Конспект урока по математике на тему «Измерение длины отрезка. Сантиметр как единица длины» (1 класс)

1 класс
Перспективная начальная школа
Математика


Тема урока «Измерение длины отрезка. Сантиметр как единица длины»


Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №10»
г. Белгорода
Мишенина Е.В.







Целевое назначение урока:
первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.

Тип урока:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]и способов учебных действий.

Планируемые результаты

Предметные
Построение и измерение отрезков заданной длины при помощи измерительной линейки.

Метапредметные результаты
(Универсальные учебные действия)

Познавательные
Воспроизведение своими словами алгоритмов; выполнение действий по образцу, алгоритму.
Выполнение задания с использованием материальных объектов (линейка, указатели , фишки), рисунков, схем.
Выполние заданий на основе моделей, изготовленных самостоятельно.

Регулятивные
Формулировать и удерживать учебную задачу.
Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.

Коммуникативные
Определять общую цель и пути её достижения.
Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.




Урок №73
Пятый урок в разделе программы «Геометрические величины»

Тема урока «Измерение длины отрезка. Сантиметр как единица длины»

Цель: создание условий для знакомства обучающихся с общепринятой мерой измерения длины - сантиметром.

Учебные задачи:
1. Создать ситуацию при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.
2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей деятельности как части целого.
3. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию.
4.Формировать умение пользоваться алгоритмом измерения длины отрезков с помощью линейки независимо от их горизонтального, наклонного или вертикального положения, относительно горизонтального направления линеечек школьной тетради.
5. Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки, при построении отрезков определённой длины, а также при измерении отрезков определённой длины с помощью измерительной линейки.
6. Формировать навыки использования алгоритма правила построения измерительной линейки с мерой измерения - 1см.

Методическое обеспечение

Измерительная линейка, простой и цветные карандаши, конверт со стрелочками – указателями, альбомный лист, тетрадный лист, ножницы, таблица для записи результатов измерения длины отрезков, закладки-стикеры, набор фишек, линейка-метр.


Этап урока

Плани
руемое время
Цель
этапа
Формы, приёмы, методы, содержание организации процесса обучения.
Действия педагога
Действия ученика
Результат

1.Организационный
этап
2мин.
Организация направленного внимания на начало урока
Коллективная форма организации обучения.
Приём – частичная передача организации учебного занятия учащимся класса. Создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно организуют и проводят этап урока.
Методы наглядной передачи и зрительного восприятия (показ образца выполнения и демонстрация).

На парте у каждого ученика: учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, линейка, фишки, закладки-стикеры, конверты со стрелками-указателями.
На предметном столике разложены для работы в группах: ножницы, тетрадные листы в клеточку, альбомные листы, таблички с номерами групп.

1. Прошу дежурного ученика показать организацию рабочего места для всех обучающихся класса.












2. Предлагаю найти страницы учебника и тетради к данному уроку самостоятельно. И оставить там закладки-стикеры.
1.Ученики читают знак-помощник «Начало урока».
Дежурный ученик показывает как организовать своё рабочее место.
Остальные -
проверяют.





2. Ученики находят нужные страницы и отмечают их закладками-стикерами.
У-2(С.18-19),
Т-2(с.24)
Дежурный ученик демонстрирует классу нужный разворот учебника и тетради.
Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

2.Определение темы и цели урока.
4мин
Сформировать представления детей о том , что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Групповая форма обучения.
Приём - организация работы с помощью учебника. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу). Методы проблемно – поисковые.



Знак-помощник «Работаем в группе» прикрепляю к доске.



Ученики встают, подходят к парте, на которой стоит табличка с номером их группы. Рассматривают страницы учебника и тетради. Обсуждают, договариваются, определяя тему и цель урока. Приняв решение, выбирают того, кто будет отвечать.
Осознание учениками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме. Сформулированная и зафиксированная цель.

3. Актуализация знаний в начале урока или в процессе его по мере необходимости
5мин
Создание ситуации, при которой возникает необходимость получения новых знаний
1. Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы). Приём обучения - работа с материальными объектами.
Самостоятельность при работе с линейкой; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или обучающихся.
Практический метод обучения.


Прошу детей положить перед собой линейки и рассмотреть деления.















2. Групповая (парная) форма обучения.
Приёмы обучения - организация парной работы с использованием материальных объектов (линеек).
Характер учебно – познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования - проблемно – поисковый метод.

