Литературное краеведение Иван Костыря Писатель жив, пока его читают
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Марафон-проект»
«Волшебный мир литературного краеведения»
Разработка урока «Писатель жив, пока его читают». Иван Костыря «Думы о Донбассе» 9 класс
Разработала
Потовиченко Инна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
общеобразовательной школы
І-ІІІ ступеней № 8 им. Д.А. Рыбалко
г. Тореза
Тема: «Писатель жив, пока его читают». Иван Костыря «Думы о Донбассе»
Цель: познакомить детей с историей Донбасса ( как всё начиналось, как
происходило осваивание донецких земель);
дать представление о легенде как жанре, с помощью которого
изучается
история, обычаи, традиции родного края;
формировать научно-исторический подход к изучению предложенного
материала;
развивать умение бегло работать с текстами;
воспитывать любовь и гордость к своей Родине, своей земле, к родному
краю;
воспитывать чувство ответственности за будущее своего города, края, родины;
воспитывать чувство коллективизма, дружелюбия, доброты, великодушия.
Задачи:
1. помочь учащимся глубже проникнуть в мир истории Донбасса через изучение произведений писателей-земляков;
2. учить выражать собственное отношение к обсуждаемым проблемам;
3. воспитывать любовь к родному краю через творчество поэтов и писателей Донбасса.
Методы обучения:
-Объяснительно-иллюстративный- Частично-поисковый
- Проблемный
- МетапредметныйЛичностные УУД.
Формирование положительного отношения к учебной деятельности; Формирование представления о значении литературы и искусства в целом в жизни человека;
Формирование способности к самооценке. Регулятивные УУД.
В сотрудничестве с учителем ставить учебные цели и задачи; Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;Высказывание своих предположений.
Познавательные УУД.
Формирование умения осуществлять анализ, сравнение; Под руководством учителя осуществлять обобщение; Строить высказывания в устной форме; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст художественного произведения, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД.
Формулировать собственное мнение;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и адекватно воспринимать другое мнение.
Тип урока: изучение нового материала, урок-путешествие
Оборудование: ИКТ, презентация, фотоматериалы и дидактический материал для работы по легендам о Донбассе по книге Ивана Костыри « Думы о Донбассе».
Ход урока
Конечно, нет здесь ярких красок,
Как на Кавказе и в Крыму,
И над заводами Донбасса
Порою небо все в дыму,
Но есть краса иного рода…
Всмотритесь в эту красоту
А.Кравченко(слайд 2)
I. Приветствие. Мотивация.
Пройдусь чарующей зарею
По тропкам края моего,
Где степь сливается с рекою
И на все стороны светло.
Здесь Святогорья звон напевный
Меняет жизнь на новый лад,
А голоса преданий древних
В курганах скифских говорят.
Там луговое разнотравье,
И запах терпкий струит лист,
Вскипает радуги сиянье,
И шум дождей ковыльно чист.
И я, хоть в зной, хоть в зимний вечер,
Хоть с глубины, хоть в звуках дней,
Но сам Донетчиной отмечен
И память знаю от корней.
(стихотворение читает подготовленный ученик)
Вступительное слово учителя.
Донецкий край, родной край… Место, где вы родились и выросли, где вам с детства все знакомо, где протекают Кальмиус, Миус и Донец, плещутся волны Азовского моря. Нигде на земле нет таких степей, как донецкая степь, воспетая Гоголем и Чеховым: тюльпаны, ирисы, воронец, фиалки, мать – и - мачеха, чебрец и ковыли, ковыли, ковыли...Видели вы и каменных баб на древних курганах Хомутовской степи, и церковь на меловой горе Святогорья, вдыхали хвойный запах древнего леса. И это всё наш родной Донбасс, укутанный легендами, тайнами и старинными преданиями. Поэтому сегодня, мы отправимся в путешествие во времени и соприкоснёмся с историей родного края. (слайд 3-6)
II. Объявление новой темы и актуализация.
Слово учителя.
