План работы методического объединения учителей начальной школы
МКОУ Васильевская СОШ
ПЛАН РАБОТЫ МО
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Руководитель МО Оболенская О.П.
Характеристика членов МО учителей начальных классов:
а) Брежнева Татьяна Николаевна
б) образование: высшее
в) педстаж – 26 г.
г) 2011 г. – курсы БГПИ
д) I – 13
е) Грамота отдела образования 2003 г.
а) Горская Наталия Михайловна
б) образование: высшее
в) педстаж – 20 л.
г) 2013 г. – курсы БГПИ
д) I – 13
е) Грамота отдела образования 2007 г.
а) Оболенская Ольга Петровна
б) образование: высшее
в) педстаж – 28 л.
г)2010 г. – курсы БГПИ, 2011 г. – курсы МИПКРО, 2011 г. – БГПИ,
д) I – 13
е) Грамота Администрации Грибановского муниципального района – 2005 г.
Темы по самообразованию:
№/пФ.И.О.
Тема по самообразованию
1. Брежнева Т.Н.
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.
2. Горская Н.М.
Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС.
3. Оболенская О.П.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год
Методическое объединение учителей начальных классов работало над темой: «Формирование творческого потенциала учителя в процессе обеспечения личностно-ориентированного обучения и воспитания младшего школьника в рамках внедрения НОО ФГОС».
Основная цель работы ШМО в 2014 – 2015 учебном году – обеспечить освоение и использование наиболее эффективных приемов, методов обучения и воспитания младших школьников на основе личностно – ориентированного обучения через освоение и внедрение современных педагогических технологий, учитывающих индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении младших школьников в условиях работы по новым образовательным стандартам.
На 2014 - 2015 учебный год были определены задачи:
1. Работать над повышением эффективности и качества образования в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения.
2. Продолжать работу над проблемой успешного применения в УВ процессе эффективных форм и приемов обучения, инновационных технологий: увеличивать в арсенале педагогов количество уроков с использованием ИК технологий.
3. Изучать достижения передового педагогического опыта и достижения педагогической науки и практики. Создавать условия для самообразования и осуществлять руководство творческой работой коллектива.
4. Включать учителей в педагогический поиск, творчество, исследовательскую деятельность. Проводить диагностику творческого потенциала учителей и обучающихся. Сделать более четкое перспективное планирование отчетов работы над темами самообразования педагогов, выступления их на педсоветах и МО.
6. Усилить работу с обучающимися проявляющими интерес к познавательной и творческой деятельности. Продолжить работу над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.
7. Продолжить работу по обеспечению качества обучения, выявлять и развивать способности каждого ученика, формировать духовно богатую, свободную, физически здоровую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными базовыми знаниями
8. Уделить внимание изучению и внедрению форм и методов работы по повышению качества знаний по предметам: русский язык, чтение, математика (предметные олимпиады, проведение экскурсий, ИКТ и т. д.).
Исходя из поставленной цели работы методического объединения учителей начальных классов, была запланирована методическая работа, работа по преемственности, открытые уроки. Каждый учитель продолжил методическую тему по самообразованию. Вся работа учителей начальных классов имела практическую направленность и была ориентирована на повышение профессионализма учителей.
По плану работы ШМО было запланировано и проведено 5 заседаний методического объединения учителей начальных классов по следующим тематикам:
1. Анализ работы МО за 2013-2014 учебный год и организация работы МО на 2014-2015 учебный год в условиях ФГОС НОО.
2. Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО. 3. Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО. 4. Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
5. Анализ работы МО за 2014-2015 учебный год и подготовка к новому 2015-2016 учебный году.
Помимо этого на заседаниях ШМО рассматривались вопросы, связанные с применением различных современных образовательных технологий. Особое внимание уделено мониторингу знаний и умений обучающихся. На заседаниях были проанализированы все проведённые диагностические работы, открытые уроки, внеклассные мероприятия для детей и родителей, итоги проведённых учителями предметных недель.
Обучение осуществлялось по программе «Школа России».
Все учителя вели преподавание согласно учебным программам, рекомендованным и допущенным Министерством образования РФ.
В течение учебного года регулярно проводились проверки техники чтения обучающихся начальной школы. Большинство обучающихся выполняет нормы техники чтения, читает осознанно, правильно и выразительно. В целях ликвидации и предупреждения пробелов по составляющим техники чтения учителя регулярно проводили индивидуальный контроль за ходом формирования у обучающихся технической стороны чтения; вели строгий учет пробелов, наглядно отражали динамику овладения обучающимися приемов чтения; добивались осуществления регулярного контроля за чтением дома, обсуждения прочитанного, а также оценке прочитанного самими обучающимися; на уроках чтения применялись различные методики, способствующие повышению техники чтения, такие как «чтение с карандашом», «чтение по линейке», «жужжащее» чтение, чтение, «по цепочке», «по ролям», выборочное чтение и т.п. Каждый педагог работал над повышением качества педагогических знаний, изучением новых стратегий обучения в начальных классах, внедрением школьных технологий,над повышением своей квалификации.
