Программа «Патриот» .Программа ориентирована на поднятие престижа службы в рядах Российской Армии формирование у допризывников позитивной мотивации к сохранению и укреплению здоровья, воспитание личности безопасного типа осмысление понятий Родина, патри
Пояснительная записка
Патриот - это «Любитель Отечества, ревнитель о благе его»
В. Даль.
Благополучие и мощь Государства зависят от отношения общества к своему Отечеству, от его гражданского и духовного сознания. Такое сознание предполагает потребность человека жить в социальном пространстве, где приоритетными являются понятия: Родина, патриотизм, защита рубежей Отечества. Воспитание на воинских традициях играет важную роль в становлении гражданина и патриота своего Отечества и в наше время.
Изменение духовных ценностей среди молодежи повлекли за собой нежелание служить Отечеству. Программа «Патриот» представляет собой современное понимание патриотического воспитания молодежи как одно из приоритетных направлений деятельности образования в условиях реформирования общества, Вооруженных сил Российской Федерации. Она составлена с учетом интересов общества, призвана удовлетворять потребности молодого гражданина. При составлении программы авторы руководствовались государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.06.2005г. № 422; опираясь на постановление мэра городского округа Тольятти от 15.01.2007 года № 83-1 /п «Об утверждении мероприятий по патриотическому воспитанию граждан городского округа Тольятти на 2007-2010 гг..» с учетом многолетнего опыта работы педагогического коллектива Центра по патриотическому воспитанию.
Программа «Патриот» - систематизированное и последовательное изложение теоретических основ военно-патриотического воспитания молодежи, обоснование его исходных установок целей, задач, содержания, направлений, форм, методов.
Её уникальность в том, что в программу внедрены педагогические инновации – изучение вопросов напрямую связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности в армейских условиях в мирное время. Обеспечение национальной безопасности, которая предусматривает служение Отечеству ради свободы и независимости своей страны, своего народа. Более детальное изучение вопросов строительства Вооруженных сил РФ, традиций и символов армии и флота, общевоинских уставов ВС РФ; отработка строевых приемов, обучение основам тактики общевойскового боя, огневой подготовки.
Программа ориентирована на поднятие престижа службы в рядах Российской Армии; формирование у допризывников позитивной мотивации к сохранению и укреплению здоровья, воспитание личности безопасного типа; осмысление понятий Родина, патриотизм, безопасность окружающих, забота, помощь окружающим в сложных ситуациях. Совершенствование функциональных возможностей организма (физическая подготовка), повышение правовой подготовки; изучение практических приемов безопасной жизнедеятельности, рукопашного боя, освоение начальной военной и пожарной подготовки. Направлена на:
- формирование морально-психологических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;
- воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России, и её Вооруженным силам;
- изучение положений законодательства РФ в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, о прохождении военной службы по призыву и по контракту, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих;
- приобретение навыков в области самообороны;
- изучение основ безопасности военной службы;
- практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов.
Цель: Содействие формированию у старшеклассников гражданской ответственности за страну за её процветание и защиту рубежей.
Задачи:
создать эффективную систему военно-патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия воспитания у старшеклассников верности Родине, формирования готовности к достойному служению Отечеству, честному выполнению воинского долга и служебных обязанностей.
воспитывать у подростков гражданственность, патриотизм, как важнейшие духовно – нравственные ценности.
Программа «Патриот» авторская. По направленности – военно-патриотическая (подготовка старшеклассников к учебно-военным сборам и службе в рядах Российской Армии). По формам организации – фронтальная рассчитана на работу с группами (подгруппами), комплексная. Программа реализуется в группах от 15 до 30 человек. Занятия 2 часа в неделю, общее количество часов 72 часа плюс 12 часов на воспитательную деятельность и итоговое мероприятие.
Программа рассчитана на один год обучения. По возрастному уровню предназначена для детей 15 - 16 лет (старшеклассников).
