Внеклассное мероприятие по Окружающему миру « По страницам Красной книги»
Внеклассное мероприятие по Окружающему миру
« По страницам Красной книги»
Цель: познакомить учащихся со структурой Красной книги; с животными, занесёнными в неё; воспитывать внимательное, сознательно бережное отношение к животным и окружающей природе; развивать воображение, умение обобщать, делать выводы.
Оборудование: Красная книга, рисунки учащихся с изображением животных из Красной книги, картинки животных, выставка книг о животных.
Ход занятия
- Сегодня поговорим с вами о Красной книге. Посмотрите на картины и рисунки. Здесь изображены прекрасные творения природы. Мы могли бы бесконечно восхищаться ими, если бы не одно обстоятельство – все они занесены в Красную книгу. Это обозначает, что им всем угрожает исчезновение с земли. Ученые подсчитали, что за последние 400 лет вымерло около 150 видов животных. Причём более половины вымерших видов исчезли за последние 50 лет и почти все по вине человека. Красный цвет книги – это сигнал опасности.
В 1949 г. была создана одна очень важная организация – Международный союз охраны природы (МСОП), в которой вступили многие государства мира.
В 1966 г. МСОП учредил Красную книгу. Она хранится в Швейцарии, в г. Морхе. В неё занесены данные о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране. Красный цвет сигнализирует: защити!
Сегодня многие страны имеют собственные Красные книги. Подобная Красная книга есть в нашей стране. В России была создана в 1974г. В её списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц. С тех пор этот список всё растёт.
Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном, можно сразу определить, в каком положении оно находится.
Начнём путешествие по цветным страницам Красной книги.
Сначала идут чёрные страницы. На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. Это большерогий олень, саблезубый тигр, бескрылая гагарка, странствующий голубь.
( Рассказ ученика о странствующем голубе.)
1. - Странствующий голубь – очень красивая птица. У него изящное тело , строго обтекаемой формы , длинный , сужающий к концу хвост и узкие крылья , приспособленные для быстрого полёта. Окрашены очень интересно. Эти птицы обитали в старых лиственных лесах, где находили обильный корм: буковые орехи, каштаны, жёлуди, семена. Привычка держаться стаями, строить гнёзда и находиться в тесном соседстве превратила их в лёгкую добычу охотников. К 1890 году дикие странствующие голуби стали редкостью, да и неудивительно. Последний странствующий голубь умер в 1900 году.
-Сейчас речь пойдет о красных страницах. На них записаны особо редкие, исчезающие животные. Их мало, но ещё можно встретить. Это лошадь Пржевальского, синий кит, гепарт, полосатая гиена и другие. Чтобы узнать, о каком животном дальше пойдет речь, вам нужно, переставив буквы, отгадать слово: БЕРАЗ. Правильно.
Мы поговорим о зебре Грэви ( Рассказ ученика о зебре.)
2.
Зебру Грэви ещё называют пустынной зеброй. Этот вид зебры самый крупный. Живут небольшими семействами по четыре-семь голов, возглавляемыми самцами. Семейные союзы заключаются у зебр на всю жизнь. Это самые по-видимому, древние зебры. Жеребята зебр Грэви родятся с гривой по всему хребту – от холки до хвоста. Эта зебра живет в Южной Эфиопии, Сомали и других странах Африки. Зебры очень дружны между собой. Если малышу грозит опасность , на его защиту становится всё семейство. У этих животных, помимо их удивительные окраски, хорошее зрение и память. Но если человек не станет охранять этих животных, они могут исчезнуть навсегда.
- На жёлтые страницы занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им,то они могут попасть на красные страницы.
Это амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик, морж и другие. А чтобы узнать о ком пойдет речь, надо вам разгадать ребус. Правильно. Это лев.
( Рассказ ученика о льве.)
3
В силе , ловкости, смелости мало кто может сравниться со львом. Отличительный признак льва- грива. У самок гривы не бывает. Живут львы небольшими семействами. У каждого семейства свои владения. Львы никогда не убьют лишнюю антилопу, добудут мяса столько, сколько могут съесть. Охотятся львы обычно ночью. После охоты львы отдыхают. Они спят на деревьях, растянувшись на ветках и свесив лапы вниз. Царь зверей обладает не только смелостью и большой силой. Но и уважением к своим подчинённым. Великолепен и хвост льва – длинный, тонкий и тугой. Он содержит необъяснимую силу: может стать прочным, как металл, может ударить, будто чугунной
Когда- то давным-давно львы обитали на территории нашей страны. Сейчас они уцелели только в Африке и Индии. Из- за красивой шкуры с гривой их жестоко истребляли. - На серых страницах записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены. К таким животным относятся слоновая черепаха, жук геркулес и другие.