Ребята, а что для вас значит выражение «родной край»? Подберите ассоциации к данному словосочетанию (ответы учеников)
Итак, родным краем мы называем всё то, что нас окружает с детства, всё то, к чему мы настолько привыкли, что уже перестали придавать этому значение, перестали удивляться, интересоваться и восхищаться нашей такой обыденной, знакомой повседневной реальностью…
Всем нам известны имена классиков русской литературы, но, к сожалению, имена поэтов Донбасса, писавших о своей малой родине, известны далеко не каждому. Мы забываем одну простую истину: без малого нет большого, без любви и уважения к своему дому, улице, городу, краю невозможна и любовь к Отчизне. Поэтому в нашем сегодняшнем путешествии нам поможет наш земляк- писатель Иван Костыря и его книга «Думы о Донбассе». Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. (слайд 7)
Но прежде чем отправиться в путь, давайте определим цель нашего увлекательного путешествия. А также выясним, какие знания и умения должны быть в багаже путешественника, чтобы наша экспедиция в прошлое родного края стала интересной, полезной и запоминающейся (ответы учеников, слайды 8-10)
III. Восприятие и усвоение нового материала
1 станция. Биографическая
(выступление учеников и демонстрация презентации «Писатель Донбасса»)
1-й биограф
Иван Сергеевич Костыря родился 13 января 1932 года на хуторе Федоровка Межевского района Днепропетровской области в семье сельского учителя. Детство и юность провёл на Донбассе.
Окончил Днепропетровскую акушерско-фельдшерскую школу, затем Киевский медицинский институт, по окончании которого вернулся в Донбасс.
С 1957 – 1965 гг. работал в г. Горловке детским школьным врачом, врачом скорой помощи, затем – психиатром, продолжая заниматься литературным трудом.
2-й биограф
С 1965г.- член Союза писателей СССР.
В 1967 г. окончил Высшие литературные курсы при литературном институте им. А.М.Горького в г. Москве. Врач по образованию, расширяя свои жизненные познания, принимал участие в геологических экспедициях по Восточному Забайкалью и Средней Азии, на Среднем Урале и Кольском полуострове. Позже плавал на ледоколах в Арктике; рыбачил с азовскими рыбаками; как журналист сотрудничал в республиканских и донецких областных газетах: «Культура и жизнь», «Советская Донетчина», «Социалистический Донбасс», «Комсомолец Донбасса»; с 1976 по 1988 год заведовал отделом русской поэзии и прозы журнала «Донбасс», много путешествовал по родной стране и за рубежом. Но милее всего его сердцу был Донбасс – что и нашло отражение в его многогранном творчестве.
3-й биограф.
Опыт его врачебной практики отразился в повестях, действие которых разворачивается в Донецком крае:
«Пора новолуний»,
«Ночные дежурства»,
«Детский доктор»,
«Врачебная тайна»,
«Срочный вызов.
За отображение труда шахтеров в литературе Иван Костыря был награжден:
знаком «Шахтерская слава» III и II степени;
был лауреатом литературных премий имени В. Короленко и имени В. Шутова;
в 1999 году получил поощрительную премию и диплом Фонда памяти Алексы Тихого за лучшую публикацию «Донбасс - колыбель правозащитников и патриотов».
4-й биограф
За свою жизнь Иван Костыря успел написать и издать более чем сорок книг для детей и взрослых. Краеведческая тематика особенно нашла отражение в книгах, вышедших в последние годы его жизни. В 2002 году вышли: «Думы о Донбассе» (легенды, предания, рассказы, байки о Донецкой земле, ее природе, прошлое и настоящее) и «Слово о Донецком крае» (своеобразная литературная история Донбасса). А последней его работой стала книга «Межевская сторона» о родной Днепропетровщине, где он родился и рос.
Именно Иван Костыря добился того, что бы одну из маленьких планет назвали именем нашего края «Донбасс».
Умер Костыря Иван Сергеевич в августе 2003 года в день, когда на Донбассе отмечали самый главный праздник - День шахтёра.
2 станция. Историческая
1-й историк
Впервые на территории Донецкой области люди появились приблизительно 150 тыс. лет назад в эпоху среднего палеолита. Первые жители Донбасса отличались большой физической силой, выносливостью, но не умели разговаривать так, как современные люди, а пользовались простым языком, в котором отражались наиболее простые и важные понятия.
