Конспект урока биологии по теме: „Определение генетики. Основные понятия генетики. Основные этапы развития генетики. Методы генетики. Первый закон Г. Менделя.”


Развернутый план-конспект урока биологии по теме:
„Определение генетики. Основные понятия генетики. Основные этапы развития генетики. Методы генетики. Первый закон Г. Менделя.”
Цель:
обучающая: активизировать учащихся к запоминанию послушанной информации;
воспитательная: воспитать у учащихся этически правильное поведение по отношению к товарищам и учителю;
развивающая: развить новые знания и умения у учеников в области генетики..
Основные понятия: Ген, генотип, фенотип, аллельный ген, доминантный ген, доминирование, рецессивный ген, гомозиготный организм, гетерозиготный организм, моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, генетика, гибридологический метод, близнецовый метод, популяционно-статистический метод, генеалогический метод, методы генной инженерии, цитогенетический метод, чистота линии.
Межпредметные святи: ботаника, генетика.
Методы и приемы: беседа, лекция, объяснение, рассказ, демонстрация изобразительных пособий, опрос.
Тип урока: урок усвоения знаний.
Приветствие.
Организационная часть:
Проверка отсутствующих.
Тема урока: Определение генетики. Основные понятия генетики. Основные этапы развития генетики. Методы генетики. Первый закон Г. Менделя.
План урока:
Определение генетики.
Основные понятия генетики.
Основные этапы развития генетики.
Методы генетики.
Генетическая символика.
Первый закон Г. Менделя.
Ход урока:
Вопросы для опроса по теме „Оплодотворение”:
Дайте понятие оплодотворения? (Оплодотворение это слияние спермия с яйцом, завершающееся объединением их ядер).
Что такое опыление? (Опыление - это перенос пыльцевого зерна, содержащего мужские половые клетки, с пыльников тычинок на рыльце пестика (покрытосеменные) или на семязачаток (голосеменные).
Что образуется при слиянии центральной диплоидной клетки со спермием? (эндосперм).
Для чего нужен эндосперм? (для питания зародыша).
Какие клетки содержатся в пыльцевом зерне после его созревания? (1-вегетативная клетка, 2-спермии).
Дайте понятие оплодотворения? (Индивидуальное развитие, или онтогенез (от греч. онтос - существующее и генезис), - это развитие особи от ее рождения до конца жизни (смерть или новое деление особи).
Что такое дробление? (Дробление — это ряд последовательных митотических делений зиготы или неоплодотворенной яйцеклетки).
Растут ли клетки после дробления? Обоснуйте.

Рассказ учителя:
Определение генетики:
Генетика изучает два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость.
Наследственность – свойство родителей передавать свои признаки потомству.
Изменчивость – появление разнообразия в потомстве.
Основные понятия генетики.
Как вам известно, элементарная единица наследственности – ген. Это участок молекулы ДНК, определяющий возможность развития отдельного элементарного признака, или синтез одной белковой молекулы.
Генотип – совокупность взаимодействующих генов организма.
Фенотип – совокупность всех признаков организма.
Вы знаете что у разных людей цвет глаз или волос могут быть разными, разной может быть и форма плодов растений одного вида. Это свидетельствует о том что определенные гены могут находиться в разных состояниях одного гена. Такие различные состояния одного гена называют аллельными генами – гены расположенные в различных локусах 9местах0 гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака.
Доминантный ген – ген, подавляющий проявление другого аллельного гена – рецессивного. Доминантный ген проявляется в виде признака как в гомозиготном, так и в гетерозиготном организме. Рецессивный проявляется только в гомозиготном организме. Явление подавления одной аллели другой называется доминированием.
Гомозиготные организмы образуют один сорт гамет по одной паре аллелей, вследствие этого при скрещивании друг с другом или при самоопылении в их потомстве не наблюдается расщепления по исследуемому признаку.
Гетерозиготный организм образует два сорта гамет по одной паре аллелей; вследствие этого при скрещивании друг с другом или самоопылении в их потомстве всегда наблюдается расщепление по исследуемым признакам.
Моногибридное скрещивание – скрещивание при котором наблюдают за наследованием одной пары альтернативных признаков.
Ди- и полигибридное скрещивание – скрещивание, при котором наблюдают за наследованием двух или более пар признаков.
Основные этапы развития генетики:
Год рождения генетики 1900. Основоположник Григорий Мендель(1722-1884 гг.) – законы наследования признаков у гибридов у гибридов первого, второго и последующих поколений. Результаты опубликованы в 1865г. но признание они получили в 1900г после того как Чермак в Австрии, Корренс в Германии, и де Фриз в Голландии, независимо друг от друга, одновременно переоткрыли законы Менделя.
В истории развития генетики выделяют 5 этапов:
1900-1912гг. этап триумфального шествия Менделизма. Проводят большое количество скрещиваний (Наден, Сапере, Бетсон и др.). Бетсон предлагает термин Генетика.
1912-1925гг. создание и широкое обоснование хромосомной теории наследственности (Морган, Бриджес, Меллер и др.)
1925-1940гг. этап искусственного мутагенеза (Надсон, Меллер). Изучение мутагенного действия Х-лучей.
1940-1955гг. период молекулярной генетики. Открыли роль ДНК в наследственности.
1955- по нынешнее время. Появляется представление о структуре гена. Расшифрован генетический код. Появляется генная инженерия.
Методы генетики:
Гибридологический метод основан на скрещивании (гибридизации) организмов, отличающихся определенными состояниями одного или нескольких наследственных признаков. Потомков, полученных путем такого скрещивания, называют гибридами (от греч. гибрида - помесь), а сам процесс, в основе которого лежит объединение различного генетического материала в одной особи (клетке) - гибридизацией. С помощью системы скрещиваний можно установить характер наследования определенных состояний признаков в ряду поколений.
Генеалогический метод заключается в изучении родословных организмов. Он позволяет проследить характер наследования признака в следующих поколениях.
Популяционно-статистический метод позволяет изучать частоты встречаемости аллелей в популяциях организмов, а также генетическую структуру популяции. Этот метод также применяют в медицинской генетике для изучения распространения некоторых аллелей (в основном тех, которые определяют наследственные заболевания) среди отдельных групп населения. Для этого выборочно изучают часть населения определенной территории и статистически обрабатывают полученные данные.
Цитогенетический метод основывается на изучении особенностей хромосомного набора (кариотипа) организмов. Изучение кариотипа позволяет выявлять мутации, связанные с изменениями как строения отдельных хромосом, так и их количества.
Близнецовый метод заключается в изучении однояйцовых близнецов (т. е. организмов, развивающихся из одной зиготы). Однояйцовые близнецы всегда одного пола и имеют одинаковый генотип. Исследуя такие организмы, можно изучать роль факторов окружающей среды в формировании фенотипа особей: различный характер их влияния определяет различия в проявлении тех или иных состояний определенных признаков.
Отдельную группу составляют методы генной инженерии, с помощью которых ученые изменяют генотипы организмов: удаляют или перестраивают определенные гены, вводят гены в геном другой клетки или организма и т.д. Геном — это совокупность генов гаплоидного набора хромосом организмов определенного вида. Кроме того, ученые могут соединять в генотипе одной особи гены различных видов.

