Слово как средство художественной выразительности. И. Бунин. Листопад.
Урок литературного чтения в 4 «Б» классе
УМК «Школа России»
Учитель: Л.В.Козуб
Слово как средство художественной выразительности. И.А. Бунин «Листопад»
Цели урока:
Образовательные: формирование навыка исследовательской деятельности; исследование средств художественной выразительности, передающих краски, звуки и образы осеннего леса.
Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся; развитие воображения, речи; развитие творческого мышления учащихся;
Воспитательные: воспитание чувства любви к поэзии, природе ; умение видеть прекрасное в обыденном; формирование культуры речи учащихся.
Планируемые результаты: Описывать картины осени в стихотворении. Определять слово как средство художественной выразительности. Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях, как о живых существах, анализировать поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение.
Формируемые УУД: Чтение про себя с осознанием содержания текста. Определение эмоционального характера текста. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Оборудование:
Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, подготовленная к уроку;иллюстрации осенних пейзажей.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения.
Экспресс-выставка.
2.Актуализация знаний.
- Сегодня у нас необычный, творческий урок, мы будем не просто учениками, мы станем исследователями.
- Перед тем, как мы непосредственно перейдём к теме урока, хочу предложить вам послушать фрагмент музыкального произведения. Постарайтесь определить его настроение.
Слушание (Осенняя песня. П.И.Чайковский)
- Какое настроение передаёт эта музыка?
– Что вы услышали в музыке?
-Что почувствовали?
-Что представили себе, пока слушали музыку?
– Эта пьеса называется “Октябрь”.
- Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает П.И. Чайковский.
В пьесе «Осенняя песня» («Октябрь») П.И.Чайковского слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал П.И. Чайковский в своей «Осенней песне».
3.Самоопределение к деятельности
- Как называется природное явление, связанное с опаданием листвы?( листопад)
- Действительно, это- листопад. Посмотрим, как объясняет понятие « листопад», толковый словарь.
-А теперь у нас есть возможность сравнить это описание с тем, как рисует листопад художник слова - И.А.Бунин.
-Что вы узнали об И.А.Бунине?
4.Подготовка к первичному восприятию
-Послушайте, что говорил о нем А. Блок:
“Так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко”.
– Поэма “Листопад” была посвящена близкому другу Бунина Максиму Горькому.
5.Первичное восприятие текста.
Отрывок из поэмы “Листопад”. Аудиоприложение к учебнику.
6. Проверка первичного восприятия стихотворения.
-Что вы представили, когда слушали стихотворение?
- Поделитесь впечатлениями . Что вы почувствовали, слушая стихотворение? (изумление, радость ,восторг, грусть, сожаление).
Настоящий поэт или художник может нарисовать словами всё, - и мы всё это можем вообразить.
- Поэт сумел передать восхищение красотой осеннего леса при помощи обычных слов.
7.Вторичное чтение
Я предлагаю вам прочитать стихотворение самостоятельно, найти в тексте непонятные слова.
8.Основная работа.
1.Проверка вторичного чтения. Словарная работа
Дети называют слова: терем, лиловый, багряный, лазурь, золотой, просветы, вдова, мотылёк, пёстрый
- Заворожнный – очарованный, околдованный.
-Подберите антоним к слову «замирает».(возраждается).
9 Исследовательская работа.
- Как вы думаете, что чувствовал поэт, рисуя осенний лес?
- Какие картины вы себе представили?
- Трудно ли вам было их увидеть и почему?
- Что помогло вам так ярко представить образы?
-Бунин так зримо выписал все образы, словно писал их не словами, а красками.
Давайте же попытаемся найти ключик, который откроет загадку необычайной красоты стихотворения. И ключик этот содержится в тексте, сам автор заложил «путь к себе» в своём произведении. Ведь каждый поэт хочет быть понятым. Но только внимательный читатель может понять автора. В этом нам поможет исследование, которое мы проведем на уроке. Но прежде давайте вспомним, какие средства художественной выразительности вы знаете?
- Бунин, как настоящий мастер слова, сумел найти такие слова, которые словно нарисовали красками осенний лес.
Мы открываем работу творческой лаборатории цветовых образов. Будем исследовать, какие же художественные приемы позволяют нам увидеть краски осеннего леса? Вы будете исследовать цветовые образы стихотворения.
Алгоритм исследования.
1.Внимательно и медленно прочтите текст стихотворения..
2.Понаблюдайте: как «рисует» поэт осенний лес.
3.Найдите эпитеты - яркие и образные (картинные) художественные определения.
4.Выпишите эпитеты и слова ,к которым они относятся..
5.Какие краски преобладают в осеннем лесу?
Алгоритм ответа.
И.А.Бунин нарисовал лес, словно терем_______________________.
Лес нарисован различными красками:___________________________.
Он стоит__________________________стеной
Берёзы блестят_____________________резьбой
В лазури_________________________________
А между клёнами_____________________просветы в небо краски.
Здесь поэт использует художественные определения(эпитеты) для того, чтобы_________________________________________________________
В стихотворении преобладают_________________________________________________краски.
Мы создали цветовую палитру, передающую краски осеннего леса.
