Слайд № 25) С помощью логопедического тренажера «Дэльфа-142» на занятиях я решаю следующие задачи:
-корригирую речевое дыхание и силу голоса;
-работаю над звукобуквенным составом слова, над слоговой структурой слова;
-отрабатываю дифференциацию согласных по твердости-мягкости, глухости - звонкости; (Слайд № 26)
- провожу работу по обучению грамоте; (Слайд № 27)
-формирую и развиваю навык чтения; (Слайд № 28)
-формирую (Слайд № 29) лексико-грамматическую сторону речи,
расширяю словарный запас;
-работаю над морфологическим значением слова; (Слайд № 30)
-работаю над построением плана речевого высказывания; (Слайд № 31)
-развиваю связную монологическою речь и т.д.
Используя тренажер, я вношу игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, могу многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал. Включая различный стимульный материал, — картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь, я могу работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика. (Слайд № 32) Одновременно с логопедической работой осуществляю коррекцию восприятия, внимания, памяти ученика.
Занятия, которые проводятся с использованием компьютерных программ, мною тщательно планируются. На определенном этапе коррекционной работы доля времени, приходящаяся на работу с компьютером, может увеличиваться или уменьшаться. Сначала, при знакомстве с новым материалом, когда львиная доля времени отводится на объяснение и на формирование операциональной основы навыка, компьютер может выступать как элемент первичного закрепления языкового материала на специально отобранном материале, а также как способ поощрения за хорошую работу. Постепенно, упражнениям с компьютером отводится все больше времени, вплоть до полномасштабного индивидуального занятия (15 минут).
При планировании коррекционного занятия с использованием ИКТ я учитываю и отражаю наличие следующих компонентов: (Слайд № 33)
- четкость постановки учебных целей и задач;
- способ и качество оценки выполненной ребенком работы;
- включение в занятие элементов игры в соответствии с личностными особенностями ученика и его психоэмоциональным уровнем развития;
-приемы обеспечения положительного эмоционального настроя ученика.
Проведение коррекционно – развивающей работы с использованием ИКТ повысило речевой мониторинг детей - логопатов. Заметно сократилось число воспитанников, речевая грамотность которых ниже возрастной нормы, у большинства школьников наблюдаются улучшения как в устной, так и в письменной речи. (диаграмма 1)

Диаграмма 1
(Слайд № 34) Систематическое и последовательное использование компьютерных обучающих программ в процессе логопедических занятий позволяет (Слайд № 35) значительно сократить время на формирование и развитие языковых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы; осуществить индивидуализацию и дифференциацию коррекционного обучения. Ребёнок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к компьютеру: не только поиграть, но и получать знания, выполнять упражнения. Это вызывает у детей эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей. Таким образом, применение компьютерных технологий в логопедической работе становится ещё одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции её недостатков. (Слайд № 36)
Литература:
Галактионова Г. М., Кондрашкова Г. В. Использование технических средств на логопедических занятиях с учащимися с ОНР. // ж. «Логопед», 2010 г., № 6, с.114.
Кузьмина Е. В. Использование информационных технологий в работе учителя – логопеда общеобразовательной школы. // ж. «Логопед» , 2008 г., № 5, с. 5.
Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» Учебно-методическое пособие. - Пермь, 2009. — 60 с.
Логопедический тренажёр «Дельфа – 142.1» для специальных (коррекционных) школ. Практическое руководство. – М.: Дельфа М, 2008 -129 с.