Все учителя начальных классов проводили занятия внеурочной деятельности по следующим направлениям:
Организация работы по теме самообразования являет собой систему непрерывного образования педагогов. Поэтому учителя не только продолжили самообразование по выбранной теме, но и делились знаниями и опытом работы с коллегами.
Работая по теме самообразования, учителя изучают литературу, апробируют различные приемы в обучении обучающихся, выступают на методических объединениях, конференциях, разрабатывают дидактический материал, уроки, занятия, отслеживают динамику развития обучающихся, анализируют свою деятельность.
Создание системы воспитательной работы.
Особое внимание уделялось внеклассной работе, т.к. именно она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. В течение года использовались разнообразные формы проведения внеклассной работы: научно-практические конференции, исследовательские и проектные работы, олимпиады, интеллектуальные марафоны, праздники, конкурсы. Участники образовательного процесса принимали участие во всероссийских, областных и районных конкурсах.
Интересным и увлекательным оказался опыт работы по курсу ОРКСЭ. Это именно тот предмет, на котором дети, не боясь получить плохую оценку, проявляют все свои возможности в разных формах: рисунки, книжки-самоделки, стихи собственного сочинения, поделки из разных материалов, музыкальные выступления и многое другое. А главное - дети учатся жить в мире и согласии как с собой, так и окружающими!
Выступления учителей на ШМО, конспекты открытых уроков и внеклассных мероприятий, материалы предметных недель собраны в папки для использования в работе по обмену опытом учителей.
Наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива имеются и определенные недостатки:
- Необходимо активнее внедрять формы и методы СДП на уроке и внеурочной деятельности с целью повышения качества образования.
- Преемственность между ступенями образования.
- Необходимо шире использовать методы поддержки и развития слабоуспевающих обучающихся.
- Недостаточная подготовка к предметным олимпиадам.
- Учителям МО следует смелее принимать участие в профессиональных конкурсах, печатать сценарии праздников, конспекты уроков, презентации в различных изданиях, активнее использовать для этого возможности Интернета.
- Активизировать работу по вовлечению родителей и обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность;
- Прививать интересы детей к чтению дополнительной литературы.
Выводы:
Анализируя работу за прошедший год, следует отметить, что поставленные задачи перед методической службой выполнены.
1. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития обучающихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов.
2. Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер, сочетается с курсовой подготовкой, участием в семинарах, работой по самообразованию.
3. Повышение квалификации и мастерства педагогов непосредственно в школе позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатом реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве ЗУН учащихся, уровне их воспитанности.
4. Планомерная методическая работа позволяет глубоко изучить личностные качества учителя, классного руководителя, затруднения в их деятельности, вовремя осуществить поддержку и оказать помощь.
Работу МО учителей начальных классов признали удовлетворительной.
Выполнению поставленных задач способствовали:
•Спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса.
•Анализ выполнения принятых управленческих решений, обеспечивающих результативность обученности учащихся.
•Выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности.
Научно-методическая тема школы:
Школа – территория развития способностей для успешной самореализации в системе «социальных лифтов».
Проблема начальной школы:
Развитие учебно-познавательного интереса в процессе обучения младших школьников.
Тема работы методического объединения:
«Формирование творческого потенциала учителя в процессе обеспечения личностно-ориентированного обучения и воспитания младшего школьника в рамках внедрения НОО ФГОС».
Цель работы МО на 2015 – 2016 учебный год - совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС через внедрение новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Исходя из этого, методическое объединение определило задачи на 2015 – 2016 учебный год:
1. Создание условий эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса по реализации ФГОС начального общего образования.
2. Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях ФГОС через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
3. Корректировка планов и программ, отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС.
4. Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.
5. Усилить работу по повышению качества усвоения учебного материала, активизировать работу со слабоуспевающими обучающимися и детьми, имеющими низкую мотивацию.
6. Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.
7. Создание условий для развития ребенка как субъекта отношений в обществе.
План работы МО учителей начальных классов
Тема Содержание Ответственные
Заседание 1 (август)
Анализ работы МО за 2014-2015 уч. год и организация работы МО на 2015-2016 уч. год в условиях ФГОС НОО.
(Оболенская О.П.)
1.Утверждение плана работы МО на 2015-2016 учебный год.
2.Утверждение тем самообразования.