Позже этот регион получил славянское имя - «Дикое поле»; и запорожские казаки охраняли его от монголо-татар. Жители региона охотились на диких зверей, ловили рыбу в маленьких реках, разводили животных, строили деревянные жилища и добывали соль в маленьких шахтах городов Тор (Славянск) и Бахмут (Артемовск). Это была первая промышленность Донбасса.(слайды 12-17)
Очень интересным является тот факт, что когда Петр Первый возвращался из Азова, ему показали несколько образцов угля. Царь был потрясен его высоким качеством и сказал: «Этот минерал не для нас, но он будет служить нашим потомкам».
2-й историк
Земля Донбасса сохранила очень интересный погребальный комплекс — Мариупольский могильник. Он был открыт в 1930 году во время закладывания фундамента завода «Азовсталь». Экспедиция расчистила выкопанный древними в земле своеобразный коридор длиной 28 метров. 122 усопших лежали на спине с выпрямленными руками и ногами. Они были уложены в три яруса, между которыми была насыпана красная охра — символ тепла и жизни. Рядом с похороненными лежали орудия труда: топоры-клинья со шлифованными лезвиями, кремневые ножи, скребки, проколки, наконечники стрел. Там же было найдено много украшений: продырявленные клыки кабана и зубы оленя, мелкие круглые бусины из перламутра, шаровидные бусины из кости, много костяных пластинок, подвески из порфирита, мрамора, горного хрусталя...
Село Коньково находится на реке Грузской Еланчик недалеко от села Хомутово, где лежит известный заповедник «Хомутовская степь». Здесь, на крутом склоне холма, из сарматских известняков, возраст которых более 12 млн. лет, несколькими ручьями струится слабоминерализованная целебная вода. Температура этой воды, выходящей из глубоких недр, зимой и летом одинаковая — около 10 градусов. (слайды 18-19)
3-й историк
Саур-Могила - курган в Шахтёрском районе Донецкой области, одна из высочайших точек Донецкого кряжа. Расположена в бассейне рек Крынка и Миус. Около кургана много балок и небольших речек из бассейна реки Миус. На вершине кургана находились сторожевой казацкий пост, укрепления Миус-фронта. Саур-Могила видна на расстоянии 30-40 километров из-за того, что окружающая местность относительно ровная. С вершины кургана видна степь, Амвросиевский цементный завод и терриконы шахт. В хорошую погоду с вершины кургана можно увидеть Азовское море, находящееся за 90 километров к Югу. Курган Саур-Могила входит в состав регионального ландшафтного парка "Донецкий кряж". (слайд 20-22)
2. Слово учителя.
Спасибо, ребята, за интересные сообщения. А сейчас я предлагаю познакомиться с легендами из книги И.С. Костыри «Думы о Донбассе». Но, прежде чем отправиться на следующую станцию, нам нужно вспомнить некоторые литературные термины.
- Что такое дума?
- Что такое предание?
- Что такое легенда? (ответы проецируются на экране, слайды 23-25)
Молодцы, теперь мы можем продолжать свой путь.
3 станция. Литературная.
3. Групповая работа
(Каждая группа получает свой текст легенды, дети сначала индивидуально, а затем совместно работают с текстами и их содержанием. Задача передать содержание легенды, предварительно отобрав на доске картинки, соответствующие этому содержанию) 1 группа
Дума о Донецком кряже (отрывок)
Задания к тексту
С каким чувством описывает автор Донецкий кряж?
Прочитайте художественное описание Донецкого кряжа в разные времена года. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? Какова их роль в описании?
Объясните значение выражения «світ за очі».
Какова тема и основная мысль произведения?
2 группа
Легенда о Саур-Могиле
Задания к тексту
- Бывали ли вы на Саур-Могиле? Расскажите о своих впечатлениях.
- Известны ли вам легенды о Саур-Могиле? Перескажите их.
- Составьте таблицу по схеме
3 группа
Легенда о Каменных Могилах. Легенда о каменном угле
Задания к текстам
- Для чего юноше нужен был каменный цветок?
- Что помешало парню выполнить своё намерение?
- Что за чудо - камушки нашёл охотник в лисьей норе?