Прошу обучающихся совместить свои линейки так, чтобы было видно, что расстояния между длинными чёрточками одинаковые.


















1.- Ребята, положите перед собой линейку, внимательно рассмотрите её. Обратите внимание на чёрточки (деления) разной длины.
Одни чёрточки короткие, другие - длинные. Около каждой длинной чёрточки стоит цифра.









2. - Совместите свою линейку с линейкой соседа по парте.
- Что вы заметили?











1. Рассматривают линейку.























2.Работают в парах.

Замечают, что расстояние между длинными чёрточками одинаковое.
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового материала.

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала(правил, понятий, алгоритмов)
5мин
Сформировать понятие, представление об общепринятой мере измерения длины – сантиметре.
Фронтальная форма обучения.
Приёмы обучения - словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем обучающимся.
Произвольное внимание обучающихся в процессе объяснения учителя.
Использую метод словесной передачи и слухового восприятия.





У-2(с.18) Сообщаю детям, что расстояние между большими делениями на линейке называют сантиметром.
- На всех линейках один сантиметр равен длине отрезка, который мы можем увидеть в учебнике (с.18). Совмещаем этот отрезок с любым отрезком на линейке.
Объясняю, что эта мера называется сантиметром и обозначается так - см.

Предлагаю обучающимся дополнительную информацию:
- Мерами пользуются все ученые, школьники, студенты, независимо от того, в какой стране они живут и кем работают. Эталон, т. е. Линеечка с самыми точными делениями, которые показывают, что между большими делениями 1 сантиметр, хранится в Главной палате мер и весов в Санкт-Петербурге (основана в 1893 году).















-Рассмотрите рисунок к заданию №1. Найдите отрезок, длина которого равна 1см.


Осознанное, усвоенное понятие, правило, закономерность, алгоритм

5.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ



10мин
Формирование способа деятельности
1. Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы).
Приём обучения - работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий. Организация самоконтроля по данному образцу.
Использую методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

1.Знакомство с алгоритмом измерения длины карандаша, привлекаю иллюстрацию учебника.















2. Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы).
Приём обучения - работа с рабочей тетрадью, выполнение самостоятельных заданий. Организация самоконтроля по данному образцу. Использую методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Метод самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.




2. Предлагаю самостоятельно выполнить задания в рабочей тетради. Т-2(с.24)










Знак-помощник «Проверь правильность выполнения задания»
Самопроверка (образец на доске).

3.Групповая форма обучения.
Приём обучения - организация работы группы школьников. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).
Характер учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования –проблемно-поисковый метод.



Знак-помощник «Работаем в четвёрках»

























кисточка
.см

карандаш
.см

гвоздь
.см

винт
.см



Обмениваются результатами выполненной работы.











1.
-Какие нужно сделать шаги, чтобы измерять длину карандаша?






























2.
-Наши друзья Маша и Миша предлагают выполнить задания в рабочей тетради.



-Проверьте свою работу по образцу на доске.

















3.Показываю знак-помощник «Работаем в четвёрке».










- Подготовьте руку к письму.










- Договоритесь, кто какой предмет будете измерять.
- Каждый член группы определяет длину предмета,
изображённого в У-2 (с.18) №2. Полученный результат записывает в таблицу.



Заполненная таблица закрепляется членом каждой группы на классной доске.




Предлагаю ребятам подойти к доске и сравнить результаты.










1.
1) прикладываем линейку так, чтобы один конец карандаша совместился с отметкой 0;
2) при этом другой конец совпадает с отметкой 10.
Значит длина карандаша равна10 сантиметрам.



















2. Открывают тетради по закладке.
Выполняют задание:
Т-2(С.24) №1 упражнение по образцу.


Проверяют.




















3.Ученики пересаживаются в группы по четыре человека. Один из них подходит к предметному столику, берёт таблицу для записи результов.


Выполняют упражнения на развитие мелкой моторики руки.(каждая четвёрка может выполнять своё упражнение)

Измеряют предметы, записывают результаты в таблицу.












Один из членов группы
выходит и закрепляет таблицу на доске.




Группами подходят к доске, сравнивают результаты измерения предметов.

Воспроизведение учащимися способов действий, выполнение упражнений по образцу. Что нового узнали?



Динамическая пауза
1мин

Коллективная форма организации обучения.
Приём обучения – полная передача организации динамической паузы обучающимся класса. Создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно организуют и проводят этап урока.

