«Использование компьютерных презентаций в работе по лексико-грамматическим темам с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
«Использование компьютерных презентаций в работе по лексико-грамматическим темам с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
Выполнила: Некрасова Е. В.
учитель- логопед МБДОУ д/с № 20
«Сказка» г. Бор
первая категория
Содержание.
Введение -------------------------------------------------------------------------стр 3
Глава 1.Характеристика детей дошкольного возраста с ОНР стр. 5
Глава 2. Особенности работы с детьми дошкольного возраста с ОНР с использованием компьютерных презентаций---------------стр. 10
Список литературы ---------------------------------------------------------стр. 20
Приложение
Введение.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Презентация позволяет представить изучаемый материал просто, доступно, наглядно, красочно. Программа презентаций PowerPoint позволяет смоделировать на компьютере практически любой сюжет: сказка, рассказ, задача и многое другое. Использование в презентации анимации (показ движущихся героев) помогает детям с проблемами в развитии наиболее точно и полно усвоить информацию.
Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо-речевое развитие детей. Поэтому логопедические занятия нельзя представить без применения компьютерных технологий. При условии того, что эффективность коррекционного процесса достигается путем успешного сочетания компьютерных технологий с традиционными методами обучения.
Использование компьютерных презентаций делает процесс коррекции продуктивным и занимательным как для педагога, так и для детей. Методика способствует успешному усвоению лексико-грамматической, фонетической структур речи. Повышает уровень мотивации детей к коррекционно-развивающим занятиям. Компьютерные презентации можно использовать как на индивидуальных, так и на фронтальных видах работы. В структуре логопедических занятий важное место занимает индивидуальная работа. Она осуществляется с опорой на наглядность. В настоящее время для этих целей используется картинный материал, натуральные вещи и их модели. Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста, слишком рано включенного в аудио- и видео среду, невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности - картинками, игрушками, разрезными картинками, складными кубиками. Ребенок, знакомый с компьютером, компьютерными играми, требует при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия.
Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Современные технические устройства позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Глава 1.Характеристика детей дошкольного возраста с ОНР.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой патологий, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетики, лексики,, грамматики).
Теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной в 1950—1960-х годах. Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило Р.Е.Левиной определить три уровня речевого развития этих детей Для детей с ОНР характерно:
— позднее начало речи (в 3—4 года);
— резкое ограничение словаря;
— ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т. д.);
— дефекты звукопроизношения (все виды);
— нарушение фонематического слуха;
— нарушение ритмико-слоговой структуры слова;
— затруднения в распространении простых предложений и построении сложных.
Диагностический признак ОНР - диссоциация между речевым и психическим развитием, то есть психическое развитие протекает более благополучно, чем развитие речи.
Хотя неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной, смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
Вместе с тем у детей с общим недоразвитием речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.
Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного возраста с ОНР.
Первый уровень речевого развития при общем недоразвитии речи.
- речевые средства общения крайне ограниченны, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звуковых комплексов;
- отсутствие в речи дошкольников морфологических элементов для передачи грамматических отношений;
-преобладание корневых слов, лишенных флексий. «Фраза» состоит из лепетных элементов, воспроизводящих ситуацию с привлечением невербальных средств.
- слово, используемое ребенком ситуативно;
- дети не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы мужского и женского рода, не понимают значения предлогов, если исключить ситуацинно-ориентирующие признаки.
-доминирующее лексическое значение при восприятии обращенной речи.
Отличительная черта речевого развития этого уровня - ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Второй уровень речевого развития при общем недоразвитии речи. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все ещё искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.
Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях.
Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах.
- отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций;
- смешение падежных форм («едет машину» вместо «на машине»);
- употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени;
- отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными;
- трудности при использовании предложных конструкций;
- редкое употребление союзов и частиц.
Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм, дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение.
Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей степени относится к тем словам, которые рано вошли в активную речь детей.
Третий уровень речевого развития при общем недоразвитии речи характеризуется:
- наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;
- недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры);
- неточное употребление многих лексических значений на фоне относительно развернутой речи.
Наблюдается так же:
- преобладание существительных и глаголов в активном словаре;
- отсутствие сложных конструкций, преобладание простых распространенных конструкций в свободных высказываниях;
- наличие аграмматизмов: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов;
- недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Вывод: Работа по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка с детьми дошкольного возраста с ОНР, в силу их вышеприведенных особенностей, требует дополнительной мотивации, наглядности, особых средств воздействия, в качестве которых может выступить компьютерная презентация.
Глава 2.Особенности работы с детьми дошкольного возраста с ОНР с использованием компьютерных презентаций.
Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты).
У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; сложности при автоматизации поставленных звуков. Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) можно использовать компьютерные презентации.
Презентация – удобный и эффективный способ предоставить всем участникам образовательного процесса любую информацию. Такой метод подачи информации сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие. Электронная презентация сродни детской книжке, где на каждом листе большая яркая картинка с подписью – обозначением, необходимо только листать слайды (электронные страницы). Такой показ «карточек» намного эффективнее обычного просмотра бумажных картинок: не надо искать материал (резать журналы, клеить, хранить в конвертах), изображение на компьютере можно редактировать (резать, уменьшать, менять цвет…), использовать одну картинку в разных темах (презентациях), а самое главное – такие карточки легко и удобно хранить!
