рабочая программа по физике 11 класса к УМК Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев.
Рабочая программа
по физике
для 11 класса
Составитель: учитель физики
Плясунов Александр Михайлович
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по физике, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы: Физика. Программы общеобразовательных учреждений. 7-11 кл. М.: Дрофа, 2008. Авторы программы: В.С.Данюшеков, О.В.Коршунова, к учебнику Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. Учреждений – Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. – 12-е изд.-М.:Просвещение, 2004. – 336с.
Рабочая программа адресована учащимся 11 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения физических дисциплин.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение физики в 11 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение физике в объёме 2 часа в неделю в течение 1 учебного года.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
Воспитание убежденности в возможности познания законов природы.
Рабочая программа по физике реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий: структурно-логических (системный подход), организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, демонстрация отчетов учащихся об исследовании; поиск информации.
Основной формой обучения являются уроки разных типов: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как практические работы, игры, уроки контроля и др.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий:
мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации;
использование разнообразных форм контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль, контрольная работа, самостоятельная, проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении физики;
разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (6 часов) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание изучаемого материала и развитие экспериментальных умений и навыков.
В результате изучения физики обучающиеся 11 класса должны
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Рабочая программа по физике реализуется через формирование у учащихся образовательных компетентностей: ценностно-смысловых, общекультурных учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования.
Учебно-тематический план
Наименование
разделов и тем Количество
часов В том числе:
Лабораторные
работы Контрольные работы
Магнитное поле 20 1 1
Оптика 10 2 1
Элементы теории относительности 4 Атомная физика 13 1 2
Элементы развития вселенной 6 Повторение 9 Резервные часы 6 Общее количество часов 68 4 4
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть год
количество теории 15 10 18 16 59
количество часов практики 3 4 2 9
из них: количество контрольных работ 1 2 1 4
количество лабораторных работ 1 2 1 4
Содержание тематического плана
Тема 1: Магнитное поле (20 часов)
Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. Применение закона Ампера. Громкоговоритель. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Тема 2: Оптика (10 часов)
Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Закон отражения света. Закон преломления света. Дисперсия света. Интерференция света поляризация света. Дифракция световых волн. Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи.
Тема 3: Элементы теории относительности (4 часа)
Законы электродинамики и принцип относительности. Теория относительности. Зависимость массы от скорости. Релятивитская динамика. Связь между массой и энергией.
Тема 4: Атомная физика (13 часов)
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие радиоактивности. Альфа, бета и гамма излучения. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Тема 5: Элементы развития вселенной (6 часов)
Видимые движения небесных тел. Законы движения небесных тел. Система Земля-Луна. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. Солнце. Основные характеристики звезд. Внутреннее строение Солнца и звезд главной последовательности. Эволюция звезд: рождение, жизнь и смерть звезд. Млечный Путь – наша Галактика. Галактики. Строение и эволюция Вселенной. Единая физическая картина мира.
Тема 6: Повторение (9 часов)
Равномерное и неравномерное прямолинейное движение. Законы Ньютона. Силы в природе. Законы сохранения в механике. Основы МКТ. Газовые законы. Взаимное превращение жидкостей, газов. Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Тепловые явления. Электростатика.
Информационные источники
Программа:
Физика. Программы общеобразовательных учреждений. 7-11 кл. М.: Дрофа, 2008. Авторы программы: В.С.Данюшеков, О.В.Коршунова
Учебник:
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004.
Методические пособия для учителя:
Маркина В. Г.. Физика 11 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. – Волгоград: Учитель, 2006
Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика в 10,11 классах. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004
Эвенчик Э.Е.: Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.
Рымкевич А.П.: Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 192 с.
Календарно-тематическое планирование
№
урока Название темы
урока, тип урока Основное содержание
урока Требования к уровню подготовки обучающихсяДомашнее
задание
I II III IV V
Магнитное поле (20 часов)
1
Взаимодействие токов.
