Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов МБОУ Никифоровская СОШ2012-2014г.

Анализ работы ШМО учителей начальных классов
МБОУ «Никифоровская СОШ» за 2012-2014 учебный год.
Методическая работа в современной школе – это целостная , основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно- воспитательного процесса система взаимосвязанных мер , действий и мероприятий , направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя , на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива , а в конечном счёте – на совершенствование учебно- воспитательного процесса , достижения оптимального уровня образования.
Функции МО :
- Диагностическая – фиксирует изменения в работе.
- Содержательная – раскрывает весь спектр работ , запланированных на год.
- Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса профессионального роста от года к году.
- Корректирующая – внесение изменений в планирование работы.
МО- это группа учителей , работающих по одному циклу предметов , совершенствующих методическое и профессиональное мастерство по средствам взаимосвязи друг с другом , современными требованиями образовательного процесса .
В 2012-2013 учебном году ШМО насчитывало 3 человека, в 2013-2014 году- 4человека.

Ф И О
Год рождения
Образование Уч. заведен. Год окончания
Должность
Стаж
Категория
Разряд

1
Красных Надежда Петровна
1967
Сред.спец. Кунгурское пед. училище 1986г.
учитель нач . классов
28 лет
без категории

2
Клепикова Елена Валентиновна
1971
Высшее ПГПУ 1995г.
учитель нач . классов
24 года
2 категория

3
Рассошных Ирина Васильевна
1967
Высшее ПГПУ 1993г.
учитель нач . классов
22 года
соответствие

4
Порошина Ольга Дмитриевна
1962
Незакончен. высшее ПГПУ ( 3 курса) 1990г.
учитель нач . классов
29 лет
соответствие

Все учителя вели преподавание согласно программе Министерства образования РФ , по утверждённым рабочим программам . Обучение осуществлялось по традиционной системе обучения «Школа России».
В соответствии с планированием и учётом организации учебно- воспитательного процесса , особенностей состава педагогического коллектива и учащихся в эти учебные годы была проведена работа над
методической темой : «Овладение современными педагогическими технологиями , эффективно реализующими требования ФГОС второго поколения»
Цель работы МО: Повышение эффективности и качества образования в условиях внедрения новых образовательных стандартов.
Задачи МО:
1.Создать условия эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса для реализации Образовательной программы начального общего образования в условиях вхождения в ФГОС НОО.
2. Совершенствовать качества современного урока, повышение его эффективности. Обобщение и распространение эффективной педагогической практики. С этой целью использовать следующие формы работы:
-целевые взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов;
-обмен теоретическими знаниями, находками через доклады, выступления;
-проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий;
-пополнение методической копилки и личного портфолио;
3. Продолжить реализацию компетентностного подхода в обучении и воспитании учащихся.
4.Развивать нравственные, духовные качества, патриотические чувства, гражданственность на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.:
5.Продолжить работу по темам самообразования учителей начальных классов .
6. Работать над организацией в ОУ здоровьесберегающего пространства .

Ожидаемые результаты работы:
1. Рост качества знаний обучающихся;
2. Овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
3. Создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.

Поставленные задачи реализовались в ходе :
--- использование технологий развивающего , модульного , дифференцированного обучения , проектного метода , использование межпредметных связей при изучении учебного материала ; разработка различных заданий , которые способствовали обращению учащихся к информационной среде, проведение индивидуальных и групповых занятий.
Направления работы МО учителей начальных классов на 2012-2014 у. г.: методическая деятельность; информационная деятельность; аналитическая деятельность; организационная деятельность.
- заседания МО
-повышение квалификации педагогических кадров , их самообразование ;
-обеспечение научно- методической работы
- обобщение и распространение передового педагогического опыта
- работа по введению материалов ФГОС общего образования второго поколения
-создание информационного банка данных ОУ по введению материалов ФГОС
- технологическое и информационно – методическое сопровождение введения материалов ФГОС
-работа с учащимися , имеющими повышенную мотивацию к учебной деятельности
-подготовка и участие учащихся в различных предметных олимпиадах , конкурсах , фестивалях и выставках
-диагностическая деятельность
-здоровьесберегающие технологии
- воспитательная работа
-работа по преемственности
-работа с родителями

Система мероприятий:
Анализируя образовательную деятельность можно отметить , что работа МО строилась в соответствии с планом методической работы школы. Реализация целей и задач осуществлялась согласно требованиям государственных программ , велась на основе нормативно –правовых и распорядительных документов федерального , регионального и муниципального уровней , соответствовала нормам СанПиНа , была направлена на защиту прав и интересов обучаемых. На протяжении учебного года педагоги делились полученными знаниями и приобретённым опытом по внедрению ФГОС. По итогам каждой четверти представляли отчёт об организации урочной и внеурочной деятельности. Проводился стартовый , рубежный и итоговый контроль по всем предметам.