2.Увидеть полноту осенних образов нам помогает звуковая палитра стихотворения. Исследовать звуки осеннего леса будем в творческой лаборатории звуковых образов. В процессе исследования звуковых образов.
Алгоритм исследования.
1.Внимательно и медленно прочтите текст стихотворения.
2.Исследуйте текст, найдите слова, передающие звуки осеннего леса.
3.Исследуйте следующие строки: Сегодня так светло кругом, Такое мёртвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье.
4.Понаблюдайте за тем, какие согласные звуки подбирает поэт, для более точной передачи звуков осеннего леса.
-Какие слова помогают автору показать. Что в осеннем лесу наступает тишина?
- Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины?
- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
А сейчас мы займемся исследованием образов осеннего леса.
- Какие же образы леса выписал поэт?
- Что напомнил осенний лес Бунину? (терем)
- Как подчеркнутые слова помогают нарисовать образ леса-терема?
(Автор создаёт яркий образ осеннего леса-терема, используя сравнения и эпитеты: «лес, точно терем расписной весёлой, пёстрою стеной стоит», «стоит, заворожённый тишиной». Для завершения этого образа автор сравнивает просветы в листве с оконцами, елочки – с вышками у терема, а пустую поляну – с широким двором. Кажется, лес в пору золотой осени должен вызывать лишь восхищение буйством красок. Но к этому чувству всегда добавляется и ожидание того, что на смену этой красоте скоро придёт слякоть, ненастье, другими словами, «чёрная осень». И хотя в стихотворении нет прямых упоминаний о предстоящих изменениях, они ощущаются в незначительных деталях, в многоточии...)
– Бунин сравнивает лес с теремом не только по внешней красоте, но и по запаху. Чем пахнет в этом тереме?
-Объясниет слова поэта: «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой».
- Почему слово Осень поэт пишет с большой буквы?
- Чего он достигает необычным изображением осени?
(Но с образом Осени, представшей «тихою вдовой», в стихотворении появляется мотив смерти, который усиливается словами «последний» (мотылёк), «замирает», «мёртвое молчание», «тишина». Даже «светлая поляна» с приходом Осени становится «пустой поляной». Единственный одушевлённый персонаж произведения – играющий мотылёк, однако и он – последний, замирает на паутине.)
Вывод: Бунин наделил свой лес и осень, и мотылька человеческими качествами для того, чтобы мы могли им сопереживать им, как живым людям.
- У нас осталось ещё одно, очень важное для понимания стихотворения, задание.
Мне хочется чтобы мы все вместе сделали один важный вывод.
В каждом стихотворении автор хочет нам что-то сообщить, поделиться своими мыслями. Но одна из них является главной. Постараемся понять, какую же мысль хочет до нас донести поэт. А для этого прочтём 2 часть стихотворения.
Чтение 2 части стихотворения учащимися вслух
- Какое слово поэт повторяет несколько раз? Почему?
(Повтором первых двух строчек последняя строфа вновь возвращает читателя к поэтическому образу леса-терема, но акцент делается не на яркой красоте леса, а на объявшей всю природу тишине, которая предзнаменует увядание многоцветия осенней природы. Быстротечность осенних тёплых дней, недолговечность осенней красы подчёркивается автором и с помощью анафоры «сегодня».)
Такой приём называется повтор одних и тех же слов. Это как бы подчёркивает мысль автора, придавая словам особую выразительность и убедительность.
- Какую же мысль хочет донести до нас поэт?
(Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня, завтра она может быть уже другой. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их).
- Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.
- Кто же является главным героем стихотворения?
- Кто наблюдает за всем происходящим в лесу и заворожён красотой увиденного и его тишиной?
- Верно, лес.
- А ведь мы, ребята, сейчас совершили открытие: именно лес является лирическим героем произведения. Он любуется красотой осенней природы, ценя неповторимость каждого дня. Но ведь и поэт, как и лес, любуется красотой осенней природы. Можем ли мы предположить, что само стихотворение - это метафора. Это сам Бунин любуется красотой осенней природы, скрываясь за образом леса. Именно исследование позволило нам сложить из отдельных фрагментов, как из мозаики, целостную картину неповторимой красоты русской природы.
(«Листопад» И.А.Бунина – стихотворение, наполненное светлой грустью. Хотя стихотворение и называется «Листопад», это, скорее, описание не данного явления природы, а того краткого состояния затишья перед его началом. Наблюдая за изменениями в природе, автор невольно размышляет о течении жизни, о предстоящем конце – тишине, увядании. Но эта печаль – светлая, ещё яркая, красивая, как золотая осень, как сказка)
10.Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.
Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование)
Какие строки повторяются? (Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный)
Одинаково ли их надо читать? (Нет)
(1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо)
Почему? (Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)
Прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.
- Чтение стихотворения учащимися вслух.
11. Итог урока.
- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).
- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?
Вывод учителя Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту. Что мы должны помнить, находясь в лесу?
12. Домашнее задание: подготовиться к конкурсу чтецов со стихотворением И.А. Бунина “Листопад”, нарисовать иллюстрацию и сделать подпись словами стихотворения.
13PAGE 15
13PAGE 14515
15