Конспект урока по литературному чтению на тему Роль эпитетов в стихотворении А.С.Пушкина Зимнее утро( 3 класс)
Конспект урока по литературному чтению.
Тема :Роль эпитетов в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Цели :
1.Образовательные:
Создать условия для наблюдения за употреблением эпитетов,помогающих автору передать настроение стихотворения.
2.Развивающие :
Способствовать развитию умения анализировать художественный текст,обобщать,делать выводы
Способствовать развитию умения адекватно исполбзовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Способствовать развитию умения адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникационных задач
Способствовать развитию образного мышления и творческого воображения
3.Воспитательные
Способствовать воспитанию культуры труда и культуры общения
Способствовать воспитанию умения коллективно обсуждать прочитанное,доказывать собственное мнение,опираясь на текст или собственный опыт
В сфере УУД:
Коммуникативные УУД:
1. работать в микрогруппе
2. оформлять свои мысли в устной форме,строить монологическое высказывание
3.слушать и понимать речь других
4.высказывать и обосновывать свою точку зрения
5.договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
6.учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Оборудование урока.
1.Проектор,слайды,звуковое сопровождение
2.Цветовая палитра:
-на доске из бумаги аракал контур палитры;
-у учащихся на парте кружки разных цветов ( из бумаги аракал)
3.Словарь настроений
4.Карточки с эпитетами .
Ход урока.
1.Оргмомент.
Учитель: - Мы начинаем урок литературного чтения. Посмотрите друг на друга ,подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе.
2. Актуализация знаний .( просмотр слайд-шоу)
Посмотрите внимательно на картину.Какое настроение вызывает у вас эта картина? (грустное ,мрачное,печальное).Почему?
Посмотрите на другой зимний пейзаж.Какое настроение он вызывает?(светлое,радостное) Почему? (снег сверкает,искрится на солнце,день солнечный)
Посмотрите- два зимних пейзажа, а настроение они вызывают разное.
Скажите, как художники изображают настроение? ( красками)
Как вы думаете, поэты в своих стихотворениях могут передать настроение?
3. Просмотр слайд-шоу. Прослушивание стихотворения.
Послушайте внимательно стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» и постарайтесь почувствовать то настроение,которое хотел передать поэт .
( Проектор показывает слайды зимней природы.Одновременно звучит фонохрестоматия)
3. Беседа о настроении стихотворения.
-Как вы думаете,какое настроение хотел передать поэт в этом стихотворении?
(ответы учащихся)
А у меня оно вызывает светлое.радостное настроение.Скажите,а как поэт может передать настроение? (словами)
Да,словами ,только это наверное какие то особенные слова.И не случайно поэты в своих стихотворениях используют средства художественной выразительности.
4.Беседа о средствах художественной выразительности.
-Какие вы знаете средства художественной выразительности? (эпитет, сравнение,олицетворение)
Я вам сейчас прочту определение, а вы догадайтесь,о каком средстве художественной выразительности идёт речь.
Это красочное,образное определение, обладающее особой художественной выразительностью,передающее отношение автора к предмету описания. (эпитет)
Что всегда предполагает эпитет?(скрытое сравнение)
-Приведите примеры эпитетов.
-На какие группы по степени сложности мы можем разделить все эпитеты?
-На какие группы по эмоциональной окраске условно мы можем все эпитеты?
-Ребята ,а вы услышали эпитеты в стихотворении Пушкина ?
5. Постановка проблемы .
А на настроение стихотворения эпитеты могут повлиять? (да,нет)
У нас возникла проблема-эпитет и настроение. Попытайтесь сформулировать эту проблему. ( как эпитеты влияют на настроение стихотворения)
Давайте вместе попробуем найти ответ на этот вопрос.
6. Физминутка .
Игра «Дерево». Цель: игра на использование снятия волнения и напряжения.
Инструкция для детей: встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы
· дерево. Представьте себя сильным дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверено и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы – прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны, успешны. У вас всё получится!
7.Работа в микрогруппах. ( 5 групп ).
Выявление настроения каждой строфы.
Сейчас мы поработаем в группах.У каждой группы на парте лежит одна строфа из стихотворения .Вам нужно найти и подчеркнуть эпитеты и ответить на вопрос: какое настроение передаёт эта строфа.При подготовке к ответу вы можете пользоваться словарём настроений.
Какая группа готова отвечать.Поднимите руки.Выберите,кто у вас будет отвечать.
Сейчас при ответе, один из вас прочитает строфу, другой –назовёт эпитеты, третий –ответит на вопрос о настроении.
Остальные группы внимательно послушайте и думайте, какой вопрос вы можете задать по содержанию этой строфы.
Предполагаемые ответы учащихся:
1 группа
В первой строфе мы нашли эпитеты:
День чудесный
Друг прелестный
1-ая строфа передаёт радостное, ликующее настроение.В ней есть восклицание-день чудесный!