Данный возрастной период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. Дети подросткового возраста, а именно 15 – 16 лет включаются в качественно новую систему отношений с товарищами и взрослыми в школе. Изменяется их фактическое место в семье, среди сверстников в повседневной жизни, а также в обществе. У подростков появляется жажда социально-признаваемой деятельности. Приобщению к активной социально-познавательной деятельности способствует дополнительная образовательная программа «Патриот», где открыты новые возможности самореализации личности подростка, вероятность поднять свой престиж в глазах сверстников. Программа «Патриот» привлекательна разнообразием деятельности; качественно новым подходом к подбору тем и разделов, раскрывающих армейскую действительность, включающих различного вида соревнования. Итоговым мероприятием по реализации программы является общегородское мероприятие для десятиклассников «Допризывник года». Реализация программы возможна только при участии педагога-специалиста - мужчины, прошедшего воинскую службу.
Формы и методы обучения
В процессе обучения и воспитания, обучающихся используются следующие формы работы: занятия, тренировки, лекции, экскурсии, просмотр учебных видеофильмов, сдача нормативов, зачётов, учебно-тренировочные сборы, тактические игры на местности, спортивные праздники, походы выходного дня и полевые походы, участие и проведение соревнований различного уровня.
Основные методы работы: эмоциональная поддержка подростков; анализ и самоанализ действий, принятых решений, проблем. Стимулирование на позитивную деятельность, поисковый и проблемный методы, метод перспективы. Использование информационной техники, видео-, аудиоаппаратуры.
Диагностика и контрольно-оценочная деятельность
Психолого-педагогическая диагностика обучающихся направлена на исследование уровня развития познавательной, мотивационной сферы и социально - психологическую адаптацию в коллективе. Она осуществляется в периоды с сентября по октябрь (первичная психодиагностика) и с апреля по май (вторичная психодиагностика). Основу психолого-педагогической диагностики в объединении составляют беседы с обучающимися и дидактические тесты - это набор стандартизированных заданий по тематическому материалу, устанавливающий степень освоения его обучающимися. Преимущество собеседований и тестов как формы контроля - в независимости проверки и оценки знаний от педагога. В целом существует следующая система показателей обученности подростков: владение понятиями, фактами, начальной или теоретической проблематикой, закономерностями и правилами, методами и процедурами, сформированности умений и навыков.
Программа предполагает следующие формы и методы контроля:
Предварительный контроль: для определения начальной подготовленности обучающихся, проводимый в начале учебного года. При этом возможно анкетирование детей, сдача нормативов по общей физической подготовке.
Текущий контроль проводиться для определения функциональной грамотности и оценки знаний, умений и приобретенных навыков после каждого раздела курса. Формы контроля: наблюдение, индивидуальные задания, участие в соревнованиях, зачеты.
Итоговый контроль диагностирование уровня качества образованности в области военной подготовки и развития, обучающихся в соответствии с поставленной целью. Участие в учебно-военных сборах, соревнованиях, конкурсах. Сдача контрольно-переводных нормативов по физической подготовке на итоговом мероприятии «Допризывник года».
Ожидаемые результаты реализации программы:
По окончании курса обучающийся должен знать:
основы безопасности жизнедеятельности;
историю создания ВС РФ.
боевые традиции ВС РФ;
оружие, боевую и другую технику ВС РФ;
общевоинские уставы ВС РФ;
правила дорожного движения;
Должен овладеть:
навыками общевойсковой, специальной, туристической и противопожарной начальной подготовки;
навыками начальных строевых приемов в движении и на месте с оружием и без него;
навыками разборки и сборки АКМ.
навыками стрельбы из пневматической винтовки.
навыками оказания первой медицинской помощи;
навыками применения средств индивидуальной защиты;
навыками безопасного поведения личности.
Выполнять нормы физической подготовки.
Методическое обеспечение программы
Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание молодежи. М., 1984
Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной России. М: АВН, 2005.
Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. - М.изд. Физкультура и спорт. 1998
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы «Патриот» необходимо:
наличие спортивного зала и открытой спортивной площадки для занятий строевой подготовкой;
наличие тира, мишеней, пуль для проведения стрельбы из пневматической винтовки и АКМ;
наличие учебных гранат, учебных комплектов средств оказания первой медицинской помощи, средств индивидуальной защиты;
наличие наглядных пособий, учебных фильмов, инструкций по технике безопасности;
организация партнерских взаимоотношений с войсковой частью № 6622, пожарной частью № 13 для совместных военно-патриотических, противопожарных мероприятий.
Образовательная программа «Патриот» способна к реализации через сотрудничество:
с Департаментом образования мэрии городского округа Тольятти;
с МОУ Комсомольского района;
с кафедрой физической культуры и спорта ТГУ;
с военным комиссариатом г.о. Тольятти
с войсковой частью № 6622,
с пожарной частью № 13,
с департаментом социальной поддержки населения г.о. Тольятти
Учебно-методический комплект
Общевоинские уставы ВС РФ.
Инструкции по неполной разборке и сборке АКМ.
Плакаты: с портретами полководцев; воинские звания и значки различия; основы и правила стрельбы из стрелкового оружия; доврачебная помощь; средства защиты органов дыхания; плакаты по физической и строевой подготовке; по разборке и сборке автомата.
Комплект учебных плакатов по огневой подготовке;
Наглядные пособия (по строевой, огневой, общевойсковой подготовке)
Учебно-тематический план
по программе «Патриот» на 1 –ый год обучения
№п\П
Разделы, темы занятий
Количество часов
теория
практика
всего
I
Основы безопасности жизнедеятельности
2
2
1.Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения. Автономное существование в природных условиях (вынужденная автономия).
1
1
2.Гражданская оборона и ее организация в общеобразовательном учреждении. Сигналы оповещения, действия персонала и учащихся при проведении эвакуации.
1
1
II.
Основы общественно-гуманитарной подготовки
8
8
1. Российская Федерация: от истоков древних славян до наших дней. Краткая историческая справка. История Российского воинства.
1
1
2. Россия на современном этапе развития. ВС РФ – защитники Отечества. Организационная структура ВС. Виды и рода войск, их история создания и перспективы развития.
1
1
3. Конституция РФ – основной закон государства. Российское законодательство о прохождении военной службы. Уставы ВС РФ – основа уклада армейской жизни.
1
1
4. Первичная постановка на воинский учет. Порядок призыва и прохождения военной службы по призыву. Категории военнослужащих и воинские звания.
1
1
5. Служба по контракту: порядок прохождения, особенности и перспективы. Офицерский корпус – честь и гордость Российских ВС.
1
1
6. Памяти поколений – дни воинской славы России.
1
1
7. Символы Российской государственности. Атрибутика ВС РФ. Армейские традиции и ритуалы. Ордена и медали России.
1
1
8. Итоговое комплексное занятие (обобщающее занятие)
1
1
III.
Общевоинские уставы ВС РФ.
1
1
2
1.Общевоинские уставы ВС РФ: основные требования и положения (Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарный устав, Строевой устав)
1
1
2.Тестовый практикум и составление кроссворда. Уставы ВС: названия, содержание, армейская тематика и терминология.
1
1
IV.
Основы тактической подготовки.
2
2
4
1. Современный общевойсковой бой и его характеристика. Особенности его ведения с учетом современных требований.
1
1
2.Задачи и обязанности солдата в современном общевойсковом бою. Физическая, психологическая, моральная, учебно-боевая материальная подготовка – основа достижения победы в бою
1
1
3.Комплексное занятие на местности. Теория и практика. Действия солдата в бою. Способы передвижения, ведение огня, ориентирование и разведка, использование дополнительных средств для достижения успеха в бою. Особенности действий в наступлении, в обороне, на марше.
2
2
V.
Строевая подготовка
2
2
4
1. Строевые приемы на месте и в движении без оружия
1
1
2. Строевые приемы на месте и в движении с оружием
1
1
3.Практическое занятие. Строевое слаживание подразделения, прохождение с песней.
1
1
4. Итоговое занятие. Строевой смотр подразделения.
