Разработка урока по теме: «Работа в среде MS Excel. Создание интерактивного теста по средствам табличного процессора»

Дата проведения
урока (занятия)
Номер учебной группы











План урока теоретического обучения

Тема урока
Работа в среде MS Excel. Создание интерактивного теста по средствам табличного процессора

Тип урока
комбинированный

Комплексные цели урока:
1) Обучающая
изучить правила составления тестов в табличном процессора; научиться создавать интерактивные электронные тесты по средствам табличного процессора

2) Воспитательная
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости

3) Развивающая
формирование системного мышления, позволяющего выделять в окружающей действительности системы, элементы систем, адекватные поставленной задаче.

Учебно-методический комплекс урока:
Карточка-задание, инструкционная карта

Программное обеспечение: Windows XP, Microsoft Excel

Ход урока:
Организационный этап:
проверка явки учащихся;
проверка готовности учащихся к уроку.
Основной этап
Актуализация учащихся на урок
Карточки-задания «Функции в Excel». Самопроверка. Анализ результатов

Сообщение темы и целей урока. Мотивация
Домашним заданием было составить тест по основным определениям табличного процессора Microsoft Excel.
Как вы думаете зачем? (для того что бы оформить тест в табличном процессоре).
Итак, тема урока: Создание интерактивного теста по средствам табличного процессора
Цель урока: научиться создавать интерактивные электронные тесты по средствам табличного процессора
Объяснение нового материала
Как вы понимаете слово «тест»? Для чего его использует, в каких областях?
В педагогике тесты используются для оценки уровня знаний, умений, навыков учащихся, также проводят психологические тесты на изучение личности человека.
(слайд 2)Тест - это кратковременное, технически сравнительно просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого. С помощью тестов производится тестирование.
Классификация тестов
Обзор ПО для разработки тестов
Постараемся выяснить для себя, в каких программах можно создавать тестовое задание. Разумеется, мы не будем говорить о создании теста на бумажных бланках, здесь достаточно навыков работы в MS Word. Рассмотрим кратко выбор программы для создания электронного интерактивного теста.
1) MS Word. Эта программа позволяет создавать не только текст для печати, но и электронный интерактивный документ. Функционирование интерактивной составляющей обеспечивается макросами.
2) MS Exxel. Создание оценочных тестов в этой программе широко используется учителями и достаточно популярно. Функционирование интерактивной составляющей также обеспечивается макросами.
3) Тесты в виде Флеш-роликов можно приготовить используя специализированные программы, например Macromedia Flash MX. Технология требует хорошего знания этих программ. В самой программе имеются готовые шаблоны для создания тестов.
5) Тесты в виде Web-страниц по моему мнению наименее трудоемкие в изготовлении достаточно эффективные и корректно работающие. К недостаткам можно отнести тот факт, что «продвинутый» ученик может легко узнать варианты правильного ответа в коде.
Для создания интерактивных тестов можно использовать многие программы, но мы сегодня остановимся именно на Microsoft Excel.
Программа Excel позволяет создавать тесты со свободным ответом (когда обучаемому не дается варианта ответа) и с выборочным ответом (когда обучаемому предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает правильный)
- Как вы думаете как должен внешне выглядеть интерактивный тест в Excel?
(красочный, правильно подобран размер шрифта, использование картинок и заливки ячеек)
- Какие расчеты (формулы) нам понадобятся для расчетов?
(расчет количества правильных- неправильных ответов, оценка)
- Какими функциями будем пользоваться при расчете результатов?
ЕСЛИ Возвращает одно значение, если аргумент лог_выражение при вычислении дает значение ИСТИНА, и другое значение, если ЛОЖЬ
СЧЕТЕСЛИ (используется для подсчета количества ячеек в диапазоне, значения которых удовлетворяют определенному критерию)

Просмотр видеоролика «Создание интерактивного теста»
Сейчас я предлагаю Вам выполнить практическую работу, но прежде чем сесть за компьютеры давайте повторим технику безопасности в компьютерном классе. Ответы учащихся.