Учителя начальных классов по возможности старались принимать участие в работе педсоветов , совещаниях при директоре , метод.
советах.
Заседания МО:
На заседаниях рассматривались вопросы : планирования , выбора видов деятельности ; обсуждение форм самообразования и самосовершенствования ; знакомство с педагогическими находками в творчестве учителей ; активные формы работы : олимпиады , воспитательные мероприятия , совместная работа с родителями и т.п. Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы , стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач. Согласно утверждённому плану работы , за 2012-2014 уч год было проведено 12 заседаний МО , на которых заслушали выступления учителей МО по проблемам обучения и воспитания учащихся , познакомились с нормативными документами. Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания.

На первом заседании утверждали план работы МО , темы самообразования учителей, рабочие программы на новый учебный год, анализировали результаты мониторинга учащихся 4 класса , намечали план подготовки к итоговой аттестации в новом учебном году. На следующих заседаниях рассматривались вопросы:
--- использование современных образовательных и информационных технологий на уроках ;
---система оценки достижений учащихся ;
---диагностика сформированности УУД у учащихся ;
---нетрадиционные формы интеллектуального развития учащихся во внеурочной деятельности ;
--- организация здоровьесберегающего пространства в условиях ФГОС.
Основные проблемы нашей методической работы сводились к следующему : совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования УУД , повышение эффективности и качества образования в начальной школе , внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий , направленных на формирование компетентностей обучающихся.
Заседания МО проходили в форме дискуссий , «анализа конкретных ситуаций» , «круглого стола». Учителя делились опытом , вырабатывали общее решение.
Прохождение курсов повышения квалификации:
Необходимость совершенствования педагогических знаний , появление новых стратегий обучения в начальном звене , внедрение школьных технологий , реализация модели личностно- ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Учителя нашего МО стремятся к совершенствованию педагогического мастерства и повышению уровня профессионализма через самообразование и курсы повышения квалификации , что способствует своевременному обновлению учебно- воспитательного процесса ,совершенствованию методов и форм , освоению образовательных технологий.

Ф И О
Год прохождения последних курсов
Кем проводились
Тема
Количество
часов

1
Красных Н.П
2012
ФППК ПГПУ
«Теоретико – методологические основы реализации стандарта нового поколения и практика внедрения»
72

2
Клепикова Е.В
2012
ФППК ПГПУ

ГБОУ ДПО Свердловской обл. «Институт развития образования»
«Теоретико – методологические основы реализации стандарта нового поколения и практика внедрения»

«Информационные и коммуникативные технологии как средство реализации ФГОС НОО»
72


72

3
Рассошных И.В
2011
ФППК ПГПУ

72

4
Порошина О.Д
2011
ФППК ПГПУ

72




Работа по темам самообразования :

Ф И О
Тема проекта 2012- 2013
Этап 2012- 2013
Тема проекта 2013-2014
Этап 2013- 2014

Порошина О.Д
-------
--------
«Сохранение здоровья ребёнка»
проектировочный

Красных Н.П
«Методы и формы повышения техники чтения»

функционирования

«Методы и формы повышения техники чтения»
завершающий

Рассошных И.В
«Проектирование УУД»

диагностический
«Проектирование УУД»
функционирования

Клепикова Е.В
«Способности – территория успеха» Работа с одарёнными детьми.
завершающий
«Способности –территория успеха» ПРИД
проектировочный



Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя. Учителя ведут папки «Работа по самообразованию», в которые собирают теоретический и практический материал по своей теме. В 2013-2014 году не удалось заслушать отчёт о работе по темам самообразования , поэтому в начале следующего года необходимо обратить внимание на этот вопрос.

Участие в семинарах 2012- 2013 уч.год.

Рассошных И.В
Красных Н.П
Клепикова Е.В

«Современные образовательные технологии»
«Современные образовательные технологии»
«Первоклассник – 2013» «Новой школе – новый урок»

«Технологическая карта урока»
«Технологическая карта урока»
«Приёмы коррекционной работы с учащимися»

«Ступеньками роста»
«Ступеньками роста»
«ФГОС НОО –итоги двух лет обучения»

«Электронная школа»
« ФГОС: новые аспекты в деятельности учителя начальных классов» научно- практическая конференция г. Пермь
«Деятельность различных ступеней образования . Обеспечение преемственности в рамках реализации ФГОС И ФГТ»

« ФГОС: новые аспекты в деятельности учителя начальных классов» научно- практическая конференция г. Пермь




Участие в семинарах 2013-2014 уч.год.

Порошина О.Д
Красных Н.П
Рассошных И.В
Клепикова Е.В

«Первоклассник- 2014» 1 раз
Центр инновационного опыта (день открытых дверей)
«Проектирование урока с позиции УУД»
«Первоклассник- 2014» 2 раза

ПРИД 2раза
«Проектирование урока с позиции УУД»
«ПРИД» 1 раз
Руководителей ШМО 2 раза

«Технология проблемного диалога – теория и практическая реализация на разных предметах в нач. шк.»
«ПРИД» 2раза

«Мониторинг сформированности УУД у мл. шк.»