Генетическая символика.
Р – родительские организмы.
Доминантный признак по принципу алгебры Мендель обозначает (А) большой, а рецессивный (а) малой.
Взрослая особь имеет два наследственных фактора (гена или аллеля) – АА, аа – чистые (гомозиготные), Аа - гетерозиготные.
F1 – особи первого поколения.F2 – особи второго поколения.Первый закон Менделя:
Мендель проводил свои опыты на горохе. Он исследовал 22 сорта гороха и исследовал семь признаков:
Форма семян;
Окраска семядолей;
Окраска семенной кожуры;
Форма стручка;
Окраска стручка;
Расположение цветков;
Высота стебля.
Мендель открыл гибридологический метод исследований. В отличие от своих предшественников, он четко определял условия экспериментов: среди разнообразных наследственных признаков выделял разные состояния одного (моногибридное скрещивание), двух (дигибридное) или большего количества (полигибридное) признаков и прослеживал их проявление в ряду последующих поколений. Результаты исследований обрабатывали статистически, что позволило установить закономерности передачи различных состояний наследственных признаков в ряду поколений гибридов. Предшественники Г. Менделя пытались проследить наследование различных состояний всех признаков исследуемых организмов одновременно, поэтому им и не удалось выявить какие-либо закономерности.
Сначала Мендель проводит моногибридное скрещивание. До этого он проверял сорта чтобы они давали все семена только с таким признаком (чистота линии). Затем он проводит скрещивание:
Скрещивают два сорта гороха, один из которых обладает желтой окраской семян, а другой зеленой.
А – желтая окраска семян;
а – зеленая окраска семян.
Р АА × аа родительские организмы
Гаметы А а т.к. линии чистые то каждый из родительских организмов дает только один сорт гамет
F1 Аа Особи первого поколения.Семена растений, полученных путем такого скрещивания (гибриды первого поколения - F1 - от лат. филии - сыновья), оказались единообразными и имели только желтую окраску. Так был установлен закон единообразия гибридов первого поколения: в фенотипе гибридов первого поколения проявилось только одно из двух состояний признака – доминантное
F1 Аа × Аа

Гаметы А а А а т.к скрещиваемые особи гетерозиготны
то гадая из них даст два сорта гамет
F2 АА, Аа, Аа, аа. 1АА:2Аа:1аа
Домашнее задание:
Выучить §8-9 в учебнике. Ответить на вопросы в конце параграфа.
Выучить конспект в тетради.
Рекомендуемая литература:
Общая биология. Учебн. для 11 кл. сред. общеобразоват. учебн. завед. / Н.Е. Кучеренко, Ю.Г. Вервес, П.Г. Балан, В.М. Войницкий – К.: Генеза. 2001. – 272с.: илл.
Литература используемая учителем:
Общая биология. Учебн. для 11 кл. сред. общеобразоват. учебн. завед. / Н.Е. Кучеренко, Ю.Г. Вервес, П.Г. Балан, В.М. Войницкий – К.: Генеза. 2001. – 272с.: илл.
Краткий справочник школьника. 5-11 кл. / Авт.-сост. П.И.Алтынов, П.А. Андреев, А.Б. Балжи и др. – М.: Дрофа, 1997. – 624с.: илл.
Колесников С.И. Биология с основами экологии для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224с.