Мозговая гимнастика
Комплекс упражнений:
1.Качание головой
2. Шапка для размышления (улучшает внимание, ясность восприятия и речь).
«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
3. «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
- Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Предлагаю дежурным ученикам провести динамическую паузу.
Дежурные ученики проводят
динамическую паузу.


6. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
4мин
Создание условий для применения новых знаний, способов действий в нестандартных ситуациях.
1. Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы).
Приём обучения - работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий. Организация самоконтроля по данному образцу.
Использую методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Метод самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Результатом беседы должен стать следующий алгоритм построения отрезка заданной длины:
с помощью линейки отмечаем концы отрезка, поставив точки около делений 0 и 10;
соединяем эти точки прямой линией по линейке, получаем отрезок, равный 10 см.
Предлагаю детям повторить алгоритм и выполнить задание на нелинованном листе бумаги.
Иллюстрирую на классной доске этот чертеж, а затем показываю с помощью линейки, что из поставленной на плоскости точки, как лучи солнца, может выходить бесконечное число отрезков заданной длины.
Прошу детей провести из одной точки три-четыре отрезка заданной длины.


Предлагаю ребятам подойти к предметному столику по группам и взять нелинованною бумагу.

-Подумайте,
а можно ли не только измерять линейкой длину отрезков, но и чертить отрезки заданной длины?

- Как начертить отрезок в 10 см?


-Начертите отрезок, длина которого
равна 10 см (выполняется на альбомном листе, т.е. нелинованной бумаге).

Устные ответы обучающихся.






Предлагают пошаговое выполнение задания.

Выполняют чертёж на нелинованной бумаге.
Способность применять новые знания (способы действий в нестандартных ситуациях).

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов
5мин
Сформировать навыки использования алгоритмов правил, закрепить, повторить, продолжить формирование умений и навыков
1.Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы).
Приём обучения - организация самоконтроля.

На клетчатой бумаге дети выстраивают мерную линейку - прибор для измерения длины отрезков.













2. Групповая (парная) форма обучения.
Приём обучения - организация парной работы с использованием материальных объектов (линеек, изготовленных самостоятельно, и фишек). Метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с помощью источников информации.
Задание № 5 (У-2, с. 19)








1.- Подойдите к предметному столику. Возьмите ножницы.



–Начертите полоску длиной 10см, разделите её на 10 равных частей .













2. – Найдите в учебнике знак - помощник «Работа в парах», поставьте на него фишку.
Предлагаю прочитать задание хорошо читающему ученику.






1. Дети подходят по группам к предметному столику и берут ножницы.

Чертят полоску длиной 10см, делят её на 10 частей.
Вырезают.












2. Работают в парах.
Отмечают отрезок длиной 9см (используют модель линейки, изготовленной на уроке). Показывают друг другу, где нужно сделать разрез.
Сформированный навык, способ деятельности

8. Рефлексия деятельности
1мин
Сформировать личную ответственность за результаты своего труда
1.Фронтальная форма обучения. Словесная передача информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми.
Произвольное внимание учащихся в процессе беседы; корректирующая информация со стороны учителя.

Предлагаю оценить свою работу на уроке, используя сигнальные карточки.

Красный. - У меня всё получилось. Я доволен своей работой.
Жёлтый. - Я хотел бы работать лучше.
У меня не всё получилось, но я понял , какие ощибки допустил.

Синий. - Я не доволен своей работой.








- Какая была поставлена цель?
- Каким способом её достигли?
- Каковы результаты?

-Оцените свою работу на уроке!







Краткое повторение нового содержания.





Поднимают сигнальные карточки.
Несколько учеников объясняют, почему именно так оценили свою работу.
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Соотнесение цели и результата деятельности.

9. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности
3мин
Проконтролировать умения учеников использовать полученные знания,
умения
1.Фронтальная форма обучения. Словесная передача информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми.
Произвольное внимание учащихся в процессе беседы; корректирующая информация со стороны учителя.













2.Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы).
Организация самоконтроля по данному образцу.
















1.
- Какие нужно сделать шаги, чтобы узнать длину отрезка?
-Как начертить отрезок заданной длины?


2. Предлагаю измерить длину стрелочки -указателя, используя «линейку», которую сделали самостоятельно.










1.Устные высказывания.








2.Достают из конверта стрелочку-указатель измеряют её длину. (3см)
Самоконтроль сформированных знаний и умений.





15