Составление индивид. программ педагога по переходу на ФГОС
«Электронная школа» 1 раз

ПРИД 4 раза




«Внеурочная деятельность»


Организация и проведение предметных недель:
Стремление к знаниям в наш век бурного развития науки и техники не только не снижается, а наоборот, непрерывно растет. Как же сделать так, чтобы ученик не только запоминал различные правила, но и научился мыслить, находить самостоятельно решения разнообразных задач. Этого можно добиться, если школа будет учить общим методам мышления, различным способам подхода к решению задач, в любой неожиданной ситуации.
На решение данной проблемы обучения и воспитания направлено проведение предметных недель в начальной школе. Предметная неделя – это одна из форм внеурочной работы. К планированию предметных недель привлекаются обучающиеся с учетом их интересов, вопросов, предложений и пожеланий. Предметные недели способствуют формированию побуждений к творческому исследовательскому труду. Важно, чтобы главным мотивом, стал их познавательный интерес, их пытливость и любознательность.
Проведение предметных недель – это не только развлечения для обучающихся, но одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.

Общие положения о проведении предметных недель.
Предметные недели вводятся в учебно-воспитательный процесс начальной школы с целью повышения интереса к изучению предмета любого цикла. Мероприятия, проводимые в рамках предметных дней должны соответствовать целям и тематике.
При составлении плана проведения предметных недель учитываются:
--- занятость всех учителей МО
---разнообразные формы проведения мероприятий
---оформление стендов и кабинетов
---расписание мероприятий
Принципы проведения Недели:
Каждый ребенок является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать. Участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить и выступать с докладами на уроках.
Цели и задачи проведения:
-Привлечь всех учащихся для организации и проведения недели.
-Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.
-Развивать интерес учащихся к изучаемому предмету.
-Способствовать повышению образовательного уровня.
-Обучать детей самостоятельности и творчеству.
-Повысить уровень мотивации к изучаемому предмету
-Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала, организаторских способностей. _

Год проведения
Предмет
Сроки проведения

2012- 2013
математика
17. 12.2012- 21.12.2012

2012- 2013
ок.мир
1.04.2013- 5.04.2013

2013- 2014
математика
2.12.2013-13.12.2013

2013-2014
русский язык и литературное чтение
7.04.2014-15.04.2014


В рамках проведения предметных недель прошли олимпиады, тесты , контрольные работы , конкурсы , внеклассные мероприятия. По итогам , проведённых недель сделан анализ , выявлен уровень знаний каждого учащегося. С целью работы в следующем году о мотивированными детьми выявлены учащиеся с высоким уровнем знаний.
Организация мониторинговых исследований ;
В условиях перехода на ФГОС вместо простой передачи знаний , умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становиться развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели , проектировать пути их реализации , контролировать и оценивать свои достижения , иначе
говоря - формирование умения учиться . Со стороны учителя усилилось внимание к вопросам формирования личности младшего школьника, усилилось внимание и к диагностической работе. Учителя ведут учёт знаний, умений и навыков своих учеников, что положительно влияет на качество обучения.





Сравнительный анализ качества ЗУН учащихся.

1 класс : учитель Порошина О.Д. 2013-2014уч.год

Анализ комплексной работы:

Ниже базового
базовый
повышенный

Входная диагностика
9 чел. 82%
2чел. 18%
0%

Итоговая диагностика
2 чел. 16,6%
3 чел 25%
7 чел 58,3%


Результаты на конец года улучшены.

Учитель: Красных Н.П

Анализ комплексной работы в 1 классе. 2012-2013

Ниже базового
базовый
повышенный

Входная диагностика
72%
29%
0%

Итоговая диагностика
15%
64%
21%


Результаты на конец года улучшены.


2012-2013 1кл.
2013-2014 2 кл.

Русский язык
----
41,6%

Математика
----
50%

Литературное чтение
----
83,3%

Ок.мир
----
66,6%


Учитель : Рассошных И.В.


2011-2012 1 кл
2012-2013 2 кл
2013-2014 3 кл.

Русский язык
---
50%
50%

Математика
---
66,6%
41,6%

Литературное чтение
---
66,6%
58,3%

Ок. мир
---
91, 6%
66,6%


Результаты снижены по математике , литературному чтению , ок.миру.
2012-2013 уч.году – 50 % качества;
2013-2014 уч.году- 41,6 % качества.

Учитель : Клепикова Е.В.


2011-2012 2 кл
2012-2013 3 кл.
2013-2014 4 кл.

Русский язык
35,7%
40%
35,7%

Математика
42,8%
40%
42,8%

Литературное чтение
100%
93,3%
85,7%

Ок.мир
64,2%
46,6%
57,1%

Результаты снижены по русскому языку и литературном у чтению.
2012- 2013 уч.году – 33 % качества;
2013-2014 уч. году – 35,7 % качества.
Сравнительный анализ качества знаний всех учащихся 2-4 кл. по предметам.( за 3 года).