- Найдите и выпишите устаревшие слова, использованные в легендах
- Инсценируйте эпизод «Поход парня в Каменные Могилы»
4. Презентация работы в группах (оценивание работы лидерами групп)
ІV. Рефлексия
1.Выполнение тестових заданий
1. И.С. Костыря родился
а) на Донетчине;
б) на Днепропетровщине;
в) на Киевщине.
2. По профессии И. С. Костыря
а) учитель;
б) инженер;
в) врач.
3. Одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора о каких-нибудь исторических событиях или личностях- это…
4. Жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке - это…
5. В хорошую погоду с вершины кургана можно увидеть Азовское море
а) Да; б) Нет
2. Взаимопроверка теста (ответы на экране, слайд 26)
3. Выполнив предложенные на уроке задания, я теперь…
(учащиеся заполняют таблицу)
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ(А)
4. Оценивание учащихся
V. Домашнее задание
1. Прочитать 2 легенды из книги «Думы о Донбассе» (по выбору учащихся);
2. Творческое задание. Написать свою легенду об исторических местах города.
Приложение 1
1 группа
Дума о Донецком кряже (отрывок)
Да что ж это за сила такая притягательная в отчем крае, без которого и жизнь немыслима? Будь он и кряжем степным, с виду суровым и неласковым, и даже сплошь задымленным заводскими трубами и терриконами шахт... Воистину: «И дым отечества нам сладок и приятен!»
Привольные, неоглядные просторы Дикого Поля, по которым в сивую старину, когда оно еще называлось просто дикой степью, а еще раньше либо Скифией, либо Половецкой землей, из века в век свершалось великое кочевье разномолвных народов — ираноязычных киммерийцев, скифов, сарматов, германоязычных готов, азиатских гуннов, тюркоязычных печенегов, хазар, торков, половцев, монголо-татар — и на которых разыгрывалось немало исторических сражений, кровавых битв и мелких стычек, как промеж собой поначалу, так впоследствии и с русичами, исконными, от рожденья, хозяевами этих беспредельных просторов, и которые не раз становились для многих пришлых племен кочевников и коренных славянских ратников не только полем славной победной брани, а и полем бесславия и смерти, и на которых перехлестывалось бессчетное количество торных степных дорог — татарских сакм, чумацких шляхов, казачьих «волоков», торговых, «соляных» и «угольных» путей, и самый страшный из них — Муравский шлях, ведший от Сивашского Перекопа вглубь Руси, по коему без конца устремлялись из Крымского ханства татары и ногайцы с опустошительными набегами, — вот эти самые безлесные равнинные просторы, беспрепятственно пластаясь от порожистого Днепра в украинской стороне до тихого Дона в русских пределах, походя вбирали в себя и Донецкий кряж.
Кряж, что вздымался поперек вольного, необозримо просторного дикополья невысокими холмами, там и сям разбросанными курганами-могилами, сгрудившимися по отдельности гребнями и увалами, предлинным водоразделом.
Кряж, что был вдоль и поперек изрезан глубокими оврагами и балками с крутоярами, испятнан множеством буераков (а по местному — байраками), забитыми непролазными зарослями терновника и дерезы, дубовыми и ясеневыми лесочками, покрытыми на откосах пижмой, неопалимой купиной и седыми ковылями.Кряж, что, наконец, залегал как бы и препоной степному раздолью между обрывистым крутым правобережьем Северского Донца и пологим Азовским прибрежьем, на сотни метров поднявшись над уровнем моря.
Донецкий кряж и впрямь, будто распорка в три клина, воткнулся меж вековечными водными рубежами!
Благодатный край!
Особенно вешней порой, когда оттаивает после зимней спячки земля и глазеет в лазурное небо разноцветными глазами полевых цветов, а из поднебесья сыплется на нее веселый звон жаворонка, взбудораженный гогот диких гусей, возвращающихся из далеких странствий по чужим странам, — они словно оповещают сельских жителей: «Домой, домой мы возвернулись, на свою отчину! Воротились целыми и невредимыми». И аисты отыскивают над хатами оставленные развесистые гнезда, а найдя, в радости запрокидывают головы и довольно-торжествующе изо всей мочи трещат длинными красными клювами. До того же, как проклюнуться первоцветам, теплый пар зыбился над землей и сплывал в лесополосы, и отдаленно, будто чудился, пофыркивал выехавший на поле первый трактор.