Выполнение практической работы.
Выдача инструкционной карты по ходу выполнения практической работы.
По истечении времени учащиеся меняются местами и решают тест. Сообщают оценку

Закрепление нового материала:
Вопросы к учащимся:
Что нового для себя вы сегодня узнали на уроке?
Какие этапы разработки теста вам больше понравились?
III. Заключительный этап:
Подведение итогов урока
Сообщение оценок
Домашнее задание: продумать варианты оформления макросов в созданном тесте


Преподаватель: Булатецкая А.С.
Карточка-задание «Функции в Excel»
Ф.И.О. _______________________________________________________-
Группа ____________

Задание 1. Опишите назначение следующих функций:
А) СУММ ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Б) МАКС _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В) СЕГОДНЯ _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Г) ИСТИНА __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 2. Определите к каким функциям относятся данные пояснения:
А) _________________- проверяет, имеет ли хотя бы один из аргументов значение ИСТИНА, возвращает значение ИСТИНА или ЛОЖЬ. (ИЛИ)
Б) _________________- возвращает значение квадратного корня (КОРЕНЬ)
В) _________________ - вычисляет количество дней между двумя датами на основе 360-дневного года (ДНЕЙ360)
Г) _________________- округляет число до указанного количества десятичных разрядов
Инструкционная карта
Тема: создание интерактивного теста по средствам табличного процессора
Цель: научиться создавать интерактивные электронные тесты по средствам табличного процессора
Техническое обеспечение: ПК
Программное обеспечение: OC Windows XP, Microsoft Excel

Порядок действий
Результат работы


Запустить программу Microsoft Excel



Оформить заголовок



Напечатать вопросы



1) Выбирается меню Данные.
2) В ниспадающем меню выбирается команда Проверка.



В диалоговом окне выбирается тип данных - Список



В окне Источник перечисляются варианты ответов через точку с запятой.

Проделайте аналогичные действия с пункта 4 по 6 до конца вопросов в тесте (не забывайте про правильные ответы)



Далее оформляем столбец Результат. Для этого используем логическую функцию ЕСЛИ
1) Установите курсор в ячейку D5
2) Выполните команду Вставка – Функция (или кнопка fx рядом со строкой формул). Выберите в категории Логические функцию ЕСЛИ
3) Заполните поля согласно рисунка. Текстовые ответы необходимо заключать в кавычки.
4)Аналогичным образом заполните ячейки D6:D14



В ячейку В17 введите: Количество верных ответов
В ячейку В18 – Количество неверных ответов
В ячейку В19 - Оценка



Для подведения количества неверных ответов используйте функцию СЧЕТЕСЛИ
1) Установите курсор в ячейку В17.
2) Выполните команду Вставка – Функция ( или кнопка fx рядом со строкой формул).
3) Выберите в категории Статистические функцию СЧЕТЕСЛИ.
4) Выделите на листе ответов диапазон D5:D14.
В строке критерий введите запись «верно» и нажмите кнопку ОК



Аналогичным образом введите количество неверных ответов. Только в строке критерий введите запись «неверно»



Для выставления оценки используем функцию ЕСЛИ. Критерии оценивания:
Кол-во верных ответов
Оценка

9-10
5

7-8
4

5-6
3

>4
2




1) Установите курсор в ячейку С19. Выполните команду Вставка – Функция (или кнопка fx рядом со строкой формул). Выберите в категории Логические функцию ЕСЛИ.
2) После открытия окна Аргументы функции щелкните мышью в ячейку С19. Ее адрес появится в строке Лог_выражение. Далее введите записи согласно рисунка.
3) Установите курсор в строку Значение_если_ложь и нажмите на кнопку ЕСЛИ (рядом со строкой формул) для создания следующего вложения функции Если.




Проверьте правильность ввода формулы



Ответьте на вопросы в тесте и проверьте правильность вычисления














Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 515