1
1
VI.
Основы огневой подготовки.
3
1
4
1. Изучение оружия. Вводное занятие, инструктаж по ТБ при обращении с оружием и производстве стрельбы из пневматического оружия.
1
1
2. Назначение и устройство стрелкового оружия. Разборка и сборка АКМ. Изучение тактико-технических данных АКМ. Приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия.
1
1
3.Ручные и противотанковые гранаты. Устройство и применение.
1
1
4.Практическое занятие и лично-командное первенство по стрельбе из пневматического оружия в тире.
1
1
VII.
Основы физической подготовки.
1
12
13
1.Современные требования к физической подготовке, ее основы и нормативы согласно НФП. Понятие «Здоровье» в контексте воспитания патриота.
1
1
2.Комплексы физической зарядки на 16 счетов: №№ 1,2. Спортивные игры: мини-футбол, волейбол.
3
3
3.Приемы рукопашного боя при нападении, защите, обезоруживания.
4
4
4. Выполнение комплексных силовых упражнений на спортивных снарядах.
1
1
5. Комплексное занятие по легкой атлетике: бег на 100м,1000м; марш-бросок на 3000м (командный зачет)
2
2
6. Соревнования: общевойсковая полоса препятствий и военно-спортивная эстафета «Армейские старты»
2
2
VIII
Основы инженерной подготовки
2
1
3
1. Инженерная подготовка войск. Простейшие укрытия и коммуникации, их устройство и использование с целью защиты личного состава в условиях ведения боевых действий.
1
1
2. Практическое занятие. Маскировка на местности, окапывание, устройство защитных сооружений.
2
2
IX.
Основы медицинской подготовки
4
2
6
1.Санитарное дело. Медикаменты, инвентарь, оборудование. Стационарные и походные медицинские пункты. Задачи и обязанности медицинского персонала.
2
2
2.Приемы и способы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи раненым (пострадавшим). Иммобилизация и сердечно-легочная реанимация. Теория и практика. Военно-медицинская эстафета. Старты для выживания.
2
2
4
Х.
Защита от оружия массового поражения
1
3
4
1.Виды ОМП. Краткая характеристика, поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Сигналы и способы оповещения и информирования граждан.
1
1
2.СИЗ (средства индивидуальной защиты). Практическое занятие – нормативы 1,2,3,3а. (Работа с противогазом и ОЗК – общевойсковой защитный комплект)
1
1
3.Комплексная полоса препятствий по ОМП и защите от него.
2
2
ХI.
Топография
2
2
4
1.Способы ориентирования на местности. Работа с компасом. Определение сторон горизонта. Движение по азимутам.
1
1
2.Топографические знаки. Ориентирование по карте, определение своего местонахождения. Чтение карт.
1
1
3.Спортивное ориентирование. Практическое занятие.
2
2
XII.
Автотракторная подготовка и правила дорожного движения
2
2
4
1.Автотраткторная техника и использование ее в Вооруженных силах РФ.
1
1
2.Правила дорожного движения. Основные положения. Законодательство России о безопасности на дорогах.
1
1
3.Порядок и правила регулировки дорожного движения. Практическое занятие.
2
2
XIII
Альпинизм и туристическая подготовка
2
2
4
1.Оборудование для альпинизма и туризма. Цели и задачи специальной подготовки. Оборудование палаточного лагеря, вязка узлов, наведение переправы.
2
2
2.Комплексное практическое занятие - туристическая полоса препятствий.
2
2
XIV
Противопожарная подготовка
2
2
4
1.Причины пожаров. Правила безопасности. Средства пожаротушения. Цели и задачи структурных подразделений.
1
1
2. Алгоритм действий человека и специализированных команд при возникновении пожара. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
1
1
2.Пожарно-прикладные виды спорта. Учебно-тренировочное занятие на полосе препятствий 4х100.
2
2
XV.