Не менее красочен лик земли и в разгар лета, когда воздух полнится духом дозревающего хлеба и горизонты желтеют сперва пшеницей, потом жнивьем, светятся солнцеподобными шапками подсолнухов.
Да и ранней осенью, когда все вокруг переливается и зеленым, и медным, и ярко-золотым на трепетной листве берез, кленов, дубов, душисто пахнет разнотравьем и тонким ароматом увядания. И подымается суетливый птичий грай перед сборами в далекую небесную дорогу.
И все же глубокой осенью, когда кряж оголяется и рыжеет повсюду угрюмыми буграми, когда проваливается в безлиственные буераки и змеистые овраги, земля эта, продуваемая сквозными ненасытными ветрами, выглядит неприветной и неприютной. Ко всему еще и по опустевшим полям скачет, гонимое ветродуем, неприкаянное перекати-поле, навевая грустные мысли. Вдруг и тебя вот так же сорвет судьба с корня родового и понесет бог знает куда из отчего края — «світ за очі», как у нас молвится?! А как ударят лютые морозы по совершенно голой земле, и она потрескается повсеместно, в такую пору Донецкий кряж и вовсе покажется нелюдимым.
Но тогда-то все складки и складочки земные откроют твоему сердцу, если оно не зачерствело, потаенное, что сокрыто в отчине, в ее минувшине: они выглядят морщинами на многострадальном лике Земли, которая в неимоверных муках, на протяжении многих миллионов лет нарождала неповторимый, единственный в мире и своим обликом, и своей сутью Донецкий кряж.
Донецкий кряж! Бог ли, природа сотворили тебя и даровали нам на веки вечные, а мы, их дети, которых ты приютил, обжили, сделали родным домом. Оттого, знать, и неистребимо наше сыновнее любопытство, наша привязанность и любовь, оттого непреходящ наш интерес к твоему прошлому, к тому, откуда что взялось и во внешнем обличье, и в тебе самом? Как если бы не узнав всего этого доподлинно, ни за что не познаем и самих себя.
Задания к тексту
С каким чувством описывает автор Донецкий кряж?
Прочитайте художественное описание Донецкого кряжа в разные времена года. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? Какова их роль в описании?
Объясните значение выражения «світ за очі».
Какова тема и основная мысль произведения?
2 группа
Легенда о Саур-Могиле
Стоит в среднем течении Миуса высокий одинокий холм – Саур-Могила. Далеко видны просторы Примиусья с нее, до самого моря Азовского.
С древних лет гора эта ориентиром служила всем прохожим, проезжим да проплывающим. Ориентиром да сторожевым курганом, откуда следили казаки за приближением войска бусурманского.
Давно было. Жил казак один, Яшкой его звали. Простой казак. Не особенно сильный, не особливо видный, да и не слишком отважный, если уж руку на сердце класть.
Богатства большого родители ему не оставили. Славы тоже еще не добыл. Молодой совсем был казак.
Но спалось и виделось ему, как станет он бравым воином и даже атаманом. И готов был он ради этого на все на свете.
Как-то шел он с корчмы, а навстречу ему цыганка. Дай, мол, погадаю. Протянул ей Яшка руку. А она ему и говорит:
– Вижу, что хочешь ты себе и силы, и славы, и богатства. А как добыть все это, не знаешь. Позолоти-ка мне ручку, я тебя научу.
Протянул ей Яшка монету:
– Рассказывай, да только не бреши.
Цыганка отвечает:
– Ни разу еще сбрехать казаку не приводилось. И тебе правду скажу.
Есть недалеко отсюда, у Миуса, курган одинокий – Саур-Могила. Царь-могила тот древний курган. Вы, казаки, уж и не помните о том, кто зарыт там. А мы, цыгане, больше вас ветром по степи гуляем, все знаем.