-К кому автор обращается со словами: друг прелестный.(к девушке,красавице.любимой )
-Что значит Аврора? (богиня зари)
2 группа
Во второй строфе мы нашли эпитеты:
На мутном небе
Тучи мрачные
2-ая строфа передаёт печальное,грустное,тоскливое настроение.потому что здесь эпитеты грустные,мрачные,отрицательно окрашенные.
3 группа
В 3-ей строфе мы нашли эпитеты:
Великолепными коврами
Прозрачный лес
3-я строфа передаёт восхищённое,восторженное настроение.Потому что автор описывает голубое небо,прозрачный лес, блестящий снег.В этой строфе есть сравнение-снег сравнивается с великолепными коврами.
Эпитеты в этой строфе яркие,красочные.
4 группа
Эпитеты :
Янтарным блеском
Весёлым треском
Эта строфа передаёт уютное,спокойное настроение.,потому что весело трещит затопленная печь,комната вся залита янтарным блеском.
- А как вы понимаете значение эпитета «янтарный»?(это жёлтый ,яркий,тёплый,переливающийся цвет)
5 группа
Эпитеты :
Друг милый
Нетерпеливого коня
Поля пустые
Берег милый
Эта строфа передаёт радостное,бодрое настроение.Конь назван нетерпеливым,ему не стоится на месте и он бежит,по утреннему снегу,по морозу.
8. Наблюдение за ролью эпитетов.
Молодцы ,вы правильно нашли все эпитеты. ( открываю обратную сторону доски) Все эпитеты перед вами.
День чудесный
Друг прелестный
На мутном небе
Тучи мрачные
Великолепными коврами
Прозрачный лес
Янтарным блеском
Весёлым треском
Друг милый
Нетерпеливого коня
Поля пустые
Берег милый
Предположите, какое задание ,можно выполнить с этими эпитетами.( ответы учащихся )
Нужно выйти к доске и разделить эпитеты на положительно окрашенные и отрицательно окрашенные.( 1 ребёнок выходит и делит)
+ -
День чудесный на мутном небе
Друг прелестный тучи мрачные
Великолепными коврами поля пустые
Прозрачный лес
Янтарным блеском
Весёлым треском
Друг милый
Нетерпеливого коня
Берег милый
Посмотрите,каких эпитетов больше.
Случайно ли А.С.Пушкин в своём стихотворении использовал столько положительно окрашенных эпитетов?
9. Формулирование ответа на проблемный вопрос.
Вспомните,мы сформулировали с вами проблему-как эпитеты влияют на настроение стихотворения.
Сможете ли вы теперь ответить на этот вопрос?
Вывод : Если автор использует положительно окрашенные эпитеты ,то он хочет передать радостное,весёлое ,хорошее настроение. Если отрицательно окрашенные –он передаёт грустное,печальное настроение.
( Вывод- использование эпитетов влияет на настроение стихотворения. В стихотворении преобладают положительно окрашенные эпитеты.С помощью них поэт передаёт радостное,весёлое настроение.)
10. Работа с цветовой палитрой.
Как вы думаете,а цвет может влиять на настроение стихотворения?
Давайте проверим.
У вас на парте цветовая палитра.Перечитайте внимательно ещё раз каждую строфу и выберите краски ,которые помогут вам выразить настроение каждой строфы.
( На доске-изображение палитры. Учащиеся перечитывают строчки стихотворения,выбирают нужные цвета, выходят к доске и прикрепляют кружок с цветом на палитру, объясняют свой выбор )
Предполагаемые цвета
жёлтый
розовый
2.коричневый
грязно-жёлтый
3.голубой
зелёный
блестящий
4.тёплый жёлтый цвет
5.белый
серый
Посмотрите на нашу цветовую палитру.Какие цвета преобладают –яркие или тёмные?
Случайно ли Пушкин использовал столько ярких цветов? (Нет ,не случайно,он с помощью цвета хотел передать радостное настроение)
11. Подведение итогов урока.
Сделайте вывод о том,какое настроение хотел передать поэт в этом стихотворении.
(А.С.Пушкин хотел передать радостное ,весёлое,счастливое настроение.)
Как ему удалось передать это настроение?
( Ему удалось передать это настроение с помощью положительно окрашенных эпитетов и цвета)
12.Рефлексия .
А сейчас каждая микрогруппа оцените свою работу.( идёт устная словесная оценка)
Ребята,вы сегодня молодцы! Вы сегодня сами обозначили проблему,искали доказательство,анализировали,обобщали,делали выводы.Вы смогли договариться ,прийти к общему решению в своей микрогруппе, вы строили высказывание,обосновывали свою точку зрения.
Вы сегодня сами учились,а я вам в этом помогала !
13.Домашнее задание .
Сочинить и записать небольшую зарисовку зимней природы,в которой отразится ваше настроение,использовать в ней эпитеты.
е и прикрепляют лепесток?(та преобладают -яркие нужным цветом ,выходят к доске и прикрепляют лепесток.На доске образуетс
15