2011-2012
2012-2013
2013-2014

Русский язык
36,7%
44,2%
42,4%

Математика
45,7%
47,4%
44,8%

Литературное чтение
85,5%
79,4%
75,7%

Ок. мир
63,6%
62,7%
63,4%


В 2012-2013 уч году – 25% качества , в 2013-2014 уч.году – 30% качества.
Анализируя успеваемость по отдельным предметам , следует отметить , что наблюдается понижение качества. На заседании МО мы выявили причины и сделали следующие выводы :
По математике – необходимо уделять больше внимания навыкам устного счёта , системе работы над ошибками , работе со слабыми и мотивированными детьми.
По русскому языку – программа перенасыщена правилами и орфограммами , мало часов на отработку , закрепление и повторение тем. Учащиеся мало читают , поэтому мал словарный запас , не могут сформулировать свою мысль и оформить её в предложение.
По чтению – в связи с новой формой проверки знаний по чтению в форме тестовых работ , меньше стали уделять внимание технике самого чтения и больше анализу произведений. Проверка осознанности чтения важна , но в начальных классах основное – это обучение качеству чтения : темп . выразительность , скорочтение без ошибок. Поэтому следует больше внимания уделять навыкам чтения.
По окружающему миру – устный предмет и зависит от чтения, поэтому наблюдается спад качества. Учащимся трудно даются научные термины , географические понятия. Необходимо обратить внимание на обучение умению выделять в параграфе главное , заучивать наизусть необходимый материал, кратко пересказывать прочитанное.
Необходимо больше использовать групповую работу на уроках и во внеурочное время для повышения качества знаний. Особое внимание следует уделять детям 7 вида.
2012-2013 уч год : В 1 классе решением ПМПК оставлен на повторное обучение : Некрасов К, Альчикову А и Кожевникову Р. Рекомендовано обучение в коррекционной школе г.Чусового. Выставлен 7 вид : 2 кл.-Петрова Л.; 4 кл.- Мелехин М.,
Чудинова А , Коваленко М, Колтырина М, Казымова Е.
2013-2014 уч.год: Выставлен 7 вид :
1 класс :Яблокова П. ; заявлена Некрасова М;
2 класс: Порошин А;
3 класс : Петрова Л; Хайбулин И.
4 класс: Бельгина Д, Березина Е,Чукавин И, Трошков К , Исаева Д.
Все учителя вели индивидуальные и групповые занятия с мотивированными и слабоуспевающими учащимися.
Итоговая аттестация выпускников 4 класса
Особое внимание было уделено подготовке и итоговой аттестации учащихся 4 класса. Занятия велись еженедельно по русскому языку и математике по намеченному плану.
План подготовки к итоговой аттестации (мониторингу)
в 4 классе МБОУ «Никифоровская СОШ» 2013-2014уч.г.
Учитель : Клепикова Е.В.
№ п/п

Название работы

Срок исполнения

1.
Родительское собрание «Подготовка к итоговой аттестации в 4 классе»
сентябрь

2.
Приобрести тетради на печатной основе по подготовке к итоговой аттестации.
сентябрь

3.
Завести тетради для дополнительных занятий;
сделать картотеку «Запоминай-ка»
октябрь

4.
Проводить занятия кружка «Математический калейдоскоп», «Умники и умницы».
октябрь-апрель

5.
Использовать в работе интернет ресурсы.
октябрь- апрель

6.
Проводить индивидуальные консультации для мотивированных и слабоуспевающих детей. Давать дополнительные нестандартные задания домой разного уровня.

октябрь- апрель

7.
Проводить дополнительные занятия с детьми по плану.(приложение 1)
октябрь- апрель

8.
Работу с родителями по текущим результатам подготовки вести через обязательную запись в дневниках.
октябрь- апрель

9.
Провести родительское собрание «Итоги подготовки к итоговой аттестации»
март

10.
Усилить работу по улучшению навыков чтения.
(читательские дневники,5-минутки чтения и др.)
октябрь- апрель


Тематическое планирование дополнительных занятий.

месяц

математика

русский язык

сентябрь

1.Нумерация многозначных чисел.
2.Разряды и классы чисел.
3.Решение задач на разностное сравнение.
4.Решение уравнений.

1.Звук и буквы.
2.Слово , предложение , текст.
3.Работа с деформированным текстом.
4.Заголовок и основная мысль текста.

октябрь

1.Порядок действий в выражениях
2.Решение задач на построение.
3.Умножение и деление многознач -ных чисел.
4.Геометрические фигуры и их построение.

1.Однокоренные слова.
2. Правописание гласных после шипящих.
3.Правописание безударной гласной в корне слова
4.Правописание парной согласной в корне слова.

ноябрь

1.Величины.
2.Единицы измерения величин и их соотношения.
3.Сравнение величин.
4.Действия с именованными числами.

1.Фонетический разбор слова.
2.Морфемный разбор слова.
3.Морфологический разбор слова.
4. Разбор предложения.

декабрь

1.Решение задач на нахождение периметра.
2.Решение задач на нахождение площади.
3.Сложение и вычитание многозначных чисел.
4. Решение логических задач.

1.Правописание корня.
2.Написание предлогов и приставок.
3.Склонение .
4.Правописание окончаний имён существительных.

январь

1.Решение задач на движение.
2.Решение задач с помощью таблиц.
3.Сравнение многозначных чисел.