3. Рекомендации по составлению рабочих программ, тематического планирования по предметам УМК.
4. Оценивание обучающихся второго класса с первого сентября 2015г.
5. Работа с аналитическими справками. Оформление школьной документации.
6. Готовность кабинетов к обеспечению условий для реализации образовательной программы. Руководитель МО
Зам. директора по УВР
Учителя нач. классов
Учителя нач. классов
Руководитель МО
Зам. директора по УВР
Учителя нач. классов
Межсекционная работа на первую четверть
1.Входные контрольные работы.
2.Оценка достижений планируемых результатов.
3.Проверка личных дел обучающихся.
4.День знаний.
5.День учителя.
6.Утренник «Праздник Осени». Конкурс осенних поделок, стенгазет. Руководитель МО
Учителя нач. классов
Учителя нач. классов
Учителя нач. классов
Учителя нач. классов
Заседание 2 (ноябрь)
Использование современных педагогических технологий в процессе обучения. ИКТ в деятельности учителя начальных классов в свете ФГОС. (Брежнева Т.Н.)
1. Итоги 1 четверти.
2. Анализ результатов стартовых контрольных работ по предметам.
3 3. 3.Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.
4. 4.Анализ адаптационного периода первоклассников.
5. Итоги проверки тетрадей по русскому языку с целью соблюдения единого орфографического режима. Учителя нач. классов
Горская Н.М.
Учителя нач. классов
Оболенская О.П.
Зам. директора по УВР.
Межсекционная работа на вторую четверть
1.Контрольные работы, проверка техники чтения во II-IV классах.
2.Итоговые административные контрольные работы за первое полугодие во II-III классах.
3.Создание портфолио обучающихся, накапливание материала.
4.Предметная неделя начальных классов (открытые уроки, внеклассные мероприятия, занимательные материалы).
5.Подготовка и проведение праздника «День матери».
6.Подготовка к празднованию Нового года. Зам. директора по УВР
Зам. директора по УВР
Кл. руководители
Руководитель МО
Учителя нач. классов
Учителя нач. классов
Учителя нач. классов
Заседание 3 (январь)
Оценивания образовательных и воспитательных достижений обучающихся начальной школы при реализации ФГОС НОО. (Горская Н.М.)
1. Итоговые контрольные работы и проверка техники чтения за 1 полугодие.
2. Проверка журналов и другой документации.
3. Продолжение работы по созданию портфолио учеников.
4. Изучение нормативно-правовых документов. Оформление школьной документации.
5. Проектная деятельность в начальной школе. Зам. директора по УВР
Учителя нач. классов
Члены МО
Межсекционная работа на третью четверть
1.Занятие с будущими первоклассниками.
2.Олимпиады по предметам.
3.Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества (посещение музея, классные часы, праздник).
4.Мероприятия, посвященные 8 Марта.
5.Линейка по итогам успеваемости в третьей четверти. Горская Н.М.
Учителя нач. классов
Учителя нач. классов
Учителя нач. классов
Администрация школы
Заседание 4 (март)
Творческая деятельность на уроках в начальной школе. (Брежнева Т.Н.)
1. Итоги успеваемости в 3 четверти.
2. Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении.
3. Обеспечение оптимальных условий для обучающихся по усвоению обязательного минимума образования в соответствии с ФГОС. 4. Разное. Зам. директора по УВР
Оболенская О.П.
Учителя нач. классов
Межсекционная работа на четвертую четверть
1.Диагностика обучающихся первого класса.
2.Итоговые контрольные работы.
3. Линейка, посвященная 9 Мая.
5.Последний звонок. Учителя нач. классов
Зам. директора по УВР
Учителя нач. классов
Администрация школы
Заседание 5 (май)
Анализ работы МО за 2015-2016 уч.год и подготовка к новому 2016-2017 уч. году.
(Оболенская О.П.)
1.Анализ и результаты работы МО за 2015-2016 учебный год. Рекомендации к работе МО на следующий учебный год. Задачи на новый учебный год.
Подведение итогов работы учителя 1 класса по ФГОС.
2.Отчет учителей по самообразованию.
3. Анализ учебно-воспитательной работы за 2015-2016 учебный год.
4. Оценивание достижений учащихся в рамках ФГОС второго поколения (мониторинг качества обученности обучающихся 4 класса по русскому языку, математике).
5. Организация оздоровительных мероприятий и летнего отдыха обучающихся.
6. Разное (анализ итоговых контрольных работ, сравнительный анализ проверки техники чтения). Руководитель МО
Оболенская О.П.
Учителя нач. классов
Зам. директора по УВР
Горская Н.М.
Зам. директора по УВР
Руководитель МО