Основы технической подготовки
2
2
4
1.Техника и вооружение современных ВС России. ТТХ вооружение, конструкционные основы, правила эксплуатации, обслуживания и хранения
2
2
2.Назначение и устройство специальной техники на колесах и гусеницах. Экскурсия в автопарк в/ч 6622
2
2
XVI
Основы военкоровской подготовки.
1
1
2
1.Рабоота с аудио-, видео-, фотоаппаратурой. Технические характеристики. Эксплуатация, использование в работе.
1
1
2.Стенная печать. Выпуск газет, боевых листков, молний в стационарных и полевых условиях.
1
1
Всего:
37
35
72
XVII
Воспитательная работа:
Итоговое мероприятие «Допризывник года». Сдача КПН
Экскурсии в технический музей ВАЗа, в пожарную часть,
в Тольяттинский гарнизон.
12
12
Всего:
37
47
84
Содержание
по программе «Патриот»
Раздел1: Основы безопасности жизнедеятельности.
Вводное занятие. Ознакомление обучающихся с понятиями чрезвычайной ситуации. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения. Автономное существование в природных условиях (вынужденная автономия). Гражданская оборона и ее организация в общеобразовательном учреждении. Сигналы оповещения, действия персонала и учащихся при проведении эвакуации.
Раздел 2. Общественно-гуманитарная подготовка
Российская Федерация: от истоков древних славян до наших дней. Краткая историческая справка. История Российского воинства. Россия на современном этапе развития. ВС РФ - защитники Отечества. Организационная структура ВС. Виды и рода войск, их история создания и перспективы развития. Конституция РФ – основной закон государства. Российское законодательство о прохождении военной службы. Уставы ВС РФ – основа уклада армейской жизни. Первичная постановка на воинский учет. Порядок призыва и прохождения военной службы по призыву. Категории военнослужащих и воинские звания. Служба по контракту: порядок прохождения, особенности и перспективы. Офицерский корпус – честь и гордость российских ВС. Памяти поколений – дни воинской славы России. Символы российской государственности. Атрибутика ВС РФ. Армейские традиции и ритуалы. Ордена и медали России. Итоговое комплексное занятие. (Обобщающее занятие)
Раздел 3. Общевоинские уставы
Общевоинские уставы ВС РФ: основные требования и положения (Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарный Устав, Строевой Устав).
Тестовый практикум и составление кроссворда. Уставы ВС: названия, содержание, армейская тематика и терминология.
Раздел 4. Основы тактической подготовки.
Современный общевойсковой бой и его характеристика. Особенности его ведения с учетом современных требований. Задачи и обязанности солдата в современном общевойсковом бою. Физическая, психологическая, моральная, учебно - боевая материальная подготовка - основа достижения победы в бою (комплексный подход). Комплексное занятие на местности. Теория и практика. Действия солдата в бою. Способы передвижения, ведение огня, ориентирование и разведка, использование дополнительных средств для достижения успеха в бою. Особенности действий в наступлении, в обороне, на марше.
Раздел 5. Строевая подготовка.
Строевые приемы на месте и в движении без оружия. Строевые приемы на месте и в движении с оружием. Практическое занятие. Строевое слаживание подразделения, прохождение с песней. Итоговое занятие. Строевой смотр подразделения
Раздел 6. Основы огневой подготовки.
Занятия предусматривают первоначальное ознакомление с теоретической частью, проведение инструктажа по технике безопасности. Назначение и устройство стрелкового оружия. Разборка и сборка АКМ. Приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия. Правила безопасности при проведении учебной стрельбы, о возможных последствиях нарушения правил обращения с оружием. Выполнение упражнений по стрельбе. Используются учебные пособия (плакаты по использованию стрелкового оружия, мишени).Ручные и противотанковые гранаты. Устройство и применение. Практическое занятие и лично-командное первенство по стрельбе из пневматического оружия в тире.
Раздел 7. Физическая подготовка.