1.Словосочетание.
2.Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
3.Ъ и Ь .Их роль в слове.

февраль

1.Умножение на 10,100, 1000.
2.Формулы в математике.
3.Свойства сложения.
4.Выполнение нестандартных заданий.


1.Имя существительное и его морфологические признаки.
2.Имя прилагательное и его морфологические признаки.
3.Глагол и его морфологические признаки.
4. Предлог ,местоимение и другие части речи.

март

1.Нумерация.
2. Математические действия .
3.Решение уравнений.
4.Графики и диаграммы.

1.Ударение.
2. Мир словарей.
3.Синонимы , антонимы и другие интересные слова.
4.Главные и второстепенные члены предложения.

апрель
1.Решение составных задач.
2. Построение чертежей.
3.Решение логических задач.
1.Комплексная работа с текстом.
2. Комплексная работа с текстом
3.Разделы русского языка. Нестандартные задания.

Примечание : по выполненным тренировочным тестам проводиться анализ работ и обязательная индивидуальная работа над ошибками .

Результаты итоговой аттестации за 3 года.
предмет
год
% успев.
% кач.
сред.балл

математика
2012
100
33,3
43

математика
2013
90
50
42,7

математика
2014
87,5
50
46,8

русский язык
2012
100
33,3
42,7

русский язык
2013
100
40
43,7

русский язык
2014
100
44,4
42,3




Ср. балл 2012
Ср. балл
2013
Ср. балл
2014


школа
42 ,8
43, 2
44,5
повышение

район
46,6

48
повышение

край


50



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Внеурочная деятельность

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Необходимо создать гуманистическую и эффективную систему внеурочной деятельности. Проектирование и построение системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов является очень сложным делом..
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Кроме учителей начальных классов эти занятия ведут и другие педагоги школы: Т.А.Кашина , Г.В.Баранцева , С.Л.Реш.
В 2012-2014 учебном году внеурочная деятельность реализовалась по направлениям :
Спортивно – оздоровительное – призвано пропагандировать здоровый образ жизни и сохранять состояние здоровья участников образовательного процесса : (по выбору родителей это направление является обязательным для посещения учащимися)
2012-2013:
- курс «Планета «Здоровье» формирует у учащихся необходимые знания , умения , навыки по здоровому образу жизни и умения их использовать в повседневной жизни ;
- курс «Народные подвижные игры» развивает физические и коммуникативные качества , формирует навыки поведения в коллективных играх , приобщает к народным традициям.
2013-2014:
- курс «Азбука здоровья» формирует у учащихся необходимые знания , умения , навыки по здоровому образу жизни и умения их использовать в повседневной жизни ;
-курс «Волейбол для детей» формирует и развивает умение общаться в коллективе в процессе игры ;
- курс «Ритмика и танцы» приобщает детей к прекрасному , развивает творческие умения.
Духовно – нравственное –формирует навыки общения и культуры поведения , развитие и совершенствование нравственных качеств младших школьников , ориентации на общечеловеческие ценности :
2012-2014:
- курс «Путешествия в страну богатырей» направлен на изучение литературы , истории и искусства древнерусского государства , развитие коммуникативных умений в процессе общения.
Социальное – обеспечивает развитие познавательных интересов и способностей ,творческого потенциала учащихся :
2012-2013:
- кружок «Я и мир» , «Нашему роду нет переводу» позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти , внимания , наблюдательности , воображения , быстроты реакции , формирования нестандартного мышления , развивает личностные качества : самостоятельность и ответственность .
2013-2014:
- курс «Мир профессий» позволяет школьникам приобрести начальные социальные знания , первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни .
Общекультурное- способствует развитию природных задатков и способностей учащихся , творческой самореализации средствами художественной деятельности , формированию эстетического отношения к красоте окружающего мира :
2012-2013:
- кружки Студия «Мульт» и «Чудеса аппликации» способствуют воспитанию у школьников способности к эстетическому самоопределению , развитию художественного творчества обучающихся.
2013-2014:
-изо- студия «Волшебная кисточка»
-курс «Чудеса аппликации»
-кружок «Бумага- волшебница»
-курс «Весёлые нотки»
-студия «Мульт»
Общеинтеллектуальное- ориентирован на развитие познавательной мотивации школьников и формирование из ценностного отношения к знанию , науке, исследовательской деятельности :
2012-2013:
- курс «Запоминай-ка» способствует формированию ценностного отношения школьников к знаниям , развитию их любознательности , повышению их познавательной мотивации.
2013-2014:
- курс «Умники и умницы» способствует развитию различных видов памяти , внимания , наблюдательности , воображения, быстроты реакции;
- курс «Наглядная геометрия» помогает развитию «красивого» логического мышления и фантазии ;
- курс «Компьютер – мой друг» позволяет в игровой форме получить начальные знания и опыт работы с компьютером ;
- кружок «Читалочка» прививает интерес к чтению посредством громкого чтения , разыгрывания и театрализации .