Похоронена там царица-воин. Вместе с мечом своим и луком со стрелами. Великой богатыркой была она. Большими землями владела. В храме богини луны верховной жрицей называлась, многие чужеземцы на ее алтаре свою кровь оставили.
Все было в жизни царицы: и деньги, и земли, и слава, и власть. Не было только любви. За всю жизнь только любви к мужчине она до самой смерти так и не изведала. Никого не полюбила.
Похоронили царицу, да неспокоен остался дух ее. Один раз в год, в полнолуние первой майской ночи, выходит дух царицы из могилы, да ищет воина, которого полюбить сможет.
А тому, кого полюбит, кто ей в верности поклянется, подарит царица все, чем сама владела.
Хочешь себе такой судьбы, ступай первой майской полнолунной ночью на вершину Саур-Могилы спать. Может, явится тебе дух царицы. А дальше уж сам, как знаешь.
Поблагодарил Яшка цыганку и домой пошел. Пришел, думать стал: идти, не идти.
Идти боязно, не идти – совестно. Решил все же: пойду. На дворе уж к тому времени весна как раз стояла, апрель кончался.
Едва в мае первая ночь полнолунная наступила, прискакал к Саур-Могиле Яшка. На холм поднялся. Коня стреножил, пастись пустил. Себе постелил рядничко на траву, да и спать лег.
И снится ему сон. Что явилась откуда-то женщина, вся в золотые доспехи убрана и на главе шлем золоченый. Меч в руках держит.
– Здравствуй, молодец добрый! – говорит. – Куда путь держишь, что ищешь в степи вольной, да на моем кургане?
Отвечает ей Яшка:
– Слышал молву о твоей красоте да храбрости, вот и пришел на тебя посмотреть. За твою душу помин выпить. Не прогонишь?
– Ну, бравому воину всегда рады, – отвечает царица. – И словечком отчего же не перекинуться. Да и выпить вина не худо бы, коли ты принес.
Слово за слово, долго говорили. Вино пили. Про битвы вспоминали да походы.
Царицына рука в Яшкиной руке оказалась.
И говорит ему царица:
– Люб ты мне. Пока была живой, не знала я любви. Никого не любила. Ничьих речей не слушала. Никто своими губами не касался губ моих.
Коли по нраву тебе царица амазонок Арсиноя, так поцелуй меня. Да в любви и верности поклянись до гроба. Полюбишь – все отдам тебе, что сама имела: и удачу военную, и славу, и богатство.
Но берегись, коли ты мне изменишь, другую полюбишь. Не только все потеряешь – головы лишишься. Лучше уж и не целуй, отверни уста.
– Как можно такую красавицу не полюбить, – Яшка отзывается. – Любой грезил бы во сне, чтоб поцеловать тебя, моя Арсиноя. Обещаю тебе любить одну тебя до гроба.
Зажмурился и поцеловал царицу. И в тот же миг проснулся.
Лишь в ушах не то конское ржание, не то эхо:
– Помни свое обещание... Обещание… Обещание…
Стал на рассвете Яшка с горы спускаться, да конь вдруг за что-то копытом зацепил, грудку земли в сторону отвалил.
Глянул Яшка – мать честная, котел, полный золота! Видно, и впрямь, не обманула его царица. Стал котел из земли вынимать, а под ним камень плоский, словно крышка от короба. Поднял камень – лежит под камнем сабля вострая, с какими казаки в поход ходят. Ровно давно лежит, а блестит на солнце, словно только выковали ее.
Взял Яшка саблю, на пояс повесил. Котел в дорожную суму пересыпал, царице спасибо сказал, да и поехал домой.
С деньгами кафтан себе купил, коня лучшего, пищаль справил. Лихим всадником стал разъезжать по улицам.
Дом свой поправил, друзей стал в гости звать, пировать. Зажил, одним словом.
И то заметили люди, что на всех игрищах-потехах казачьих первым стал Яшка. И из лука лучше всех стреляет, и на саблях лучше всех бьется, и с пикой лучше всех управляется, и на кулачках первый.
Да и лицом вроде выправился – красавец, бравый казак.
Прошло время, войско в поход отправилось, Яшка и там себя лучшим показал.
По возвращении, как стали дуван дуванить, добро захваченное делить, много Яшка получил за свои подвиги.