Чтобы узнать, о каком животном пойдет речь. Надо правильно соединить рисунок по точкам. (раздаются листы.)
( Рассказ ученика о пингвине.)
4
- Я расскажу об императорском пингвине. Императорские пингвины живут в Антарктиде . Зимой , когда морозы достигают минус шестьдесят градусов по Цельсию, пингвины выводят и растят своих птенцов. У пары пингвинов появляется одно- единственное яйцо. Если яйцо упадёт на снег, оно погибнет. Самец два месяца согревает яйцо ,держа его между лапами ,пока малыш не проклюнется. Между тем мама уже ловит рыбу и рачков, чтобы покормить будущего малыша. Подросший детёныш ест довольно много рыбы – до четырех кг в день. Императорские пингвины очень крупные. Они редко выходят на берег, предпочитая оставаться на морском льду.
Следующие страницы красной книги- белые. Здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Они обитают на не больших площадях. Это белый медведь, снежный барс, пятнистый олень, утконос и другие.
Разгадайте ребус, чтобы узнать название птицы, о которой пойдет речь.
( Рассказ ученика о фламинго)
5.
Молодые фламинго имеют серый окрас, позднее они розовеют, но «взрослую» окраску оперения обретают, лишь достигнув возраста трёх- четырёх лет. Живут фламинго до тридцати лет. Летают они, вытянув шеи вперёд, а ноги назад, плавают хорошо, гнездятся и кормятся на мелководьях. Пищу, птицы добывают необычным клювом. Когда фламинго закрывает клюв, мясистый язык падает вперёд и, как поршнем, выталкивает воду из клюва. Пища же остаётся в клюве.
Этих птиц можно встретить в озёрах Казахстана и Каспии.
- Последние страницы Красной книги- зелёные. На них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Название одного из них зашифровано в ребусе. Кто это? Правильно. Бурые медведи.
( Рассказ ученика)
6
- Бурые медведи живут в лесах, на равнинах, и в горах. Они отличные охотники , но часто питаются лесными ягодами, кореньями, фруктами. Медведь - большой любитель мёда. Осенью зверю приходиться заботиться о надёжном убежище, где можно проспать до весны. Прежде чем лечь в спячку, медведь тщательно запутывает свои следы, чтобы никто не смог найти его берлогу. Накопленный заранее жир помогает медведю спокойно перенести зиму. Медведи – умные животные, их можно приручить, они легко поддаются дрессировке, но встретить медведя в лесу опасно, можно погибнуть.
- Закончилось наше путешествие по страницам Красной книги. Мы с вами говорили о животных, которых вы видели по телевизору, по картине.
- Посмотрите на стенд. На нем изображены животные ( волк, лиса, заяц,барсук, и т.д.), с которыми тоже знакомы и не раз видели по телевизору, а кто-то некоторых животных видел в природе. Их на земле много, но они тоже нуждаются в нашем бережном к ним отношении.
Итак, мы отправимся в лес. Обычно животные почуяв людей, спешат спрятаться. Почему?
-Представьте себе, что будет если все мы убьём по одной лягушке?
А если всей деревней?
Я думаю, лягушка тоже будет редким, а ведь она тоже нужна природе.
3.
Мы с вами знаем, в исчезновении животных в основном виноват человек. Вот что по этому поводу в рассказе « Скрипучие пословицы.» пишет К. Паустовский. ( читает ученик отрывок из рассказа.)
-Ребята, а у вас возник вопрос: а как же мы, дети, можем помочь природе?
Как вы должны помочь природе?
( Ответы детей.) В ходе обсуждения появляется памятка.
Правила поведения на природе.
Десять « нельзя»:
- разорять птичьи гнезда;
- рвать и бросать цветы; рвать большие букеты;
- ломать ветки деревьев, кустов;
- давить насекомых;
- шуметь в лесу;
- разводить костры без взрослых;
- оставлять мусор в лесу и водоемах;
- сбивать мухоморы и прочие поганки;
- убивать лягушек и ужей;
- брать лесных зверьков домой.
Подводим итог, знакомим с выставкой книг о животных.
Чтение стихотворения учеником.
Охраняется Красной книгой
Столько редких зверей и птиц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Мы леса и поля обижаем, Красная книга, красная.
Стонут реки от горьких обид. Может, значит, она, что природа умрёт?
А себя мы прощаем. Прощаем. Цель у неё иная:
Но грядущее нас не простит. Всё живое хранить зовёт.
Рисунки ребят