Урок-викторина на тему «Средства художественной выразительности»

Урок – викторина по литературе на тему «Средства художественной выразительности» (текущий контроль)
Цели и задачи литературного образования сегодня – это воспитание интереса к чтению, повышение читательской и общей культуры учащихся, осмысленное отношение к общечеловеческим и национально-культурным ценностям, в том числе и к языку, воплощенным в художественных произведениях отечественной и зарубежной литературе, а также формирование на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи и общения.
Для реализации поставленных целей и задач важно найти такие методы и приемы, которые бы в наибольшей степени способствовали формированию у учащихся не только знаний, умений и навыков, но и воспитывали устойчивый интерес к чтению, обогатить свою речь, сделать ее более образной, красочной.
В немалой степени способствует этому «игровые» приемы обучения, такие, например, как викторины. Применять их можно на разных этапах изучения художественного произведения, а также использовать как средство контроля.
Именно поэтому средством контроля знаний по теме «Средства художественной выразительности» была выбрана игра-викторина. На данном уроке используются различные формы работы: а) тестирование; б) опрос, требующий более глубоких знаний; в) лексическая работа, требующая знаний художественных произведений; г) развитие речи – составление описания картины.
Время для выполнения викторины – 40 минут. В начале урока класс делится на две команды, придумывает название и обязательно выбирает капитана. На данном уроке применяется технология сотрудничества, что позволяет каждому члену команды быть полезным.
Ход урока
1 тур «Разминка»
Задания для 1-ой команды
Определите средство художественной выразительности:
1). Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул… (А. Фет)
А). Антитеза
Б). Эпифора
В). Олицетворение
Г). Метафора
2). Ночевала тучка золотаяНа груди утеса-великана,Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщинеСтарого утеса. ОдинокоОн стоит, задумавшись глубоко,И тихонько плачет он в пустыне.    
1). Синекдоха
2). Метонимия
3). Антитеза
4). Литота
3). «шаровары шириной в Чёрное море» (Н.В. Гоголь).
1). Гипербола
2). Литота
3). Метафора
4). Инверсия
4). «Эк, какую кучу снега напустил в очи сатана!» (Н.В. Гоголь)
1). Эпитет
2). Инверсия
3). Гипербола
4). Сравнение
5). «Ну а речь-то говорит,
Словно реченька журчит.» (А. Пушкин)
1). Эпитет
2). Сравнение
3). Синекдоха
4). Метонимия
Задания для 2-ой команды
«Швед, русский колет, рубит, режет…» (А. Пушкин)
1). Ассонанс
2). Аллитерация
3). Олицетворение
4). Литота
«Я три тарелки съел!» (И. А. Крылов)
1). Метафора
2). Метонимия
3). Олицетворение
4). Сравнение
«И шествуя важно в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок.
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах, а сам с ноготок». (Н. Некрасов)
1). Олицетворение
2). Литота
5). Метафора
6). Сравнение
«Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет» (А. Фет)
1). Метонимия
2). Метафора
3). Олицетворение
4). Литота
«Черемуха душистая с весною расцвела…» (С. Есенин)
1). Эпитет
2). Сравнение
3). Метафора
4). Олицетворение
2 тур «Правда ли, что…»?
Задание: ответьте «Да» или «нет» на предложенные высказывания. Объясните, почему, если не согласны и дайте правильный ответ.
Правда ли, что в русском языке средства художественной выразительности представлены очень и очень ограниченно? (Нет, неправда, в русском языке средства художественной выразительности представлены широко).
Правда ли, что примеры средств художественной выразительности мы впервые встречаем только при изучении этой темы в школе? (Нет, неправда, эти примеры встречаются и в сказках, и в стихах, и в детских песенках для самого младшего возраста).
Правда ли, что средства художественной выразительности активно используют и поэты, и прозаики? (Да, правда)
Правда ли, что в одном предложении может использоваться несколько средств художественной выразительности? (Да, правда).
Правда ли, что средства художественной выразительности могут использоваться только в авторских текстах? (Нет, неправда, они также используются и в жанрах фольклора).
Правда ли, что некоторые средства художественной выразительности могут вступать в антонимичные отношения? (Да, правда, например, гипербола-литота, ассонанс-диссонанс)
Правда ли, что в баснях главный художественный прием – аллегория, т.е. иносказание? (Да, правда).
Правда ли, что в стихотворениях о природе чаще всего употребляются такие средства, как олицетворение и метафора? (Да, правда, т.к. в стихотворениях о природе ей приписываются качества одушевленного лица).
Правда ли, что в повестях о Малороссии Н. В. Гоголя часто используется такой прием, как инверсия? (Да, так как Гоголь передает живую разговорную речь казаков, где вполне обычен необычный порядок слов).
Правда ли, что средства художественной выразительности используются только в художественных текстах? (Нет, неправда, они также широко используются и в разговорной речи).
3 тур «Лексическая работа»
Задание: Вставьте пропущенные слова и определите средство художественной выразительности:
Задания для 1 команды:
«Мимо острова Буяна
В царство …. Салтана» (А. Пушкин) (Славное –эпитет)
«А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят
…. Глядят (А. Пушкин) (Злыми жабами – метафора)
«Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом……» (С. Есенин) (Точно серебром – сравнение)
«Черемуха душистая с весною расцвела
И ветви золотистые, что кудри…» (С. Есенин) (Завила – олицетворение)
«Мне … и …
Печаль моя светла» (А. Пушкин) (грустно и легко – антитеза)
Задания для 2-ой команды:
«Мне грустно оттого,
Что … тебе» (М. Лермонтов) (Весело – антитеза)
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой…
Будет верный сторож твой» (А. Пушкин) (Золотой – эпитет)
«Последняя туча рассеянной бури!
…HYPERLINK "http://www.blogger.com/post-edit.g?blogID=7333228951491027894&postID=5562464618881289324" несешься по ясной лазури,
… наводишь унылую тень,
… печалишь ликующий день».   (А.С. Пушкин) (Одна ты – анафора)
«Зима недаром ...
Прошла ее пора» (Ф. Тютчев) (Злится – олицетворение)
«Мело, мело по …, во все пределы» (Б. Пастернак) ( Всей земле – гипербола).
4 тур «Конкурс капитанов»
Задание: вспомните и запишите как можно больше художественных произведений, в названии которых употребляется какое-нибудь средство художественной выразительности.
Примеры:
- «Толстый и Тонкий» А.П. Чехова (Антитеза)
- «Волки и овцы» Н. Островского (Антитеза)
- «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (Антитеза)
- «Война и мир» Л. Толстого (Антитеза)
- «Хоббит или Туда и обратно» Дж.Толкиена (Антитеза)
- «Великий Гэтсби» Ф. Фицджеральда (Эпитет)
- «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсена (Эпитет)
- «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсена (Эпитет)
- «Красные дьяволята» П. А. Бляхина (Метафора)
- «В дурном обществе» В. Короленко (Эпитет)
- «Самый счастливый день» А.Г. Алексина (Эпитет)
- «Человек в футляре» А.Чехова (Метафора)
- «Живой труп» Л.Н. Толстого (Оксюморон)
- «Горячий снег» Ю. Бондарева (Оксюморон)
5 тур «Опиши картину»
Задание: опишите одну из предлагаемых картин, используя при этом средства художественной выразительности.



Предлагаемые картинки взяты с сайта яндекс.картинки