Магнитное поле. Взаимодействие проводников с током. Магнитные силы. Магнитное поле. Основные свойства магнитного поля. Знать смысл физ величин
Магнитные силы, магнитное поле §1
2
Вектор магнитной индукции.
Линии магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Правило буравчика. Знать правило буравчика, вектор магнитной индукции. §2
3
Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Закон Ампера. Сила Ампера. Правило левой руки. Применение закона ампера. Понимать смысл закона, силы Ампера как физ величины. Применять правило левой руки. §3,5
4
Самостоятельная работа по теме магнитное поле. Магнитное поле. §8,9,11
5
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток Понимать смысл. 11
6
Закон электромагнитной индукции Закон электромагнитной индукции Упр 2
7
Лабораторная работа № 1
Измерение магнитной индукции. Измерение магнитной индукции 8
Самоиндукция. Индуктивность. Явления самоиндукции. индуктивность Описывать объяснять явление самоиндукции. Уметь применять формулы при решении задач. §15
9
Энергия магнитного поля.
Электромагнитное поле. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.
Понимать смысл физ величин: Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.
§16,17
10
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Открытие электромагнитных колебаний. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Понимать смысл физ явлений. §27
11
Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Устройство колебательного контура. Превращение энергии в колебательном контуре. Характеристики электромагнитных колебаний. Знать устройство колебательных контуров. Характеристики электромагнитных колебаний. § 28,30
12
Переменный электрический ток. Переменный ток. Получение переменного тока. Уравнение ЭДС, напряжения и силы для переменного тока. Понимать смысл переменный ток §31
13
Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Генератор переменного тока. Трансформаторы. Понимать принцип действия генератора, трансформатора. §37,38
14
Производство, передача и использование электрической энергии. Производство электроэнергии. Типы электростанции. Передача электроэнергии и повышение эффективности использования электроэнергии Знать способы производства, передачи электроэнергии. Называть основных потребителей. §41повтор §2,5,6,11
15
Электромагнитные колебания. Основы электродинамики. Электромагнитные колебания. Основы электродинамики. Знать основные определения понятия физ величины. Повторить §27,28,29
16
Контрольная работа №1 по теме «Электромагнитные колебания. Основы электродинамики.»Электромагнитные колебания. Основы электродинамики. Применять формулы при решении задач. 17
Электромагнитная волна. Теория Максвелла. Теория дальнодействия и близкодействия. Возникновения и распространения электромагнитного поля. Основные свойства электромагнитных волн Знать смысл теории Максвелла §48,49,54
18
Свойства электромагнитных волн. 19
Распространение радиоволн. Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи. Деление радиоволн. Использование волн в радиовещании. Принципы приема и получения телевизионного изображения. Развитие средств связи. Описывать физические явления. §51,52
20
Радио. Принцип радиосвязи. Амплитудная модуляция.
Устр-во и принцип действия радиоприемника А.С.Попова. принципы радиосвязи. Описывать и объяснять принципы радиосвязи §57,58
Оптика (10 часов)
21
Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Развитие взглядов на природу света. Геометрическая и волновая оптика. Определение скорости света. Знать развитие теории взглядов на природу света. §59
22
Закон отражения света. Закон отражения света. Построение изображения в плоском зеркале. Понимать смысл физ законов: принцип Гюгейнса, закон отражения света §60
23
Закон преломления света. Закон преломления света. Относительный и абсолютный показатель преломления. Понимать смысл Закона преломления света. выполнять построение изображения. Упр 8
24
Лабораторная работа № 2 измерение показателя преломления стекла. 25
Дисперсия света. Дисперсия света. §66.
26
Интерференция света поляризация света. Дифракция световых волн. Интерференция. естественный и поляризованный свет. Применение. Дифракция света. Понимать смысл физ явлений. §68,73,74.
