Урок По страницам Красной книги


МБОУ Слизневская ООШ






Разработка
урока окружающего мира на тему

«Путешествие по страницам
Красной книги»













Учитель начальных классов:
Кладова Светлана
Николаевна






2015 г.
Тема: «По страницам Красной книги»

Задачи:
- познакомить учащихся со структурой Красной книги, с животными, занесенными в нее;
- воспитывать внимательное, сознательно бережное отношение к животным и окружающей природе;
- развивать воображение, умение обобщать, делать выводы.

Оборудование:
- мультимедийная установка;
- фотографии животных;
- макет Красной книги;
- магнитофон;
- запись голосов птиц;
- кроссворд;
- листочки с правилами поведения в природе.














Ход занятия:

1. Оргмомент.

Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Отправимся мы в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Ребята, сегодня мы действительно отправимся с вами
в мир природы, в царство зверей и птиц.
Мы вспомним животных, которые обитают в лесной по-
лосе, и которых в природе еще достаточно много, а также
мы поговорим о тех животных, которые находятся на гра-
ни исчезновения и нуждаются в защите.
Я познакомлю вас с историей создания Красной книги.
Мы сформулируем правила поведения в природе, т. е.
поговорим о том, как надо себя вести, чтобы не навредить
окружающим нас растениям и животным.

3. Введение в тему.

- Животные Кого ты представляешь себе, когда слышишь Ответы
это слово? детей
Может быть, своего верного четвероногого друга – собаку.
А может быть, белочку или красавца-оленя. А я представила
бабочек, летающих над лугом. Все это – представители жи-
вотного мира.
Животные играют огромную роль в природе. Без них многие
растения не могли бы размножаться и расселяться.
Необходимы животные и людям.
- Как вы думаете, для чего? Ответы
Животные нам нужны не только потому, что дают продук- детей
ты питания и ценные меха, но и потому, что почти все
животные очень красивы и интересны.
Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно гу-
бят многих диких животных, для которых лес и река – дом.
Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охо-
ты одни животные навсегда исчезли с лица Земли, а другие
стали редкими.


4. Демонстрация фотографий животных из Красной книги.

- Ребята, посмотрите на экран Как прекрасен этот мир! На экране
Как прекрасны творения природы, представленные на фотограф. этих фотографиях. Ими бы только восхищаться, поражаясь, животных
сколь щедра на выдумки природа. Но есть одно тягостное
обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем
им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.

5. История создания Красной книги.

Ученые подсчитали, что начиная с 1600 года на нашей
планете вымерло около 150 видов животных, причем
более половины из них – за последние 50 лет. Почти
все животные исчезли по вине человека. К началу 20 века
стало очевидно, что необходимо принимать специальные
меры по спасению животного и растительного мира.
В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло
на международной конференции был основан Междуна-
родный союз охраны природы и природных ресурсов.
Его главной задачей было выявление видов животных,
а позднее растений, которые находились на грани исчез-
новения и требовали незамедлительной заботы человека
(также нужны были рекомендации по их спасению).
Тогда была создана специальная комиссия службы спа-
сения. Эта служба спасения составила мировой список с
пояснениями, в который вошли животные и растения, нахо-
дившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. Ученые
решили назвать этот список Красной книгой. Составление
первого варианта Красной книги потребовало 14 лет.
Международная Красная книга сейчас хранится в Швейца-
рии в городе Морхе.
- Как вы думаете, ребята, почему список животных и расте-
ний, находящихся под охраной, назвали именно Красной ответы
книгой? детей
- Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте
животных, не губите растения! Красный цвет- сигнал опас-
ности, он сигнализирует – защити!
Многие страны составляют собственные Красные книги.
Красная книга России была создана в 1974 году. Посмотрите на экране
на экран: вот так выглядит Красная книга России (здесь Кр. книга
представлено несколько изданий). России
- В ее списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц.
С тех пор этот список растет.
- Ребята, как вы поняли из моего рассказа, для чего нужна
Красная книга? ответы
- Красная книга нас информирует, какие растения и детей
животные в опасности. Она призывает охранять природу.
Эта книга предупреждает, что то или иное животное или
растение в беде. Ему нужна помощь.

6. Физкультминутка.

- В начале занятия я говорила вам, что мы отправимся
в путешествие. Я думаю, что перед дальней дорогой нам
нужно сделать небольшую разминку.