Еще год прошел. В новый поход пошли казаки. Вернулся из него Яшка есаулом.
Вокруг уж все девки об него глаза обмозолили, больно жених завидный. Чуть не сами готовы были сватов засылать. А Яшка, словно и не видит ни одну из них.
– Одна, – говорит, – у меня невеста – сабля вострая.
Еще несколько лет прошло. Вовсе прославился да разбогател Яшка.
На круге очередном порешили его казаки атаманом выбрать.
Сбылась Яшкина мечта, получил он все, что хотел.
К тому времени уж середовичем стал, борода засеребрилась, а все один. Грустно ему и одиноко от этого порой бывало, да он это горе вином заливал.
И вот снова в поход пошли казаки. Да не простой поход.
Видишь, спорило Войско Донское с Запорожской Сечью, чьи земли лежат между Миусом и Кальмиусом. Больно много в тех лесах дичи да в тех реках рыбы водилось.
В одной такой стычке захватили донцы обоз, что с солью да рыбой шел. А при обозе девушка крестьянская была – Олена.
Стали добычу делить, отдали Олену атаману.
Смотрит на нее Яшка и думает, посчитает царица за измену, коли Олена в его доме простой служанкой будет жить. Порешил, что много лет уж прошло, а служанка – не жена. Взял Олену в дом.
А девка ладная, спорая. Огонь, а не девка. У стены остановил, в глаза заглянул, за бок тронул, полыхнуло ретивое. Словно помолодел лет на пятнадцать. И она, ничего, не ломается.
Думал Яшка:
– Чего мне желать другую, коли эта сама от войны досталась? Да и судьба может, что стала эта полонянка подарком моим на старость.
Да и то верно, что старость подступает. Наследников Яшке захотелось. Влюбился он в полонянку так, что и думать забыл и о деньгах, и о славе, и о войне, и о царице Арсиное. Сделал он Олену женой. Ожерелье драгоценного жемчуга ей на шею повесил. Перстень смарагдовый на палец надел.
С круга казачьего шел, где женой ее взял, голова закружилась. Думал: нагрело солнце, больше буду дома сидеть.
Домой пришел Яшка, жить стал с женой молодой.
Да не долго зажился. В тот же год набежали на казаков турки-бусурмане, пошел Яшка воевать. И в первом же бою конь под ним споткнулся. Споткнулся, Яшку покачнул. Налетел на него турок-конник, саблей махнул, голову с плеч долой снес. Умер Яшка.
Вернулись казаки и узнали, что в тот день, как умер он, Олена-полонянка вечером с соседками попрощалась да на Саур-могилу пешком одна поднялась. А к чему, почему – никому не сказала. Провожатым ждать себя велела, да вниз так и не спустилась.
Искали ее потом, и не нашли, только ожерелье жемчужное на вершине кургана на камне лежало. И перстень старинный со странным именем на ободке – «Арсиноя».
Задания к тексту
- Бывали ли вы на Саур-Могиле? Расскажите о своих впечатлениях.
- Известны ли вам легенды о Саур-Могиле? Перескажите их.
- Составьте таблицу по схеме
Герой легенды Внешняя характеристика Внутренние черты
3 группа
ЛЕГЕНДА О КАМЕННЫХ МОГИЛАХ.
Говорят, в XVIII веке стоял здесь город татарский, были мечети, развалины которых угадываются и до сих пор.
Так ли, нет, однако среди немцев-колонистов, что жили неподалеку в селе Грос - Вердер, и вправду из уст в уста передавалась легенда о том, что действительно на этом месте в старину находился прекрасный город с великолепными дворцами, в одном из которых жила молодая королева.
Никто не знал, отчего город превратился в каменные нагромождения, только поговаривали, что его можно восстановить из руин, для чего нужно отыскать неимоверно храброго юношу. В ночь с 23 на 24 июня в 11 часов та королева появляется-де на самом высоком камне, а возле нее — чудесный цветок, якобы папоротник. Юноше надлежит взять этот цветок у королевы и принести в свое село. И тогда, мол, город вновь возродится. Да сделать желаемое неимоверно трудно. Потому как в то время, когда смельчак будет нести цветок, позади него раздастся страшный топот, крики, его станут преследовать привидения. Он же не должен ни оглядываться, ни проронить слова какого.