27
Глаз как оптическая система. Лабораторная работа № 3. 28
Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн. Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн. Знать особенности параграфа. §81,87
29
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. Их виды. Знать смысл физических понятий. §85,86
30
Контрольная работа по теме «Световые волны. Излучение и спектры» Элементы теории относительности (4 часа)
31
Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности Эйнштейна. Знать постулаты. §75
32
Теория относительности
Постулаты теории относительности Эйнштейна. §76
33
Зависимость массы от скорости. Релятивитская динамика. Релятивитская динамика. Релятивитская динамика. §78,79
34
Связь между массой и энергией. Закон взаимосвязи массы и энергии. Энергия покоя. Знать законы. §80
Атомная физика (13 часов)
35
Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Понимать смысл явления фотоэффекта. Знать законы фотоэффекта. Объяснять законы с квантовой точки зрения. §88,89
36
Фотоны. Применение фотоэффекта. Применение фотоэлементов. §90,91,93
37
Строение атома. Опыты Резерфорда. Строение атома. Опыты Резерфорда. §94
38
Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Квантовые постулаты Бора. Свойства лазерного излучения. Применение лазеров. Понимать Квантовые постулаты Бора. знать свойства лазерного излучения. §95,96,97
39
Лабораторная работа № 4
Линейчатые спектры. Линейчатые спектры. 40
Контрольная работа по теме «Световые кванты. Строение атома» 41
. Открытие радиоактивности. α-,β-, γ - излучение Открытие естественной радиоактивности. Применение α-,β-, γ - излучений §99,100
42
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Протонно-нейтронная модель ядра. Ядерные силы. Понимать смысл физических понятий. §104,105
43
Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Энергия связи ядра. Дефект масс. Ядерные реакции. Понимать: энергия связи ядра, дефект масс. Решать задачи. §106,107
44
Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции. Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции. Объяснять деление ядра урана, цепные ядерные реакции. §108,109
45
Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. Приводить примеры использования ядерной энергии в технике. Приводить примеры экологических проблем при работе атомных электростанций. §113,114
46
Контрольная работа по теме «Физика атома и атомного ядра» 47
Значение физики. Единая физическая картина мира. Единая физическая картина мира §117,118
Элементы развития вселенной (6 часов)
48
Строение солнечной системы. Солнечная система. Описывать движение небесных тел. §1,2,11
49
Система Земля Луна. Общие сведения о солнце. Планета Луна - единственный спутник Земли. Солнце – звезда. Источники энергии Солнца и его строение. §14,21, §22,23
50
Источники энергии. 51
Внутреннее строение солнца. 52
Физическая природа звезд. Звезды и источники их энергии. §26
53
Наша Галактика. Вселенная. Галактика . вселенная. §28,31
Повторение (9 часов)
54
Равномерное и неравномерное прямолинейное движение. Траектория, система отсчета, перемещение, скалярная и векторная величины, ускорение, уравнение движения, графическая зависимость скорости от времени. Знать понятия. §9- 10,14- 15 формулы.
55
Законы Ньютона Явления инерции. 1 закон, 2 закон, 3 закон Ньютона. Понимать смысл законов. §22,23,27
56
Силы в природе. Закон всемирного тяготения. §32,33,35
57
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса, энергии. Работа. Мощность. Энергия. Знать и понимать законы сохранения в механике. §42,52,48
58
Основы МКТ. Газовые законы. Уравнение Менделеева, Клайперона. Изопроцессы. §58,70
59
Взаимное превращение жидкостей, газов. Испарение, кипение, конденсация, влажность воздуха. Психометр. Теплопередача. Кол теплоты. Объяснять преобразование энергии при изменении агрегатного состояния вещества. §75,76
60
Свойства твердых тел, жидкостей и газов Броуновское движение. Строение вещества. §77,78
61
Тепловые явления Процессы передачи тепла. Тепловые двигатели. §75,76
62
Электростатика Заряд. Закон Кулона. конденсаторы Знать виды зарядов, закон Кулона, электроёмкость. §86- 89
63
Резервный час. 64
Резервный час. 65
Резервный час. 66
Резервный час. 67
Резервный час. 68
Резервный час.