Мы шагаем, мы шагаем Впереди из-за куста
Руки выше поднимаем. Смотрит хитрая лиса.
Голову не опускаем, Мы лисицу обхитрим,
Дышим ровно, глубоко. На носочках побежим.

Вдруг мы видим: у куста На поляну мы заходим,
Выпал птенчик из гнезда. Много ягод там находим.
Тихо птенчика берем Земляника так душиста,
И назад в гнездо кладем. Что не лень нам наклониться.

Как много мы увидели:
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и ты, и мы.

7. Путешествие по страницам Красной книги.

- Ребята, сейчас мы совершим путешествие по страницам
Красной книги. Страницы Красной книги разноцветные.
Это сделано не для украшения. По цвету страниц можно
определить в каком положении в природе находится то или
иное животное.

а) Сначала идут черные страницы. На них изображены те
животные, которых мы больше в природе не увидим. Они уже
исчезли с лица Земли.
Это бескрылая гагарка, большерогий олень, саблезубый тигр, странствующий голубь. О странствующем голубе нам
расскажет Кощеев Дима.
(рассказ ученика)

б) Сейчас речь пойдет о красных страницах книги. На них
помещены особо редкие, исчезающие животные. Их мало,
но еще можно встретить в природе. Если этих животных
не охранять, они быстро могут исчезнуть. Это гепард,
лошадь Пржевальского, полосатая гиена, синий кит,
зебра Грэви. О зебре мы послушаем рассказ Базаева Димы.
(рассказ ученика)

в) Продолжаем мысленно перелистывать страницы Красной
книги. На желтые страницы занесены животные, количество
которых стремительно уменьшается. Если люди не будут
охранять их, то эти животные могут попасть на опасные
красные страницы. Это амурский тигр, морж, пятнистый на экране
тушканчик, лев и другие животные.
Алеша Гурлов нам расскажет о замечательном животном с
желтых страниц, его еще называют «царь природы».Это лев.
(рассказ ученика)

г) Перелистываем книгу и попадаем на серые страницы, на
которых записаны названия животных, которые до сих пор
мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точ-
но не установлены. К таким животным относятся жук-гер- на экране
кулес, слоновая черепаха, императорский пингвин и другие.
Об одном из этих животных расскажет Гурлова Даша.
(рассказ ученицы)

д) Следующие страницы Красной книги – белые. На них
помещены списки животных, численность которых всегда
была невелика. Они обитают на небольших площадках.
Это белый медведь, снежный барс, пятнистый олень, розо- на экране
вый фламинго.
(рассказ о фламинго)

е) Последние страницы Красной книги – зеленые. На них
мы увидим изображения животных, которых удалось спасти
от вымирания. Это бобр, соболь и некоторые другие. на экране
- А вот о каком животном нам сейчас расскажет Даша
Сокова, вы можете узнать с помощью моей загадки.
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
- Правильно, медведь. Бурого медведя людям удалось на экране
спасти от вымирания.
(рассказ ученицы)



- Мы полистали страницы Красной книги, познакоми-
лись с животными, которые нуждаются в охране. Наше
путешествие я хотела бы закончить стихами.

Охраняется Красной книгой
Столько редких зверей и птиц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
А себя мы прощаем. Прощаем.
Но грядущее нас не простит.
Красная книга, красная.
Может, значит она, что природа умрет?
Нет!.Цель у нее иная:
Все живое хранить зовет.

8. Физкультминутка.

- Путешествие по страницам Красной книги закончилось,
но наше занятие продолжается.
Вы, наверное, уже засиделись. А хотите совершить прогул- голоса
ку в лес? птиц
- Послушайте, какие звуки нас манят.
Это пение птиц.
А вот и прекрасный лес. на экране

- Мы, ребята, входим в лес.
( Сколько здесь вокруг чудес)

- Руки подняли и покачали.
(Это деревья в лесу).

- Руки согнули, кисти встряхнули.
(Ветер сбивает росу).

- В стороны руки, плавно помашем.
(Это к нам птицы летят).

- Как они тихо кружатся – покажем.
(Крылья сложили назад).

- Наклонились и присели, заниматься тихо сели.
9. Беседа о животных, не занесенных в Красную книгу.