Колонисты рассказывали, что был у них в селе такой юноша, который никого и ничего не боялся.
Вот он в ту июньскую ночь и пошел в Каменные Могилы. И дождался таки: в 11часов увидел королеву на камне, а возле нее — желанный цветок. Но едва он намерился сорвать его, королева стала просить, чтоб он не трогал. Казалось, и каменное сердце расплавилось бы от ее уговоров. Однако юноша все же сорвал и понес в село. Когда он шел, то чудилось, будто все бесы вырвались на волю — такой гвалт позади поднялся. А земля прямо стонала от топота чьих-то ног. Да смельчак не оглядывался, одолевал свой путь.
Навстречу ему поспешил брат и попросил показать цветок диковинный.
— Смотри! — сказал юноша и дал ему в руки цветок.
И враз пропал и топот, и привидения, и сам цветок.
Во второй раз идти в Каменные Могилы юноша уж не осмелился.
Так и остался загадочный, зачарованный город не спасенный никем по сию пору.
А легенда вместе с немцами-колонистами перекочевала в Германию и уже оттуда пришла к нам в начале XX века.
ЛЕГЕНДА О КАМЕННОМ УГЛЕ. Однажды бродил охотник по дикой степи, по балкам, по овражным перелескам в поисках добычи. Уже и подустал малость. Солнце же тем временем сдвинулось с полдня на запад, пора было и домой возвращаться — до дома о-го-го еще сколько топать! И он решил отдохнуть немного, а заодно чего-нибудь поесть, чтоб пополнить силы, согреть нутро кипятком. Снял с плеча добытого на охоте зайца, тетерева, пойманного сельцами, рогожную торбу с несколькими окуньками, которых он поймал горстями на мелких и узких перекатах в Лугани. А еще на подходе сюда приметил родничок в байраке, к нему он и спустился. Затем начал собирать сушняк для костра. Видит, у подножия крутолобого склона балки свежий скат — лисья нора. Однако что за диво: земля, которую выгребала лапами рыжая наружу, какая-то необычная — черная-пречерная с виду, а в ней поблескивают черные камушки, большие и маленькие. Осмотрел нору. Сомнений не было - лисья. Да вот и шерсть рыжеватая в бурьяне позастревала. Охотник, вернувшись, расчистил старое пастушье кострище, обложил его черными камнями, принесенными от лисьей норы, высек огонь. Когда сушняк разгорелся, положил на жар завернутого в лопух окуня целиком, а сверху присыпал той же черной землей, чтоб он побыстрее упарился и равномерно спекся. И прилег отдыхать ... Через какое-то время кинулся поглядеть на пекшуюся рыбу и страшно удивился: земля и камушки, принесенные от норы, были теперь не черные, а красные, охваченные поверху синими огоньками. Разгреб поскорее костерок, а от окуня одна зола осталась — сгорел вместе с лопушиными листьями. — Ты смотри? — поразился охотник. — Земля горит! Или наваждение бесово? Он посидел, в раздумье и недоумении разглядывая неслыханное доселе явление, а потом еще взял из норы тех же камешков, бросил в жар. Сначала задымило слегка, и вслед за тем сквозь дым выткнулись небольшие языки зеленовато-красного пламени. «Вот так чуда сия! — еще больше поразился охотник. — Горит-таки земля!»Он и об усталости, и о еде забыл. Быстро набрал в свободную торбу тех камешков и земли черной, подхватил дичь, зайца и рыбу, притужил ремень для ходкости и заторопился в слободу, чтобы рассказать односельчанам о невиданной чудо-находке. А перед глазами у него все время было видение недавно горящей земли.
Задания к текстам
- Для чего юноше нужен был каменный цветок?
- Что помешало парню выполнить своё намерение?
- Что за чудо - камушки нашёл охотник в лисьей норе?
- Найдите и выпишите устаревшие слова, использованные в легендах
- Инсценируйте эпизод «Поход парня в Каменные Могилы»
Приложение 2
Приложение 3
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ(А)