Мультимедийные продукты предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения:
одновременное использование нескольких каналов восприятия дошкольников в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
возможность имитации сложных реальных ситуаций и экспериментов;
визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов.
Электронные презентации в логопедической работе помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Направления коррекционной работы с использованием ИКТ:
Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.
Формирование зрительно-пространственных отношений.
Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.
Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
Компьютерные презентации приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми.
Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
использование новых моделей компьютера;
работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Благодаря информационным технологиям можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели занятия:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Коррекционно-развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание усидчивости, терпения и умения организовать самостоятельную работу.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. В этом случае перед учителем открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями: педагог сам может выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными фотографиями, анимациями и видеофрагментами.
Известно, что для усвоения новых знаний детям с ОНР необходимо использовать методические приемы, позволяющие задействовать слуховой, зрительный и тактильный анализаторы. С помощью презентации педагог может подготовить раздаточный и иллюстративный материал. Слайды становятся удобным и результативным способом предоставить ребенку знания о предметах, которые его окружают. Презентация совмещает в себе, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации, т.к. значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико.
У детей с ОНР быстрее развиваются:
зрительное и слуховое восприятие, зрительно-моторная координация, произвольная память, активизируется внимание ребенка, образное и абстрактное мышление, произвольность, умение построить план действий;
формируется познавательная мотивация;
формируется словарный запас;
исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенного материала;
дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
Этапы подготовки мультимедийной презентации:
определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном занятии;
разработать сценарий, структуру изложения учебного материала;
отобрать и обработать материал так, чтобы не допустить перегруженности;
продумать простое композиционное решение слайдов;
заранее составить и записать дикторский текст (он должен быть доступным, лаконичным и выразительным);
определить место и длительность звучания музыкального сопровождения, звуков живой и неживой природы;
в целях профилактики зрительного утомления целесообразно включить в занятия офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз);
продумать предшествующую показу и последующую работу учеников.
Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа педагога, при обобщении и закреплении материала. Желательно, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по тексту, выполнением упражнений в тетрадях. Управление сменой слайдов мультимедийной презентации осуществляется педагогом, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению материала.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит осуществить индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.
Использование электронного пособия с текстовым материалом позволит педагогу отработать с детьми основные понятия и незнакомые слова.. Включение в презентацию смешных сюжетов и забавных фактов оживляет занятие, создает положительный эмоциональный настрой. Разнообразная работа по содержанию мультимедийной презентации может проводиться и после ее просмотра: описание по памяти понравившегося кадра; составление вопросов к отдельным кадрам или видеофрагментам; ответы на вопросы, поставленные педагогом до, во время, после просмотра электронного пособия, выполнение зарисовок.
Преимущества использования презентаций на занятиях учителя-логопеда:
качество наглядного материала;
мультимедиа среда выше по информационной плотности;
представление учебного материала в доступной форме;
реализация развивающего обучения, проблемно-диалогического и дифференцированного подхода;
оценка уровня усвоения изучаемого материала;
решение проблемы дефицита подвижной наглядности;
возможность многократного повторения изучаемого материала.
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо знать, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически.
Методика проведения занятия:
Каждый слайд рассматривается как отдельная сюжетная картинка. Логопед вместе с детьми рассматривает картинку, задает детям вопросы, обращает их внимание на детали,"скрытый смысл".Время показа не задано(видео ставится на паузу),т.к. главная цель педагога не просто познакомить детей с новым материалом(или закрепить предыдущий),а добиться максимального понимания темы. При работе с детьми с речевым недоразвитием задача педагога наглядно представить изучаемый материал с использованием максимального количества анализаторов и подвести детей к его пониманию и осмыслению в процессе интерактивной дискуссии.
Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. Кроме того, ребенок видит, сколько осталось до конца выполнения задания, а, как известно легче справиться с работой, если знаешь, когда она закончится. Если задания подобраны с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка, то выполнение их ему, хоть и с трудом, но доступно. Поэтому, при виде наглядного результата своих усилий, у ребенка повышается самооценка, снижается неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность.
В дошкольных учреждениях мультимедийные презентации применяются на занятиях логопеда для детей с общим недоразвитием речи, так как у этих детей снижена познавательная мотивация, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Кроме того у многих детей на занятиях отмечается тревожность, негативизм, неустойчивость внимания. На занятиях, с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше.
Таким образом, применение мультимедийных технологий, ставших обычными в среднем и высшем образовании, вполне оправдано и в обучении дошкольников.
Для повышения эффективности занятий логопеда используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Наряду с текстами и устными объяснениями, демонстрационные презентации являются основой каждого занятия. Таким образом, можно позволить сделать вывод о положительных результатах использования на логопедических занятиях компьютерных презентаций: они позволяют воплощать важный принцип коррекционной работы – индивидуальный подход.
Вывод. Компьютерная презентация учителя-логопеда - инновационное компьютерное наглядное пособие для обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и особенностями эмоционально-волевой сферы.