- В лесу можно встретить животных, которых на Земле
пока еще много. Это волк, лиса, заяц, лось, кабан, белка,
еж, барсук, енот, косуля, куница и другие. Их на Земле
еще много, но они тоже нуждаются в нашем бережном
к ним отношении.
Обычно, почуяв людей в лесу, животные спешат скрыть- ответы
ся. Как вы думаете, почему? детей
Некоторые люди, например, не любят лягушек и пыта-
ются их убить, раздавить. Но представьте себе, что будет,
если каждый из вас, придя в лес, убьет по одной лягуш-
ке. А если это сделают все люди, проживающие в нашей
местности. Думаю, что лягушка станет редким животным,
а ведь она так нужна нашей природе. Лягушки уничтожают
вредных гусениц и других вредителей леса.
А вот еще один пример. Издавна суеверные люди считали,
что сова приносит беду и пытались уничтожать сов. Но это
совсем не так. Совы очень полезны, так как они питаются
мышами. Одна сова за лето уничтожает до 1000 мышей,
которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

10. Роль детей в охране природы.

- Наверное, у вас возник вопрос: а как же мы с вами
можем помочь природе или хотя бы поступать так, чтобы
не навредить ей. Давайте подумаем над этим вместе.
(ответы детей).
- Из всего сказанного можно составить правила поведения
в природе.
Десять нельзя:
1) разорять птичьи гнезда;
2) рвать и бросать цветы, рвать большие букеты;
3) ломать ветки деревьев, кустов;
4) уничтожать насекомых;
5) шуметь в лесу;
6) разорять муравейники;
7) оставлять мусор в лесу;
8) сбивать мухоморы и прочие поганки;
9) убивать лягушек и ужей;
10) разводить костры.

- Я думаю, обитатели леса будут вам очень благодарны,
если вы не забудете эти правила и всегда будете их
соблюдать.
Для этого я приготовила вам листочки-памятки,
на которых записаны правила поведения в природе.
Я вручаю их каждому из вас, чтобы вы в любой учитель
момент могли их прочитать и вспомнить, если забу- раздает
дете. листочки

11. Подведение итогов занятия. заставка
лес
- Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего
занятия.
- Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось ответы
или не понравилось? детей
(ответы детей)
Что нового вы узнали?
(что страницы Красной книги – разноцветные)
- Давайте повторим, какого цвета страницы в
Красной книге и что обозначает каждый цвет. на доске

- Я предлагаю из этих отдельных страниц изготовить
макет Красной книги, которая будет храниться у нас
в классе.
Возьмем папку красного цвета и поместим в нее
цветные страницы по порядку.
(помогают ученики)
- На папку наклеим название.
(выполняет ученик)
- У нас получился макет Красной книги.

- Если уж у нас появилась в классе Красная книга,
да еще изготовленная своими руками, то мы обяза-
тельно должны знать и помнить названия животных,
находящихся под охраной (пусть не всех, но хотя бы
тех, о которых говорили сегодня на занятии).
- Сейчас я проверю, запомнили ли вы названия живот-
ных, занесенных в Красную книгу.
- А сделаю я это с помощью кроссворда.
(раздаю кроссворды, дети разгадывают, можно включить
музыку «Как прекрасен этот мир»)

- Какое ключевое слово получилось?
(береги)
- Если вы разгадали кроссворд, значит вы вспомнили
названия животных, с которыми познакомились на
страницах Красной книги.

12. Заключение.

В кроссворде вы выделили ключевое слово «береги».
наше занятие, посвященное Красной книге, проблеме
охраны животных нам хотелось бы завершить стихот-
ворением, в названии которого тоже есть слово «береги» -

Береги природу

Ты видел, в лебедей стреляли? Я не хочу такого мира,
Ты видел, как они упали? Где все так серо, все уныло.
Скажи, а если б птицы знали Опомнись, вздрогни, человек
И если б только понимали, Не долог на Земле твой век.
Что их полет прощальным будет, Но что после себя оставим?
Их на заре подстрелят люди, И чем себя мы здесь прославим
Скажи, они бы не летали? Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
Наверно, даже если б знали И свалкой мусора огромной?
И даже если б понимали, Иль атмосферою зловонной?
То все равно б взмывали ввысь. Иль речкой с мертвою плотвой
Ведь небо – это их стихия! Полями с выжженной травой?
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь! Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
А в небе – стая журавлей. И славен будет пусть твой век
Так грустно над землей кружится. Травой душистой на лугу.
Земля Скажи, что стало б с ней, И трелью птиц веселой, звонкой
Когда б на ней умолкли птицы? И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
Тогда бы мертвым стало небо. И синим глазом василька,
И тишина в пустых лугах, И свежим ароматом трав,
И, может быть, колосья хлеба И рощи шумом, и дубрав.
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи черной саранчи












15