Методическая разработка игрового мероприятия Игра — замечательная часть жизни.Вспоминая прошлое…
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Конкурс игровых программ «Да здравствует Игра!»
Методическая разработка
сценарий игрового мероприятия
«Игра – замечательная часть жизни…
Вспоминая прошлое…»
Возраст участников: 11 – 15 лет;
Захарова Светлана Валентиновна,
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория;
Рудяга Татьяна Михайловна,
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория;
Лобанова Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования.
с.Ильинско – Подомское
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Играть, не устать – не ушло бы дело»
«Одна игра не потеха – одна игра не выигрыш»
Едва новорожденный дитя научится мало – мальски есть и дышать, у него появляется ещё одна способность - к игре. Младенец испытывает два состояния – сна и игра. Игра старшего и младшего зависит от способностей того и другого. Раньше в большой семье ребёнок редко оставался один, играли с ним все – от мала до велика. Для старших общение с младшими тоже было игрой.
Трудно себе представить, что на Руси существовало около трёх тысяч игр. Многие, были приурочены к какому – либо народному празднику, времени года и дня. Народ издавна ценил игры, указывая на их прямую связь с жизнью. Народные игры охватывают все виды движения, развивают все основные физические качества, силу, ловкость, выносливость, быстроту; совершенствуют функциональные возможности организма. С помощью подвижных игр можно трансформировать детскую энергию и навыки, необходимые во взрослой жизни. Игра является неотъемлемой частью народной культуры, тесно связана с языком, песнями, праздниками. Она сопровождает нас на протяжении всего детства, а совместные игры детей и взрослых способствуют общению поколений.
Предлагаем вам познакомится с народными Вилегодскими играми.
Цель разработки:
Возрождение традиций национальной игровой культуры и формирование осознанного понимания значимости народной игры, использование игровых приёмов для развития нравственных качеств личности.
Задачи:
- раскрытие творческого потенциала обучающихся, выявление ярких индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- вызвать интерес у детей к изучению истории родного края, его обычаев, традиций, укрепление связей между поколениями;
- познакомить с разнообразным миром национальной игровой культуры детства через вовлечение участников в творческий процесс непосредственного поиска способов взаимодействия в ходе проведения развлекательно – игровых программ, организаторами которых выступают дети и подростки;
4.Реквизиты, атрибуты:
Стулья (по количеству участников), устойчивое полено, платки - 2 шт., лента атласная – 5 метров.
5.Ход мероприятия:
Дети размещены на стульях.
Ведущий 1:
Самые лучшие люди на свете, здравствуйте, милые, добрые дети!
Ответы детей.
Рядом с детьми удивительно рослые, здравствуйте, люди, товарищи взрослые!
Ответы взрослых.
Ведущий 2:
Здравствуйте, гости дорогие, молодые да задорные!
Мир вам, гости долгожданные,
Что пришли к нам в добрый час!
Встречу тёплую, желанную
Приготовили для вас.
Ведущий 3:
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед.
Но истоки старины
Забывать мы не должны.
Ведущий 1:
Мы найдём для игр место,
Их не спрячем про запас.
Никому не будет скучно
За околицей у нас!
Проходите, хвастайтесь – кто такие да откуда с какой стороны России – матушки?
Ответы детей.
Ведущий 2:
А мы приехали к вам с Вилегодской сторонушки, с Виледи – реки матушки,
приехали вас привечать, развлекать!
Ведущий 3:
Мы приглашаем вас окунуться в атмосферу далёкой старины, вспомнить быт наших предков, как они отдыхали, в какие игры играли.
Ведущий 1:
Народные игры сохранились и дошли до нашихъ дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству.
Ведущий 2:
А какие вы знаете народные игры вашего района?
Ответы детей.
Ведущий 2:
Хорошо, а теперь давайте познакомимся с народными играми Виледи, но сначала с помощью детской считалки выберем водящих. Встаём все в круг.
Считалка:
Раз,два, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела!
Выбираем водящих.
Ведущий 3:
Итак начинаем играть:
Народная игра «Коршун»
Правила игры:
Играющие выбирают «Коршуна» и «Наседку»; прочие представляют «Цыплят».
«Цыплята» становятся в один ряд за курицей – «Наседкой», держа друг за другом за пояс. «Коршун» налетает на «Цыплят», а «Наседка», с раскрытыми руками – крыльями, защищает их, становясь всегда перед «Коршуном». Игра продолжается до тех пор, пока «Коршун» не поймает всех цыплят.
Примечание: «Коршун» хватает «Цыплят» по одному, начиная с последнего по цепочке.
Ведущий 1:
Народная игра «Полено»
Правила игры:
Играющие вставали в круг, посредине которого ставилось круглое устойчивое полено. Дети брались за руки и пытались натолкнуть друг друга на полено, притягивая друг друга за руки к центру круга. Если кого то удавалось притянуть к полену, тот игрок выходил из игры.
Ведущий 2:
Народная игра «Пара, не пара»
Правила игры:
Играющие встают в круг. Пара (девушка и юноша) выходят на круг, в левую руку берут ленту атласную, расходятся по длине ленты. По сигналу ведущего они начинали вращаться, обматывая ленту вокруг себя. При встрече, если пара встречается лицом – целуются, все играющие громко скандируют – пара! Нет – расходятся.
Ведущий 3:
Народная игра "Жмурки"
Правила игры:
Участники игры выбирают водящих - юношу и дувушку.
Первый (юноша) - "Маша" и говорит тонким голосом, а вторая (девушка) - "Яша" и говорит басом. Обоим завязывают глаза. Иногда их ещё и покружат, чтоб они потеряли ориентировку. Остальные играющие берутся за руки, образуя вокруг водящих замкнутую цепь. "Яшу" отводят подальше от "Маши" и предлагают найти её. Вытянув руки вперед, "Яша" начинает искать и звать: "Где ты Маша?" - "Я тут", - громко должна отвечать "Маша", но сама не очень торопится встретиться с "Яшей"и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. Когда "Яша" находит "Машу", их заменяют новой парой водящих.
Примечание:
1.Окружающие не должны подсказывать водящим, где кто находится.
2.Им не дают выйти из круга.
3.Чтоб поймать "Машу" достаточно просто коснутся ее рукой.
Ведущие отмечают детей, которые активно участвовали в играх поощрительными призами.
Ведущий 1:
Вот вы узнали несколько игр, кторые были популярны на Виледи как среди молодежи с детьми, так и взрослого населения.
Ведущий 2:
Мы делились тем, что знали,
И старались вас развлечь,
Не прощаемся мы с вами,
Говорим "До новых встреч!"
Литература:
Данные народные игры опубликованны в газете "Вести Виледи" № 11 от 11 матра 2010 г. Колонка "Истоки"