Воспитательная работа.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным. Законом «Об образовании» и в рамках российской образовательной реформы, целью которой является гуманизация образования, предусматривается не только создание нового поколения учебных пособий и учебников, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры, но и изменения , касающиеся приоритетов регионального содержания образования. В связи с этим в своей работе педагоги четко определяют цели и задачи обучения и воспитания :
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений. Но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания , выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

· личностная культура

· семейная культура

· социальная культура.

Личностная культура- это:

· готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;

· готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки;

· способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;

· осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.
Семейная культура- это:

· осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

· понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

· бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура- это:

· осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

· вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;

· развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.
 Цель программ следующая:
путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации , способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.  
Задачи программ:
1.     Воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи.
2.     Формирование у учащихся высокого патриотического сознания.
3.     Воспитание чувства верности к своему Отечеству, вовлекать воспитуемых в использование историко - культурных традиций донского казачества и региональных особенностей Донского края.
4.     Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
5.     Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности , ориентированных на общечеловеческие ценности.
Ожидаемые результаты: 
-активная жизненная позиция школьника;
-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
-патриотическое и гражданское самосознание;
-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
-соблюдение народных традиций, любовь к фольклору и народным песням;
-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
 
При составлении плана воспитательной работы с классом планировались мероприятия в соответствии со следующими направлениями:

Духовно- нравственное

спортивно-
оздоровительное
общеинтеллектуальное
общекультурное
социальное

Еженедельно в каждом классе проходили классные часы по всем направлениям. Особое внимание уделялось беседам и инструктажам по ОБЖ , ПДД. Учащиеся начальных классов активно принимали участие во всех мероприятия и операциях школы .
Приоритетным направлением в Программе было спортивно – оздоровительное.
Спортивно – оздоровительное направление включает в себя:
физкультурно – оздоровительное воспитание:
Цель: создание условий для формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья.
Задачи:
1. Формировать культуру ЗОЖ и ценностные представления о физическом духовном и нравственном здоровье.
2. Повысить уровень информированности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
3. Привлечь к регулярным занятиям физкультурой в рамках уроков физкультуры, внеурочной деятельности и дополнительного образования.
4. Применять в учебном процессе здоровьесберегающих технологий.
Традиционные мероприятия:
- День Здоровья;
- Зимние Олимпийские Игры;
- спортивно – оздоровительное мероприятие «Зимние забавы»;
- спортивное мероприятие, посвящённое 23 февраля;
- Всероссийский День Здоровья;
Ключевые дела:
- классные часы по вопросам формирования ЗОЖ;
- участие в муниципальных мероприятиях по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголя;
- участие в муниципальных спортивных мероприятиях;
- беседы медицинских работников;
- дополнительное образование с физкультурной направленностью.
трудовое воспитание:
Цель: создание условий для воспитания добросовестного, ответственного, трудолюбивого, дисциплинированного человека.
Задачи:
1. Развивать трудовые навыки.
2. Привить уважение к труду и к человеку труда.
3. Формировать навыки межличностного делового общения.
4. Способствовать воспитанию таких качеств личности, как трудолюбие,
Рациональность.
5. Создать условия для творчества и созидания.
6. Дать представления о ценности труда и профессиональной этике.
Традиционные мероприятия:
- весенний субботник;
- генеральные уборки;
- работа ремонтной бригады;
Ключевые дела:
- экскурсии на предприятия;
- мероприятия, посвящённые Дню работников сельского хозяйства;
экологическое воспитание:
Цель: создание условий для воспитания бережного и уважительного отношения к природе.
Задачи:
1. Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе.
2. Развивать интерес к окружающему миру и расширения кругозора учащихся.
3. Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона.
Традиционные мероприятия:
- акция «Чистая деревня»;
- озеленение пришкольной территории.
Ключевые дела:
- конкурс рисунков и плакатов;
- тематические мероприятия: День птиц, День Земли, День памяти погибшим в радиационных авариях, День против курения.
- мероприятия и акции, проводимые СЮН г. Чусовой;
- курсы дополнительного образования с экологической направленностью.
воспитание культуры безопасности:
Цель: создание условий для обеспечения безопасного учебно – воспитательного процесса и жизнедеятельности обучающихся.
Задачи:
1. Привить навыки безопасного поведения в быту, на отдыхе и на природе.
2. Знать правила поведения при чрезвычайных ситуациях.
3. Уметь применить знаниями и навыками.
Традиционные мероприятия:
- Декадник профилактики ДДТТ, «Внимание, дети!»;
- Месячник безопасности детей;
- участие в муниципальном туре «Безопасное колесо»;
- тренировки – эвакуации;
- профилактические беседы инспекторов ПДН, ГИБДД, МЧС;  
- кружок «ЮИД».
Ключевые дела:
- конкурсы рисунков и плакатов;
- курс дополнительного образования (кружок «Юный пожарный»);
- тематические беседы;
- размещение информации на сайте школы;
- распространение памяток.
Общеинтеллектуальное направление включает в себя:
научно – познавательную деятельность:
Цель: создание условий для развития умственного потенциала школьников, способности применения полученных знаний в различных сферах деятельности.
Задачи:
1. Способствовать к стремлению обучающихся к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
2. Повышать мотивацию к обучению в различных областях знаний и самосовершенствованию каждого школьника.
3. Разработать систему работы с одарёнными детьми.
Традиционные мероприятия:
- предметные олимпиады;
- предметные недели;
- участие в интеллектуальных играх муниципального и всероссийского уровня;
- проектная деятельность;
- операция «Неделя без двоек»;
- операция «Ура, пятёрка».
Ключевые дела:
- участие в научно – практических конференциях;
- курсы дополнительного образования с интеллектуальной направленностью;
профориентацию и самоопределение:
Цель: формирование условий для готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии.
Задачи:
1. Развивать умения и навыки в сфере труда и творчества.
2. Создавать условий для ознакомления обучающихся с содержанием и спецификой практической деятельности различных профессий.
3. Формирование умения работать в коллективе, воспитание ответственного
отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.
Традиционные мероприятия:
- анкетирование по профориентации;
- классные часы по профориентации;
Ключевые дела:
- встреча с интересными людьми разных профессий.
Общекультурное:
культуротворческое воспитание:
Цель: создание условий для формирования способности к эмоциональному восприятию прекрасного.
1. Предоставить возможности для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка реализовать себя посредством какой-либо деятельности.
2. Организовать культурный досуг учащихся совместно с клубом и библиотекой.
3. Предоставить условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
Традиционные мероприятия:
- День Учителя;
- Новогодние мероприятия;
- Последний звонок;
- выпускные вечера,
- конкурсы рисунков, поделок;
- участие в муниципальных музыкальных конкурсах;
- мероприятия по народным традициям;
- концерты, посвящённые Дню пожилых людей, Дню Матери, 8 марта, Дню Учителя.
Ключевые дела:
- классные вечера;
- посещение музеев, выставок, театров;
- концерты.
художественно – эстетическое воспитание:
1. Формировать представления об эстетических идеалах и ценностях, и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох.
2. Создать условия для формирования эстетического вкуса, собственных эстетических предпочтений.
В данный момент программа по художественно – эстетическому направлению разрабатывается, но работа ведётся.
Традиционные мероприятия:
- организация выставок поделок и рисунков;
- оформление поздравительных газет (на все населённые пункты Никифоровс-кого поселения)
- введение школьной формы;
- рейды «Школьная форма»;
- операция «Учебник»;
- операция «Мастерская Деда Мороза»;
- операция «Самый новогодний класс».
Ключевые дела:
- классные часы;
- тематические беседы,
- классные мероприятия.
формирование коммуникативной культуры:
Цель: формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации
Задачи:
1. Создать условия для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами.
2. Повысить интерес к классной и школьной деятельности.
3. Развивать самостоятельность, инициативу и ответственность при организации и проведении мероприятий.
Традиционные мероприятия:
- школьное самоуправление;
- День Здоровья;
- профильные лагеря;
- проведение общешкольных мероприятий;
- операция «Опозданиям, нет!»
Ключевые дела:
- тематические беседы;
- объединения дополнительного образования;
- кружки и секции.
Социальное:
гражданско – патриотическое воспитание:
Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, села, района, России на основе изучения традиций и культурного наследия.
- 15 -
Задачи:
1. Способствовать воспитанию уважения к правам и обязанностям человека.
2. Ориентировать обучающихся на получении знаний об истории своей семьи, школы т. д. для формирования патриотических чувств и гражданского сознания.
3. Продолжить формирование бережного, уважительного отношения к старшему поколению, природе, историческим ценностям.
4. Развивать нравственные представления о долге, чести и достоинстве.
Традиционные мероприятия:
- Смотр строя и песни;
- Митинг «Никто не забыт и ничто не забыто»;
- Уроки Мужества;
- мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества.
Ключевые дела:
- Урок Законопослушания;
- мероприятия по датам: День Конституции, День независимости России, Дни воинской славы, День воина – интернационалиста;
- встречи с депутатом Земского собрания;
- участие в муниципальных конкурсах краеведческой направленности.
социокультурное и медиакультурное воспитание:
Цель: формирование у обучающихся культуры межличностных отношений.
Задачи:
1. Проводить мероприятия по профилактике экстремизма, радикализма и т.п.;
2. Способствовать воспитанию толерантности, миролюбия и т.п.
Традиционные дела:
- совместные мероприятия с Никифоровским ДК и Никифоровской библиотекой;
Ключевые дела:
- концерты и мероприятия в социуме.

Внеклассная работа
Все мероприятия внеклассной работы были направлены на формирование высоконравственной , гармонично развивающейся личности младшего школьника. Это решалось созданием содружества детей , учителей и родителей, связанных целями через разнообразную творческую деятельность. Все классы участвовали в общешкольных мероприятиях. Следует отметить , что сохраняется традиция участия младших школьников в международных конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Почемучка» ; в муниципальных конкурсах: «Флора- декор», «Рождественский вертеп», «Пасха», «Волшебство театра», «Всё о тебе наш Пермский край», «Астафьевские чтения»
Активно участвуют учащиеся в концертах ДК и мероприятиях поселковой библиотеки. Более активными являются учащиеся 4 класса . В этом году они впервые участвовали в проекте «Тетрадка Дружбы» . 5 человек были отмечены на муниципальном уровне и 2 на краевом уровне.
Впервые в этом году учащиеся 4 класса участвовали в научно-практической конференции «Первые шаги». Выполнили 3 работы : «Тайна цветения», «Быстрее , выше , сильнее», «Истоки».