Условия службы в армии предъявляют повышенные требования к уровню физической подготовки призывников. Исследования показывают, что между уровнем физической подготовки призывников и освоением ими воинских специальностей существует прямая связь. От военнослужащих требуется быстрота и точность движений, координация, способность концентрировать внимание на объекте в сочетании с быстрым переключением, умение экономно совершать необходимые движения. Особенно в экстремальных условиях. Для выработки необходимых физических качеств предлагается использовать соревнования по военно-прикладным видам спорта: походы с военизированными играми на местности, марш-броски, военно-спортивные эстафеты.
Современные требования к физической подготовке, ее основы и нормативы согласно НФП. Порядок организации и проведения занятий по физической подготовке. Комплексы физической зарядки на 16 счетов №№ 1, 2. Спортивные игры: мини-футбол, волейбол. Приемы рукопашного боя при нападении, защите, обезоруживании противника. Выполнение комплексных силовых упражнений на спортивных снарядах. Личное первенство по метанию гранат. Комплексное занятие по легкой атлетике: бег на100 м,1000 м. (марш-бросок на 3000 м.)
Раздел 8. Основы инженерной подготовки.
Инженерная подготовка войск. Простейшие укрытия и коммуникации, их устройство и использование с целью защиты личного состава в условиях ведения боевых действий. Инженерные заграждения противника, способы их преодоления. Минные поля: обнаружение и преодоление.
Раздел 9. Основы медицинской подготовки.
Санитарное дело. Медикаменты, инвентарь, оборудование. Стационарные и походные медицинские пункты. Задачи и обязанности медицинского персонала Приемы и способы оказания первой (доврачебной медицинской помощи раненным и пострадавшим).
Раздел 10. Защита от оружия массового поражения.
Виды ОМП. Краткая характеристика, поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Сигналы и способы оповещения и информирования граждан. СИЗ (Средства индивидуальной защиты). Практическое занятие нормативы № 1,2,3,3а. Работа с противогазом и ОЗК – (общевойсковой защитный комплект), преодоление зараженной местности.
Раздел 11. Топография.
Способы ориентирования на местности. Работа с компасом. Определение сторон горизонта. Движение по азимутам. Топоргафические знаки. Ориентирование по карте, определение своего местонахождения. Чтение карт.
Раздел 12. Автотракторная подготовка и правила дорожного движения.
Автотракторная техника и использование ее в Вооруженных силах РФ. Правила дорожного движения. Основные положения. Законодательство России о безопасности на дорогах.
Раздел 13. Альпинизм и туристическая подготовка.
Оборудование для альпинизма и туризма. Цели и задачи специальной подготовки. Оборудование палаточного лагеря, вязка узлов, наведение переправы. Комплексное практическое занятие – туристическая полоса препятствий.
Раздел 14. Противопожарная подготовка.
Причины пожаров. Правила безопасности. Средства пожаротушения. Цели и задачи структурных подразделений. Пожарно-прикладные виды спорта. Учебно-тренировочное занятие на полосе препятствий.
Раздел 15. Основы технической подготовки
Техника и вооружение современных ВС России. ТТХ вооружение, конструкционные основы, правила эксплуатации, обслуживания и хранения. Назначение и устройство специальной техники на колесах и гусеницах. Экскурсия в автопарк в/ч 6622.
Раздел 16. Основы военкоровской подготовки: Работа с аудио-, видео-, фотоаппаратурой. Технические характеристики. Эксплуатация, использование в работе. Стенная печать. Выпуск газет, боевых листков, молний в стационарных и полевых условиях.
Воспитательная работа: Экскурсии в технический музей ВАЗа, в пожарную часть, в Тольяттинский гарнизон.
Литература
Брысин П.М. Урок начальной военной подготовки. М., 1977.
Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание молодежи. М., 1984
Кадашникова Н.Ю. Воспитываем патриота и гражданина. Волгоград, 2009
Методика физического воспитания учащихся. – М. Просвещение, 2005
Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной России. М: АВН, 2005.
Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе. – М. ВАКО. 2009
Оборонно-спортивные кружки. – М. Просвещение, 1987
Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. - М.изд. Физкультура и спорт. 1998
Смирнов А.Т., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. – М. АСТ, 2000.
Спортивно-прикладной туризм. Волгоград, 2009
15