Работа с одарёнными детьми

школа
поселение
район
край

Интеллектуальное
направление
Предметные недели
Олимпиады
Выполнение проектов
Внеурочная деятельность

Мероприятия в поселковой библиотеке и ДК
Марафон знаний
Интеллектуальные игры.
«Мир вокруг нас»

Дистанционные игры
«Тетрадка Дружбы»


Художественное чтение
Конкурсы чтецов
Внеурочная деятельность

Литературные гостиные
в библиотеке
Астафьевские чтения
«Всё о тебе наш Пермский край»


Актёрское мастерство
Школьные мероприятия
Внеурочная деятельность

Выступление для детей детского сада , встречах пенсионеров. Участие в концертах ДК : День Матери , к 8 марта , к 9 мая и др.
«Волшебство театра»
«Мисс – 8 марта»
«Театральная весна»


Вокал
Школьные мероприятия:
«Последний звонок»,
к 8 марта и другие.
Внеурочная деятельность


Концерты ДК, День Села,

«Всё о тебе наш Пермский край», « Жемчужина Урала» , «Мисс 8 марта» , «Алая гвоздика»,
«Бумбокс»


ИЗО
Конкурсы рисунков
Предметные недели
Внеурочная деятельность


Конкурсы рисунков библиотеки , ДК.
« Всё о тебе наш П.край»
«Астафьевские чтения»
«Пасха» », « Рождествен.
вертеп», «Уральская Жемчужина»


Декоративно-прикладное
творчество
Работа в кружках
Внеурочная деятельность



«Флора – декор»
«Всё о тебе наш П. край»
«Пасха», « Рождествен.
вертеп», «Уральская Жемчужина»


Информационные технологии:
Учащиеся начальной школы занимаются в 4 кабинетах . Все кабинеты оснащены компьютером и проектором . Уроки стали проходить интереснее, на каждом уроке применяется ИКТ. Получена 1 документ – камера ,но на уроках пока не использовалась. Учителя пользуются интернетом, проводят работу по оснащению кабинетов : накоплен дидактический материал , имеются библиотеки по внеклассному чтению , методическая литература , материал к внеклассным мероприятиям.
Вывод
Анализируя деятельность можно отметить , что работа МО строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Реализация целей и задач осуществлялась согласно требованиям государственных программ , велась на основе нормативно- правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней , соответствовала нормам СанПиНа , была направлена на защиту прав и интересов обучаемых. Внедряя новые технологии обучения , разрабатываются более эффективные формы опроса учащихся. В соответствии с поставленными задачами , МО продолжило работу над поиском внутренних резервов повышения качества успеваемости в начальных классах. Анализ работы показал , что было создано достаточно условий для практического решения методической проблемы , следует отметить , что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями , интересами и возможностями. Считаем , что были созданы условия для развития всесторонне развитой , здоровой личности . Дети проявляли себя в той области , которая им интересна. Педагоги старались оказать методическую помощь друг другу ,повысить уровень самообразования. Целенаправленно ведётся работа по освоению современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой , научно- исследовательской деятельности учащихся ; внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий ; формированию учебных действий у учащихся. Учителями проводиться стартовый , рубежный и итоговый контроль. Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам нацелены на отработку базовых знаний , а также расширение и углубление знаний учащихся за счёт внедрения материала повышенной сложности.
Работа МО стала более результативной и продуманной. Исходя из вышеизложенного , работу ШМО за 2012-2014 г. следует считать удовлетворительной.

В работе ШМО остаются проблемы , решать которые предстоит в следующем году.
--- повышение эффективности отдельных этапов урока ;
--- более активное введение в практику ПРИД ;
---обогащение опыта и проведение отчёта каждого учителя по методической теме;
--- взаимопосещение уроков ;
--- организацию работы по преемственности с детским садом;
--- ведение электронных дневников;
--- создание портфолио учителей и учащихся ;
---участие в проекте «Телешкола»

На итоговом заседании МО были намечены задачи на наследующий учебный год:
---необходимо продолжить изучение материала по внедрению ФГОС начального общего образования ;
--- способствовать укреплению здоровья школьников через внедрение в практику здоровьесберегающих технологий ;
--- организовать деятельность по оказанию психолого- педагогической поддержки ,отслеживания динамики качества образования;
---продолжить работу по созданию единой информационно – образовательной среды ;
--- внедрить в практику применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности ;
--- формировать потребность к осознанному нравственному поведению;
---наметить пути устранения пробелов в ЗУН с целью повышения качества образования ,спланировать работу с одарёнными детьми;
---развивать индивидуальные и творческие способности обучающихся , прививать интерес к знаниям ;